• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Литературно-художественное произведение: онтология понимания

Машкова Л. А.

В данной статье все этапы «жизни» литературно-художественного произведения, от зарождения до восприятия, рассматриваются с точки зрения герменевтического подхода к пониманию, при этом понимание отделяется от толкования. Значительное внимание уделяется диалектике соотношения объективного и субъективного в литературе, анализу диалогического характера понимания, а также влиянию языка на авторскую мысль. Отвергается как широко распространенный пессимизм в отношении самой возможности истинного понимания, с одной стороны, так и поверхностный, интерпретационный подход  к пониманию, с другой. Подчеркивается высокое нравственное значение стремления к достижению подлинного понимания, попытки пробиться сквозь толщу препятствий самого различного толка, не поддавшись при этом на «мистические соблазны».

The article in question considers all stages of “life” of a work of verbal art, from nascency to perception, from the point of view of the hermeneutical approach to understanding, at the same time the latter is separated from interpretation. Considerable attention is devoted to the dialectics of interrelation between the objective and the subjective in literature, to the analysis of the dialogic character of understanding, as well as to the influence of language on the author’s thought. Widely spread pessimism regarding the possibility of understanding is jettisoned; on the other hand, the superficial, interpretive approach to understanding is also rejected. Aspiration for attaining genuine understanding, attempts to break through the thick crust of obstacles (and yet not yielding to any “mystical” temptation!) are emphasised and encouraged for their high moral significance.