• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Институциональные тупики российской системы подготовки учителей

Статья посвящена анализу тех барьеров, которые препятствуют формированию системы подготовки российских учителей, которая была бы адекватна запросам современности. Рассматриваются реформы систем подготовки учителей в 12 странах Азии, Европы и Северной Америки, которые были осуществлены в последние десятилетия XX в.: причины реформ, основные тренды произошедших изменений, их узловые элементы, которые, по мнению автора статьи, необходимо учесть в ходе проектирования реформы педагогического образования в России. Все действия реформаторов сводятся к трем основным направлениям: это система мер, направленных на повышение престижности профессии учителя, совокупность действий по удержанию учителей в профессии и переход к такой конструкции образовательных программ подготовки учителей, которые помогут в решении первых двух задач. В результате реформ система подготовки учителей перестала быть ведомственной, базовой единицей (единицей проектирования) стала готовая к постоянным изменениям образовательная программа, а не структура, которая ее реализует. Обсуждаются такие показатели престижности профессии, как размеры заработной платы учителей в разных странах, качество абитуриентов педагогических вузов. Во многих странах разработаны хорошо зарекомендовавшие себя системы мер для привлечения молодых людей в профессию: предоставление ежемесячных пособий учащимся выпускных классов школ с условием, что они после окончания вуза не менее трех лет отработают в школе; особый порядок зачисления абитуриентов на учительские образовательные программы, при котором наряду с централизованным тестированием проводятся собеседования на пригодность к учительской профессии, творческие конкурсы, запрашиваются рекомендации; предоставление возможности получить педагогическое образование несколькими путями; создание карьерных перспектив. Показано, что в России отсутствуют институциональные механизмы, обеспечивающие закрепление молодых людей в профессии. Изменения, в том числе весьма позитивные (зарождение системы подготовки новых для российской школы специалистов — психологов, тьюторов, консультантов) чрезвычайно трудно оформляются нормативно. Если же это и происходит, то появившийся новый стандарт обычно представлен в старой, жестко определяющей характер деятельности исполнителя логике. В таких условиях возникновение институтов, которые бы поддерживали инициативы, рефлексию результатов инновационного поиска, стимулировали бы к трансформации существующие структуры, просто невозможно.