• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 80 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Панова А. А. Университетское управление: практика и анализ. 2015. Т. 100. № 6. С. 129-138.

Реформирование системы российского высшего образования направлено на повышение качества вузов и изменение их роли в развитии науки и экономики страны. Предполагается кардинальная смена принципов оценки академической деятельности и повышение ответственности руководства вузов за качество предоставляемых услуг. Ряд вузов получил особый статус, некоторые были объединены, происходит смена высшего руководящего состава в неэффективных вузах, изменяется система финансирования академической деятельности. Все это приведет в конечном счете к необходимости пересмотра функций и задач административного персонала, а также его структуры. В российской литературе эта проблема в полной мере не освещена. В зарубежной научной литературе интерес к проблеме эффективной администрации существует уже давно, и вопрос о целесообразности увеличения штата и расходов на него ставился не раз. В настоящей работе проанализированы основные тенденции, связанные с изменением административного штата в высших учебных заведениях зарубежных стран. Мы описываем динамику численности академического и административного состава, динамику объема административных затрат в общей структуре расходов вуза, качественные изменения в функционале административного штата в последние годы, делаем систематизацию основных теоретических объяснений существующих процессов.

Добавлено: 10 мая 2016
Статья
Загирова Ф. Р. Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 3. С. 141-154.

Данная статья призвана обратить внимание на такое явление, как академическая неоднородность студентов внутри вузов, и уточнить исследовательскую повестку по изучению данного феномена и его взаимосвязи с университетским управлением. Обзор существующей литературы и статистических данных на примере России позволил обозначить круг возможных причин для роста академической неоднородности в вузах и предложить базовые предпосылки для определения ее уровня. В статье впервые осуществляется анализ академической неоднородности как контекстуальной переменной и организационной характеристики вузов, обосновывается ее значимость для университетского управления. Также автор приводит круг теоретических рамок, через которые может быть проанализировано управление университетом в контексте высокой академической неоднородности. Продолжением данной работы станет более детальное исследование практик управления в вузах. Результаты данной работы могут быть использованы для расширения существующей повестки исследований в области высшего образования, а также для анализа и планирования деятельности конкретных университетов.

Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Юдкевич М. М., Горелова Ольга Юрьевна Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1.

Статья «Академический инбридинг: причины и последствия» представляет собой аналитический обзор академических исследований, посвященных практике найма вузами своих выпускников. Статья представляет собой авторский переработанный перевод главы «Academic Inbreeding: State of the Literature» из книги Academic Inbreeding and Mobility in Higher Education. Global Perspectives / ed. by Maria Yudkevich, P. G. Altbach, L. E. Rumbley. Palgrave Macmillan, 2015. Целью работы является систематизация и обсуждение причин, последствий и возмож­ных методов борьбы с инбридингом, который чаще всего рассматривается как практика, связанная с противо­речивыми последствиями для вуза и академической системы в целом.

Инбридинг широко распространен во многих странах, в том числе в России, и считается среди большинства руководителей российских вузов приемлемой, а в ряде случаев и предпочитаемой практикой. Анализ суще­ствующей литературы показывает, что основными причинами распространенности практики «взращивания» являются важность социальных связей в процессе найма, закрытость академического рынка труда, желание сократить издержки от поиска и найма кандидатов извне, а также восприятие инбридинга и иммобильности в качестве академической нормы. Многочисленные исследования показывают, что сотрудники вуза, являю­щиеся его выпускниками, отличаются по ряду важных характеристик (таких, как публикационная продуктив­ность, преподавательские установки, вовлеченность в профессиональные сети и пр.). Вместе с тем однозначного мнения о последствиях инбридинга не существует. Отчасти отсутствие согласия о том, является ли инбридинг положительной или отрицательной практикой, объясняется тем, что в большинстве стран он распространен скорее в элитных вузах.

Однако более популярна та точка зрения, что вузам не следует злоупотреблять наймом своих выпускников, поэтому во многих работах авторы рассматривают возможные способы борьбы с данной практикой. Наиболее эффективной мерой против инбридинга является его формальный запрет, развитие открытого рынка труда и стимулирование мобильности преподавателей. На основании анализа литературы в заключительной части статьи даются рекомендации по снижению последствий практики инбридинга в российских вузах.

Данная статья будет интересна в первую очередь руководителям высших учебных заведений, занимающихся вопросами кадровой и научной политики, а также исследователям, интересующимся проблемами академической профессии и управления вузами.

