Статья
Прогресс в сознании истории
Текст представляет собой рецензию на книгу "Историческая культура императорской России" (М., 2012). В рецензии характеризуется место данной работы в изучении культуры истории в отечественной историографии, основные результаты, полученные авторами сборника, и возможности дальнейшего развития такого рода исследований
Автор отмечает, что новая монография под редакцией А.С. Тумановой «Самоорганизация российской общественности в последней трети XVIII – начале XX в.» представляет собой комплексное исследование таких вопросов, как моральная позиция гражданского общества, уровень социальной солидарности составляющих его слоев, адекватность его институциональной структуры для решения вопросов устойчивого развития и модернизации, степень осознания либеральной интеллигенцией своей исторической миссии. Монография отличается оригинальностью научного подхода, богатством эмпирического содержания и имеет существенное значение для российской историографии.
В.А. Муравьев (1941-2009) – выпускник, аспирант и преподаватель, профессор и заведующий кафедрой источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института (МГИАИ — РГГУ). Разделы сборника содержат статьи, посвященные изучению научного наследия В.А. Муравьева, теоретических проблем историографических исследований, истории и современного состояния истории исторической науки. Анализируются основные характеристики историографического процесса в российской исторической науке, аспекты творчества некоторых российских историков XIX-XXI вв. Демонстрируются современные исследовательские практики историографических исследований. Исследуются источники изучения истории исторической науки.
Для специалистов в области гуманитарного знания, теории и методологии истории, истории исторической науки, источниковедения, исторической географии, вспомогательных исторических дисциплин.
Анализируются взаимоотношения А.Н. Савина и В.И. Герье в начале XX в. Вводится в научный оборот текст речи А.Н. Савина, посвященной В.И. Герье (1921).
В монографии представлен социологический, исторический и семиотический анализ знания о прошлом. Синтез этих подходов позволяет авторам развить современные представления о "смысле и значении" истории; отделить научное историческое знание от мифологического, религиозного, философского, эстетического. Согласно авторской концепции, все эти типы знания должны рассматриваться как имеющие самостоятельное значение и механизмы формирования, задающие разные способы конструирования образов прошлого. В книге подробно анализируются основные параметры, характеризующие специфику истории как науки о прошлой социальной реальности, включая определение ее предметной области, эмпирико-теоретические основания и когнитивные функции, а также способы структурирования исторического пространства и времени.
Для историков, социологов, культурологов и всех интересующихся теорией исторического знания.
Во введении к архивной публикации документов Ханса Кона Сергей Глебов и Александр Семенов отмечают, что Ab Imperio ранее уже обращался к научному наследию этого важнейшего теоретика национализма. В настоящем номере публикуются две лекции Кона – 1919 и 1943 годов. Во введении к публикации кратко представлена биография Кона, особенно его раннее увлечение сионизмом. В годы Первой мировой войны Кон служил в австро-венгерской армии, попал в плен и закончил войну в Южной Сибири в лагере для военнопленных. Авторы введения полагают, что его понимание национализма во многом сформировалось в результате этого опыта, прежде все его сионистской составляющей. Это ярко проявилось в лекции 1919 года, подготовленной и прочитанной в лагере для пленных в Красноярске. В 1943 году мы видим Кона профессором европейской истории Смит Колледжа в Массачусетсе, США. Позади у него была жизнь в Палестине, где он работал в сионистских организациях и изучал арабский мир. Он также внимательно следил за ростом нацизма и сталинизма в Европе. Его лекция 1943 года отражает некоторое дистанцирование и переосмысление идеи национализма.
История науки неотделима от истории общества. В XX веке социальные потрясения повлияли на развитие гуманитарных наук. В этом отношении жизнь Афанасия Матвеевича Селищева демонстрирует удивительный пример того, как кабинетный учёный пытался встать вне политики, но разрушительная сила эпохи взломала его замкнутый мир.
Анализ типологии русских летописей, а также исследований летописеведов позволяет заключить, что летопись является феноменом историописания, оставаясь на доисториографическом этапе в истории культуры.
Статья посвящена рассмотрению альтернативных стратегий конституционной трансформации в период разработки российской Конституции 1993 г. Автор анализирует историческое возникновение и основополагающие конституционные принципы, такие как парламентская демократия, разделение властей, формы правления, а также их интерпретацию во время политического кризиса рассматриваемого периода.
Монография посвящена онтологии стандартной и девиантной квантификации. В работе сопоставляются эвристические возможности и онтологические обязательства двух парадигм интерпретации кванторов: как второпорядковых предикатов и как функций выбора от их истоков (Г. Фреге и Ч.С. Пирс) до современного состояния (абстрактные логики и IF-логика). Новизна исследования связана с философской оценкой технических результатов последних лет о выразительных и дедуктивных возможностях логик с нестандартной квантификацией. Монография включает апробацию разработанных методов в логическом анализе языка, а также в логико-онтологической экспликации классических философских затруднений, обусловленных предикативной трактовкой существования.
Книга предназначена для специалистов в области логики, философии, когнитивной лингвистики и психологии, онтологической инженерии, а также для всех тех, кто интересуется историей и современным состоянием логики, аналитической философии и феноменологии, философскими основаниями математики и компьютерных наук.
Сборник содержит статьи, посвященные осмыслению широких взаимосвязей языка и культуры, философских аспектов познания, коммуникации и понимания, исследованию символического измерения бытия человека и культуры.
Книга предназначена философам, культурологам, специалистам в области языкознания, широкому кругу ученых-гуманитариев.
В книге, приуроченной к юбилею классика российской семантической школы Е.Д.Смирновой, рассматриваются перспективы логической семантики, дисциплинарный статус которой изначально определялся задачами обоснования математики, для философии языка и эпистемологии.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.