Статья
Вербальные расистские оскорбления в современном французском обществе
В статье рассматривается проблема вербальных расистских оскорблений и отношение к ним в современном французском обществе. Во Франции, где проживает более 7 миллионов иммигрантов, проблема расовой терпимости стоит чрезвычайно остро, и, как и в большинстве европейских стран, расистские оскорбления преследуются по закону. В настоящее время за оскорбления по расовому признаку уголовный кодекс предусматривает строгие наказания − до 5 лет тюремного заключения и штраф до 75 000 евро. И несмотря на такие решительные меры в отношении обидчиков, доказать факт оскорбления по расовому признаку и наказать виновных зачастую является сложной задачей. На примере ряда наиболее освещаемых за последние три года в средствах массой информации событий, связанных с расистскими оскорблениями, анализируется вокабуляр вербальной расисткой инвективы, производимый ею эффект и меры, принимаемые французским обществом с целью наказания подобных оскорблений или их недопущения. Далеко не всегда оскорбления выражены инвективами, представленными в словарях нецензурной лексики. По сути, обвинение в расистском оскорблении может быть вынесено даже в том случае, если обидчик не употреблял вербальных расистских оскорблений, но было доказано намерение оскорбления или дискриминации оппонента. При этом наибольшее количество громких разбирательств связано, прежде всего, с оскорблением арабов. И, наконец, происходит формирование так называемой «обратной» расовой нетерпимости, которая проявляется по отношению к французам со стороны мигрантов.
Семантика слова «толерантность» вариативна и дискуссионна. Концептуальный анализ подростковой толерантности и разработка способов ее изучения являются одним из актуальных направлений современных социологических исследований. В данной работе построена концептуальная модель понятия толерантности подростков. В результате исследования социальных представлений подростков (выпускников старших классов) приводится классификация установок, разделяемых ими относительно путей преодоления социальных конфликтов, враждебности и противоречий в современном обществе. Определена типология подростковой толерантности учащихся, различающихся активностью (пассивностью), доброжелательностью (конфронтационностью) жизненных позиций, готовностью (отказом) преодолевать противоречие между «своими» и «чужими». Автором проанализированы тексты мини-сочинений – учтены семантика и эмоциональный регистр используемой подростками лексики, воссозданы установки и типы социальных представлений старшеклассников о толерантности. Данный подход делает более выверенным инструментарий опросов общественного мнения.
В статье выявлены компоненты и характеристики образовательной среды, создающие условия для свободы выбора, множественности взглядов на проблемы, диалоговых отношений. Делается вывод о том, что создание условий для самостоятельного выбора каждой личностью стратегий поведения, направлений самореализации способствует развитию толерантных отношений.
Коллективная монография представляет собой итог проекта, выполненного Федеральным государственным учреждением «Межведомственный аналитический центр социальных инноваций Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» в рамках Целевого конкурса Российского Государственного научного фонда 2011 г. «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии» 11-36-05007.
В ходе реализации проекта группой авторов под руководством доктора психологических наук, профессора психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, члена-корреспондента РАО Ю.П. Зинченко были осуществлены разнообразные исследовательские процедуры, проведены конференции, круглые столы, методологические семинары и др.
Данная книга и по идеям, и по авторам является междисциплинарной и представляет «единство разнообразия» коллективов факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Института антропологии и этнологии РАН, Института социологии РАН, Института мировой экономики и международных отношений РАН и Института социологии Российской академии образования. Всех авторов коллективной монографии объединяет вера в то, что идеология толерантности представляет собой магистральную линию развития полицентрического современного общества.
Коллективная монография предназначена представителям экспертного сообщества, политикам, журналистам, преподавателям, студентам, а также всем неравнодушным людям, которых объединяет желание способствовать уменьшению рисков ксенофобии и движению России к толерантному обществу.
Исходя из тезиса, что язык хранит культурные и ментальные паттерны, а также является неотъемлемой частью этнической / национальной идентичности, наряду с общей историей, культурным багажом, территорией,и т.д., автор рассматривает проблемы, сопровождающие современные социальные и политические процессы. Экология языка, которая все больше беспокоит профессиональных лингвистов, оказывается тесно связано с понятиями внешней и внутренней языковой толерантности, что нередко приводит к коррозии этнической идентичности. Либерализм в использовании языковых ресурсов начинает представлять угрозу для языковой самобытности. Таким образом, «русско-говорящая" языковая личность, которая имеет расширительным значением и интегрирует коммуникативное пространство России, оказывается в зоне риска.
Французский язык, как часть французской культуры, является не только средством общения, но средством воспитания человека, способствует развитию и саморазвитию обучаемого как личности, готовой к диалогу культур, способной свободно и корректно использовать язык в межкультурном общении. Формирование толерантности студентов высшей школы возможно при условии разработки содержания обучения французскому языку в соответствии с целью поликультурного образования, расширения тематического репертуара учебного курса, включения в практику обучения французскому языку тем, отражающих проблемы, имеющие общепланетарную ценность.
В статье рассматриваются политико-правовые и социальные особенности положения мусульманской общины в США. Проанализирован не только положительный опыт интеграции мусульман в американский социум, но и проблемные аспекты этого процесса.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.
Словарь–справочник содержит более 150 терминов и понятий, а также описание методов и средств разработки, применяемых в информационном поиске.
Может использоваться в качестве справочника по терминологии, существующим прикладным системам и средствам обработки текстовой и фактографической информации.
Для специалистов, занимающихся разработкой технологических решений и программных продуктов в области информационного поиска и извлечения фактографических данных из текстовой информации, а также в области семантического Веба.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
Статья посвящена анализу критических очерков, статей и эссе итальянских писталей, литературных критиков и литературоведов (А. Моравии, И. Кальвино, Ф. Фортини, К. Кассола, К. Салинари), опубликованных в 50-ых гг. XX века в Италии (собранных в сборник ""Доктор Живаго", Италия, 1958", М.: Река времен, 2012 г.) - как реакция на публикацию в Италии романа Нобелевского лауреата по литературе - Бориса Пастернака - "Доктора Живаго".
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
В статье описываются закономерности реализации эмоциональных высказываний в диалогической и монологической речи. Основное внимание автора обращено на характерные признаки речи говорящего, находящегося в состоянии эмоционального напряжения, и на композиционно-прагматические особенности диалогического и монологического текста.
Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.