Добавлено: 20 июля 2015
Статья
Гергерт Д. В., Артемьев Д. Г. Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 75-87.

Российский сектор высшего образования может рассматриваться как турбулентная среда. В качестве основных задач, стоящих перед современным высшим образованием, выступают такие вызовы, как снижение государственного финансирования, интеграция российских вузов в международную систему высшего образования и изменение структуры конкуренции за преподавателей и студентов на глобальном рынке. Эти современные тенденции дополняются факторами перехода к Болонскому процессу и существенного изменения формата обучения в бакалавриате и магистратуре. Кроме этого, в образовательный процесс активно вовлекаются работодатели, которые все чаще выдвигают требования по подготовке «готовых к работе» выпускников, что также накладывает определенные обязанности на вузы. В качестве дополнительных вызовов современного высшего образования хотелось бы отметить изменение требований к преподавателям: они должны совмещать преподавание с исследовательской деятельностью, а не просто транслировать чужие наработки студентам. Существенно меняется также формат предоставления образовательной услуги за счет внедрения современных технологий, информатизации учебного процесса, активное включение в учебный процесс онлайн-дисциплин или дисциплин формата «blended learning». Все указанные изменения должны учитываться в деятельности образовательного учреждения. В данной статье рассматриваются вопросы организационной культуры, лидерства и поведенческих навыков преподавателей в позиции академического руководителя, а также ресурсное обеспечение, необходимое для выполнения этих функций. Исследование построено на анализе НИУ ВШЭ, в исследовании приняло участие 77 академических руководителей образовательных программ бакалавриата и магистратуры, что составляет 34,5  % от общего количества программ (в настоящее время в НИУ ВШЭ реализуется 72 образовательные программы бакалавриата и 151 образовательная программа магистратуры). Исследовательский вопрос. С 2014 г. в НИУ ВШЭ реализуется модель обучения по образовательным программам, во главе которых стоит академический руководитель. Однако данная функция прописана в документах в достаточно обобщенном виде и, скорее всего, по-разному понимается каждым из руководителей. Соответственно, цель исследования – оценить практику внедрения функционала академического руководителя на примере НИУ ВШЭ, выявить проблемы и определить ролевые модели академических руководителей на основе модели интегрированных конкурирующих ценностей.

В качестве новизны следует выделить адаптацию концепции конкурирующих ценностей при разработке ролевой модели академического руководителя образовательной программы университета на основе исследования его функционала, ресурсного обеспечения и степени вовлеченности в управленческие процессы.

Добавлено: 27 декабря 2018
Статья
Мешкова Т. А., Перфильева О. В. Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5. С. 23-38.

В статье представлен анализ перспективных направлений взаимодействия вузов с регионами. На примере опыта двух федеральных университетов, существующих в настоящее время в России, рассматривается вклад вузов в региональное развитие. Через анализ практик взаимодействия как минимум в четырех возможных сферах – экономической, социальной, политической и технологической – последовательно раскрываются механизмы интеграции вузов в жизнь регионов, на территории которых происходит их функционирование. Раскрывается инновационный потенциал многостороннего взаимодействия различных участников для социально-экономического развития городов и регионов

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Беляков С. А., Клячко Т. Л., Федотов А. В. Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1.
В статье проанализированы основные цели и задачи государственной образовательной политики Российской Федерации, представленные в федеральных программах развития образования, и результаты реализации этих программ в контексте достижения целей государственной политики
Добавлено: 4 апреля 2013
Статья
Федотов А. В., Васецкая Н. О. Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1. С. 60-69.
Показатели публикационной активности, такие как число публикаций и индекс цитируемости работ, являются важными критериями оценки эффективности научно-исследовательской деятельности вузов и научных организаций. В статье анализируется корреляция показателей публикационной активности исследователей и объемов финансирования, выделяемых на научные исследования и разработки. Определяется влияние материального стимулирования научной деятельности сотрудников вузов и научных организаций на их публикационную активность. Рассматриваются механизмы финансирования научных исследований как факторы, влияющие на публикационную активность российских ученых.
Добавлено: 31 августа 2013
Статья
Сафонова М. А. Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6. С. 69-81.

