• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 85 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Bolotov V., Motova G., Navodnov V. Университетское управление: практика и анализ. 2019. Vol. 23. No. 3. P. 5-13.

The article discusses the Monitoring of higher education institutions’ (HEIs’) effectiveness, which has been conducted annually by the Ministry of Education and Science in the last five years. The method of the Monitoring is based on the technology of collecting and systematizing information used by the state accreditation in 1997–2010. The reasons for the introduction of the Monitoring by the Ministry are described; the features of the performance indicators are justified by the state educational policy. A model of presentation of the Monitoring results in the league table format is suggested, which makes it possible to use its results more flexibly for the management of the higher education system. It also allows higher education institutions to analyze their positions and to form their own ways of the development.

Добавлено: 7 августа 2019
Статья
Панова А. А. Университетское управление: практика и анализ. 2015. Т. 100. № 6. С. 129-138.

Реформирование системы российского высшего образования направлено на повышение качества вузов и изменение их роли в развитии науки и экономики страны. Предполагается кардинальная смена принципов оценки академической деятельности и повышение ответственности руководства вузов за качество предоставляемых услуг. Ряд вузов получил особый статус, некоторые были объединены, происходит смена высшего руководящего состава в неэффективных вузах, изменяется система финансирования академической деятельности. Все это приведет в конечном счете к необходимости пересмотра функций и задач административного персонала, а также его структуры. В российской литературе эта проблема в полной мере не освещена. В зарубежной научной литературе интерес к проблеме эффективной администрации существует уже давно, и вопрос о целесообразности увеличения штата и расходов на него ставился не раз. В настоящей работе проанализированы основные тенденции, связанные с изменением административного штата в высших учебных заведениях зарубежных стран. Мы описываем динамику численности академического и административного состава, динамику объема административных затрат в общей структуре расходов вуза, качественные изменения в функционале административного штата в последние годы, делаем систематизацию основных теоретических объяснений существующих процессов.

Добавлено: 10 мая 2016
Статья
Загирова Ф. Р. Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 3. С. 141-154.

Данная статья призвана обратить внимание на такое явление, как академическая неоднородность студентов внутри вузов, и уточнить исследовательскую повестку по изучению данного феномена и его взаимосвязи с университетским управлением. Обзор существующей литературы и статистических данных на примере России позволил обозначить круг возможных причин для роста академической неоднородности в вузах и предложить базовые предпосылки для определения ее уровня. В статье впервые осуществляется анализ академической неоднородности как контекстуальной переменной и организационной характеристики вузов, обосновывается ее значимость для университетского управления. Также автор приводит круг теоретических рамок, через которые может быть проанализировано управление университетом в контексте высокой академической неоднородности. Продолжением данной работы станет более детальное исследование практик управления в вузах. Результаты данной работы могут быть использованы для расширения существующей повестки исследований в области высшего образования, а также для анализа и планирования деятельности конкретных университетов.

Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Юдкевич М. М., Горелова Ольга Юрьевна Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1.

Статья «Академический инбридинг: причины и последствия» представляет собой аналитический обзор академических исследований, посвященных практике найма вузами своих выпускников. Статья представляет собой авторский переработанный перевод главы «Academic Inbreeding: State of the Literature» из книги Academic Inbreeding and Mobility in Higher Education. Global Perspectives / ed. by Maria Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley. Palgrave Macmillan, 2015. Целью работы является систематизация и обсуждение причин, последствий и возмож­ных методов борьбы с инбридингом, который чаще всего рассматривается как практика, связанная с противо­речивыми последствиями для вуза и академической системы в целом.

Инбридинг широко распространен во многих странах, в том числе в России, и считается среди большинства руководителей российских вузов приемлемой, а в ряде случаев и предпочитаемой практикой. Анализ суще­ствующей литературы показывает, что основными причинами распространенности практики «взращивания» являются важность социальных связей в процессе найма, закрытость академического рынка труда, желание сократить издержки от поиска и найма кандидатов извне, а также восприятие инбридинга и иммобильности в качестве академической нормы. Многочисленные исследования показывают, что сотрудники вуза, являю­щиеся его выпускниками, отличаются по ряду важных характеристик (таких, как публикационная продуктив­ность, преподавательские установки, вовлеченность в профессиональные сети и пр.). Вместе с тем однозначного мнения о последствиях инбридинга не существует. Отчасти отсутствие согласия о том, является ли инбридинг положительной или отрицательной практикой, объясняется тем, что в большинстве стран он распространен скорее в элитных вузах.

Однако более популярна та точка зрения, что вузам не следует злоупотреблять наймом своих выпускников, поэтому во многих работах авторы рассматривают возможные способы борьбы с данной практикой. Наиболее эффективной мерой против инбридинга является его формальный запрет, развитие открытого рынка труда и стимулирование мобильности преподавателей. На основании анализа литературы в заключительной части статьи даются рекомендации по снижению последствий практики инбридинга в российских вузах.

Данная статья будет интересна в первую очередь руководителям высших учебных заведений, занимающихся вопросами кадровой и научной политики, а также исследователям, интересующимся проблемами академической профессии и управления вузами.

Добавлено: 20 июля 2015
Статья
Гергерт Д. В., Артемьев Д. Г. Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 75-87.

Российский сектор высшего образования может рассматриваться как турбулентная среда. В качестве основных задач, стоящих перед современным высшим образованием, выступают такие вызовы, как снижение государственного финансирования, интеграция российских вузов в международную систему высшего образования и изменение структуры конкуренции за преподавателей и студентов на глобальном рынке. Эти современные тенденции дополняются факторами перехода к Болонскому процессу и существенного изменения формата обучения в бакалавриате и магистратуре. Кроме этого, в образовательный процесс активно вовлекаются работодатели, которые все чаще выдвигают требования по подготовке «готовых к работе» выпускников, что также накладывает определенные обязанности на вузы. В качестве дополнительных вызовов современного высшего образования хотелось бы отметить изменение требований к преподавателям: они должны совмещать преподавание с исследовательской деятельностью, а не просто транслировать чужие наработки студентам. Существенно меняется также формат предоставления образовательной услуги за счет внедрения современных технологий, информатизации учебного процесса, активное включение в учебный процесс онлайн-дисциплин или дисциплин формата «blended learning». Все указанные изменения должны учитываться в деятельности образовательного учреждения. В данной статье рассматриваются вопросы организационной культуры, лидерства и поведенческих навыков преподавателей в позиции академического руководителя, а также ресурсное обеспечение, необходимое для выполнения этих функций. Исследование построено на анализе НИУ ВШЭ, в исследовании приняло участие 77 академических руководителей образовательных программ бакалавриата и магистратуры, что составляет 34,5  % от общего количества программ (в настоящее время в НИУ ВШЭ реализуется 72 образовательные программы бакалавриата и 151 образовательная программа магистратуры). Исследовательский вопрос. С 2014 г. в НИУ ВШЭ реализуется модель обучения по образовательным программам, во главе которых стоит академический руководитель. Однако данная функция прописана в документах в достаточно обобщенном виде и, скорее всего, по-разному понимается каждым из руководителей. Соответственно, цель исследования – оценить практику внедрения функционала академического руководителя на примере НИУ ВШЭ, выявить проблемы и определить ролевые модели академических руководителей на основе модели интегрированных конкурирующих ценностей.

В качестве новизны следует выделить адаптацию концепции конкурирующих ценностей при разработке ролевой модели академического руководителя образовательной программы университета на основе исследования его функционала, ресурсного обеспечения и степени вовлеченности в управленческие процессы.

Добавлено: 27 декабря 2018
Статья
Мешкова Т. А., Перфильева О. В. Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5. С. 23-38.

В статье представлен анализ перспективных направлений взаимодействия вузов с регионами. На примере опыта двух федеральных университетов, существующих в настоящее время в России, рассматривается вклад вузов в региональное развитие. Через анализ практик взаимодействия как минимум в четырех возможных сферах – экономической, социальной, политической и технологической – последовательно раскрываются механизмы интеграции вузов в жизнь регионов, на территории которых происходит их функционирование. Раскрывается инновационный потенциал многостороннего взаимодействия различных участников для социально-экономического развития городов и регионов

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Беляков С. А., Клячко Т. Л., Федотов А. В. Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1.
В статье проанализированы основные цели и задачи государственной образовательной политики Российской Федерации, представленные в федеральных программах развития образования, и результаты реализации этих программ в контексте достижения целей государственной политики
Добавлено: 4 апреля 2013
Статья
Федотов А. В., Васецкая Н. О. Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1. С. 60-69.
Показатели публикационной активности, такие как число публикаций и индекс цитируемости работ, являются важными критериями оценки эффективности научно-исследовательской деятельности вузов и научных организаций. В статье анализируется корреляция показателей публикационной активности исследователей и объемов финансирования, выделяемых на научные исследования и разработки. Определяется влияние материального стимулирования научной деятельности сотрудников вузов и научных организаций на их публикационную активность. Рассматриваются механизмы финансирования научных исследований как факторы, влияющие на публикационную активность российских ученых.
Добавлено: 31 августа 2013
Статья
Сафонова М. А. Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6. С. 69-81.