Британские государственные кампании оценки исследовательской продуктивности (Research Assessment Exercise (RAE) - буквально – «упражнения  исследовательской оценки»), введенные в практику правительством Тэтчер в 1980-х годах, обычно рассматриваются как прототип всех последующих неолиберальных реформ в науке. Общей целью этих реформ провозглашается повышение эффективности реформируемого сектора – в данном случае, сектора фундаментальной науки – за счет внедрения рыночных механизмов и поощрение конкурентного начала. В рамках проекта, направленного на изучение механизмов управления наукой и их влияния на академические карьеры, автором исследовалась практика проведения RAE и их последствия. Основные источники данных, которые обсуждаются в данной статье, это (1)            неформализованные интервью с британскими учеными-социологами, имевшими опыт управленческой работы на ключевых университетских должностях, и (2) официальные документы, производимые в ходе кампании.

Добавлено: 7 декабря 2014
Статья
Корнейчук Б. В. Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 3(85). С. 75-81.

Проанализированы методы обеспечения независимости аккредитационных агентств в развитых странах. Показана неспособность централизованной системы аккредитации вузов в России обеспечить требование о независимости агентств в соответствии с европейскими стандартами. Рекомендованы и обоснованы необходимые изменения в российском законодательстве.

Добавлено: 28 августа 2013
Статья
Титова Н. Л. Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 2. С. 69-74.

Рассматривается проблема обеспечения доступности качественного образования для граждан вне зависимости от места их проживания. Основываясь на официальной статистической информации о деятельности абсолютного большинства вузов, подчиненных Министерству высшего образования и науки РФ, автор анализирует, насколько сильно и как именно месторасположение вузов влияет на результаты и преимущественные направления их развития, а также с помощью каких мер может быть осуществлен подъем качества высшего образования в различных регионах.

Добавлено: 3 марта 2013
Статья
Титова Н. Л. Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 2. С. 69-76.
Добавлено: 3 февраля 2010
Статья
Кузьминов Я. И. Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 4. С. 6-9.

Государственный университет — Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ) был создан в 1992 г. постановлением правительства РФ для решения задачи формирования нового корпуса высококвалифицированных профессионалов в области экономики, создания кадровой базы для эффективной рыночной экономики и демократического государства. В 1995 г. правительство РФ расширило задачи университета, распространив сферу его деятельности на весь комплекс социальных наук и поручив ГУ ВШЭ создать образовательные программы по менеджменту, социологии, праву, политологии, философии. Одновременно перед ГУ ВШЭ была поставлена задача превращения его в ведущий аналитический центр, обеспечивающий интеллектуальное сопровождение российских реформ.

Добавлено: 11 января 2013
Статья
Романенко К. Р., Шибанова Е. Ю., Абалмасова Е. С. и др. Университетское управление: практика и анализ. 2018. № 4. С. 110-125.

Цель данной исследовательской статьи – выявить основные модели и ключевые особенности существования высшего образования в моногородах, то есть на территориях, где экономическое и социальное развитие исторически связано с присутствием крупного предприятия. Для исследования была выбрана Свердловская область, а основная часть данных была собрана в ходе проведения исследовательской экспедиции[1] НИУ ВШЭ. В качестве исследовательской стратегии был выбран анализ кейсов, а в качестве методов проведение биографических и экспертных интервью в сочетании с анализом статистических показателей по региону. Концептуальной рамкой для описания данных стал модернизированный для целей статьи «треугольник координации» Б. Р. Кларка, где уровень государства заменен на уровень города. Результаты исследования включают в себя выявление и классификацию форм существования высшего образования в моногородах (филиал, частный инженерный вуз, основанный предприятием, и программы высшего образования, реализуемые на территории заказчика), описание пяти основных исследовательских кейсов, каждый из которых соответствует одному из моногородов региона, а также распределение кейсов в треугольнике координации по их тяготению к городу, рынку или академическому сообществу. Кроме того, статья включает в себя описание ключевых практик взаимодействия вузов и местных предприятий (специальные стипендии, совместная профориентация школьников, совместное руководство курсовыми и дипломными работами студентов и т.д.) и идентификацию характерных проблем и вызовов в деятельности вузов в моногородах. Данные, собранные при проведении интервью, подтверждаются тезисами на основе статистики – о невысоких показателях научной деятельности вузов, высокой доля внебюджетных средств в структуре доходов вузов и высокой степени дифференциации среднего балла ЕГЭ среди абитуриентов, уехавших из Свердловской области. Наконец, в статье приводится пять финализирующих тезисов, подчеркивающих важность социальной миссии высшего образования в моногородах и необходимость оценок качества деятельности вузов, которые учитывали бы уникальные практики взаимодействия вуза с предприятием, городом и местным сообществом.

Добавлено: 18 октября 2018
Статья
Платонова Д. П. Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (98). С. 19-30.