Британские государственные кампании оценки исследовательской продуктивности (Research Assessment Exercise (RAE) - буквально – «упражнения  исследовательской оценки»), введенные в практику правительством Тэтчер в 1980-х годах, обычно рассматриваются как прототип всех последующих неолиберальных реформ в науке. Общей целью этих реформ провозглашается повышение эффективности реформируемого сектора – в данном случае, сектора фундаментальной науки – за счет внедрения рыночных механизмов и поощрение конкурентного начала. В рамках проекта, направленного на изучение механизмов управления наукой и их влияния на академические карьеры, автором исследовалась практика проведения RAE и их последствия. Основные источники данных, которые обсуждаются в данной статье, это (1)            неформализованные интервью с британскими учеными-социологами, имевшими опыт управленческой работы на ключевых университетских должностях, и (2) официальные документы, производимые в ходе кампании.

Добавлено: 7 декабря 2014
Статья
Корнейчук Б. В. Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3(85). С. 75-81.

Проанализированы методы обеспечения независимости аккредитационных агентств в развитых странах. Показана неспособность централизованной системы аккредитации вузов в России обеспечить требование о независимости агентств в соответствии с европейскими стандартами. Рекомендованы и обоснованы необходимые изменения в российском законодательстве.

Добавлено: 28 августа 2013
Статья
Титова Н. Л. Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 2. С. 69-74.

Рассматривается проблема обеспечения доступности качественного образования для граждан вне зависимости от места их проживания. Основываясь на официальной статистической информации о деятельности абсолютного большинства вузов, подчиненных Министерству высшего образования и науки РФ, автор анализирует, насколько сильно и как именно месторасположение вузов влияет на результаты и преимущественные направления их развития, а также с помощью каких мер может быть осуществлен подъем качества высшего образования в различных регионах.

Добавлено: 3 марта 2013
Статья
Титова Н. Л. Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 2. С. 69-76.
Добавлено: 3 февраля 2010
Статья
Кузьминов Я. И. Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 4. С. 6-9.

Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) был создан в 1992 г. постановлением правительства РФ для решения задачи формирования нового корпуса высококвалифицированных профессионалов в области экономики, создания кадровой базы для эффективной рыночной экономики и демократического государства. В 1995 г. правительство РФ расширило задачи университета, распространив сферу его деятельности на весь комплекс социальных наук и поручив ГУ ВШЭ создать образовательные программы по менеджменту, социологии, праву, политологии, философии. Одновременно перед ГУ ВШЭ была поставлена задача превращения его в ведущий аналитический центр, обеспечивающий интеллектуальное сопровождение российских реформ.

Добавлено: 11 января 2013
Статья
Романенко К. Р., Шибанова Е. Ю., Абалмасова Е. С. и др. Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 4. С. 110-125.

Цель данной исследовательской статьи – выявить основные модели и ключевые особенности существования высшего образования в моногородах, то есть на территориях, где экономическое и социальное развитие исторически связано с присутствием крупного предприятия. Для исследования была выбрана Свердловская область, а основная часть данных была собрана в ходе проведения исследовательской экспедиции[1] НИУ ВШЭ. В качестве исследовательской стратегии был выбран анализ кейсов, а в качестве методов проведение биографических и экспертных интервью в сочетании с анализом статистических показателей по региону. Концептуальной рамкой для описания данных стал модернизированный для целей статьи «треугольник координации» Б. Р. Кларка, где уровень государства заменен на уровень города. Результаты исследования включают в себя выявление и классификацию форм существования высшего образования в моногородах (филиал, частный инженерный вуз, основанный предприятием, и программы высшего образования, реализуемые на территории заказчика), описание пяти основных исследовательских кейсов, каждый из которых соответствует одному из моногородов региона, а также распределение кейсов в треугольнике координации по их тяготению к городу, рынку или академическому сообществу. Кроме того, статья включает в себя описание ключевых практик взаимодействия вузов и местных предприятий (специальные стипендии, совместная профориентация школьников, совместное руководство курсовыми и дипломными работами студентов и т.д.) и идентификацию характерных проблем и вызовов в деятельности вузов в моногородах. Данные, собранные при проведении интервью, подтверждаются тезисами на основе статистики – о невысоких показателях научной деятельности вузов, высокой доля внебюджетных средств в структуре доходов вузов и высокой степени дифференциации среднего балла ЕГЭ среди абитуриентов, уехавших из Свердловской области. Наконец, в статье приводится пять финализирующих тезисов, подчеркивающих важность социальной миссии высшего образования в моногородах и необходимость оценок качества деятельности вузов, которые учитывали бы уникальные практики взаимодействия вуза с предприятием, городом и местным сообществом.

Добавлено: 18 октября 2018
Статья
Платонова Д. П. Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (98). С. 19-30.

Данная работа нацелена на развитие анализа институционального многообразия российской системы выс- шего образования. В этом исследовании предлагается концептуальная рамка для оценки многообразия вузов по двум возможным векторам анализа – горизонтальному и вертикальному. Ценность данной работы состоит в новизне подхода для российских исследований, который позволяет ответить на ключевые вопросы о структуре системы высшего образования – оценить иерархичность и продвинуться в определении классов вузов. С точки зрения прикладных результатов, ценна возможность уточнения типов деятельности вузов, что позволяет более специфично определить ориентиры для их развития и выстраивать многофакторные методы оценки. В статье были проанализированы: а) иерархичность системы через анализ среднего балла вступительных экзаменов и результатов мониторинга эффективности вузов; б) дифференциация вузов по направлениям обучения и их специализация. 

 

Добавлено: 19 октября 2015
Статья
Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 43-52.
Представлен обзор концепций изучения институционального многообразия в разных национальных контекстах. В качестве подходов к изучению нового институционального ландшафта российской высшей школы предложен «треугольник координации» Б. Кларка и стейкхолдерский подход. Обоснована необходимость поощрения развития дифференциации в российском высшем образовании со стороны главного стейкхолдера - государства, для чего важно использовать более гибкие инструменты образовательной политики. В частности, необходим переход от иерархии приоритетов, во главе которой стоит задача по созданию мировых исследовательских лидеров, к широкому спектру равноправных приоритетов.
Добавлено: 13 февраля 2013
Статья
Рощина Я. М. Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 1. С. 69-79.
Добавлено: 21 октября 2009
Статья
Берзон Н. И. Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 3. С. 65-72.

Цель работы - провести анализ соотношения риска и доходности финансовых инструментов в зависимости от временного горизонта инвестирования на развитых и развивающихся рынках. Для этого исследовались показатели риска и доходности двух финансовых инструментов: акций и облигаций. Данные по американскому фондовому рынку приведены за период 1925-1998 годы, по российскому фондовому рынку за период с 1995 года по 2007 год. Проведенный анализ показал, что с удлинением сроков инвестирования показатели риска и доходности снижаются. При этом эффект временного фактора наиболее отчетливо проявляется при вложениях в акции, что превращает данный инструмент в низко рискованный, но дающий значительно более высокую доходность по сравнению с облигациями. Полученные результаты согласуются с результатами аналогичных исследований, проводившихся на развитых рынках капитала.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Чириков И. С. Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 15-23.

Осуществляется обзор различных моделей и практик академического развития в зарубежных университетах. В первой части рассматриваются предпосылки возникновения академического развития в вузах как специально организованной деятельности. Подробно описываются три процесса: появление новых форм менеджериализма, продвижение предпринимательской активности в университетах и концепция непрерывного образования. Вторая часть посвящена анализу задач, проблем профессионализации и моделей организации деятельности по академическому развитию. Делается вывод о проблематичности самого термина "академическое развитие", множественности взглядов на задачи, направления деятельности, профессиональные принципы и модели организации. В третьей части приводится обзор наиболее интересных программ и проектов академического развития в зарубежных университетах, которые могли бы быть реализованы в российских вузах. Представленные выводы и материалы могут быть полезны при обсуждении стратегических инициатив, планировании программ и проектов академического развития в российских университетах.

 

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Правдина М. А. Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 4.
Добавлено: 5 июля 2010
Статья
Гордин В. Э., Балаева О. Н., Предводителева М. Д. Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 1 (71). С. 41-51.
Добавлено: 21 февраля 2012