Данная работа нацелена на развитие анализа институционального многообразия российской системы выс- шего образования. В этом исследовании предлагается концептуальная рамка для оценки многообразия вузов по двум возможным векторам анализа – горизонтальному и вертикальному. Ценность данной работы состоит в новизне подхода для российских исследований, который позволяет ответить на ключевые вопросы о структуре системы высшего образования – оценить иерархичность и продвинуться в определении классов вузов. С точки зрения прикладных результатов, ценна возможность уточнения типов деятельности вузов, что позволяет более специфично определить ориентиры для их развития и выстраивать многофакторные методы оценки. В статье были проанализированы: а) иерархичность системы через анализ среднего балла вступительных экзаменов и результатов мониторинга эффективности вузов; б) дифференциация вузов по направлениям обучения и их специализация. 

 

Добавлено: 19 октября 2015
Статья
Дрантусова Н. В., Князев Е. А. Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 5. С. 43-52.
Представлен обзор концепций изучения институционального многообразия в разных национальных контекстах. В качестве подходов к изучению нового институционального ландшафта российской высшей школы предложен «треугольник координации» Б. Кларка и стейкхолдерский подход. Обоснована необходимость поощрения развития дифференциации в российском высшем образовании со стороны главного стейкхолдера - государства, для чего важно использовать более гибкие инструменты образовательной политики. В частности, необходим переход от иерархии приоритетов, во главе которой стоит задача по созданию мировых исследовательских лидеров, к широкому спектру равноправных приоритетов.
Добавлено: 13 февраля 2013
Статья
Рощина Я. М. Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 1. С. 69-79.
Добавлено: 21 октября 2009
Статья
Берзон Н. И. Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 3. С. 65-72.

Цель работы - провести анализ соотношения риска и доходности финансовых инструментов в зависимости от временного горизонта инвестирования на развитых и развивающихся рынках. Для этого исследовались показатели риска и доходности двух финансовых инструментов: акций и облигаций. Данные по американскому фондовому рынку приведены за период 1925-1998 годы, по российскому фондовому рынку за период с 1995 года по 2007 год. Проведенный анализ показал, что с удлинением сроков инвестирования показатели риска и доходности снижаются. При этом эффект временного фактора наиболее отчетливо проявляется при вложениях в акции, что превращает данный инструмент в низко рискованный, но дающий значительно более высокую доходность по сравнению с облигациями. Полученные результаты согласуются с результатами аналогичных исследований, проводившихся на развитых рынках капитала.

Добавлено: 20 сентября 2012
Статья
Чириков И. С. Университетское управление: практика и анализ. 2010. № 5. С. 15-23.

Осуществляется обзор различных моделей и практик академического развития в зарубежных университетах. В первой части рассматриваются предпосылки возникновения академического развития в вузах как специально организованной деятельности. Подробно описываются три процесса: появление новых форм менеджериализма, продвижение предпринимательской активности в университетах и концепция непрерывного образования. Вторая часть посвящена анализу задач, проблем профессионализации и моделей организации деятельности по академическому развитию. Делается вывод о проблематичности самого термина "академическое развитие", множественности взглядов на задачи, направления деятельности, профессиональные принципы и модели организации. В третьей части приводится обзор наиболее интересных программ и проектов академического развития в зарубежных университетах, которые могли бы быть реализованы в российских вузах. Представленные выводы и материалы могут быть полезны при обсуждении стратегических инициатив, планировании программ и проектов академического развития в российских университетах.

 

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Правдина М. А. Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 4.
Добавлено: 5 июля 2010
Статья
Гордин В. Э., Балаева О. Н., Предводителева М. Д. Университетское управление: практика и анализ. 2011. № 1 (71). С. 41-51.
Добавлено: 21 февраля 2012
Статья
Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Университетское управление: практика и анализ. 2013. № 1. С. 6-17.
На основе изучения механизмов дифференциации выделены четыре основных модели организации деятельности вузов, формирующиеся в процессе ресурсного обмена вуза со своими стейкхолдерами: университет – исследователь, университет – системный интегратор, университет – региональный интегратор, университет – кадровый конструктор. Модели описаны с помощью набора организационных и поведенческих характеристик (дескрипторов), выделенных на основе системного подхода к анализу высшего учебного заведения и включающих: ареал деятельности, миссию, образовательные программы, исследовательскую деятельность, селективность абитуриентов, научно-педагогический персонал, партнерства, пространственную модель вуза, модель управления.
Добавлено: 13 февраля 2013