?
Гордон Олпорт — архитектор психологии личности
Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 23-30.
В любой науке среди выдающихся ученых можно выделить представителей двух основных типов — «открывателей» и «систематизаторов». Все эти достоинства соединились в Гордоне Уилларде Олпорте (1897-1967), влияние которого на мировую психологию при его жизни было трудно переоценить. Пожалуй, мало кого (если вообще кого-нибудь) можно сравнить с ним по количеству идей, вошедших не в учебники по теориям личности, а в основной корпус знаний психологии личности.
Уколова Е. М., Шумский В. Б., М. : Логос, 2016
В панораме зарубежной психологической мысли Виктору Франклу (1905-1997) принадлежит особое место. Философ, психолог, врач, психотерапевт, создатель оригинального учения о смысле, он оказал серьезное гуманистическое влияние на философско-психологическую мысль.
В монографии показан вклад В. Франкла в развитие идеи личности как духовного деятельного начала человеческого бытия. Раскрывается философский и историко-культурный контекст зарождения и развития идеи личности в учении ...
Добавлено: 15 февраля 2017 г.
Старовойтенко Е. Б., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2010 Т. 7 № 1 С. 3-18
Статья посвящена обоснованию перспектив персонологии как нового интегрального направления в психологическом изучении личности. Приводится методологическая модель персонологии в парадигме «жизни», систематизирующая философско-психологические идеи о личности как активном начале собственной жизни, о закономерностях протекания индивидуальной жизни, ее внутренней архитектонике и личностных условиях ее воссоздания и обновления. Личность рассматривается в категориях миров и способов индивидуальной жизни, пространства ...
Добавлено: 10 октября 2012 г.
Овчинникова Ю. Г., Юнгианский анализ 2012 № 1 С. 4-21
В данной работе контрперенос рассматривается как уникальный феномен, являющийся ключом к пониманию и изменению терапевтических отношений, терапевтического процесса и личности пациента. Автор подчеркивает значимость изучения данного вопроса в связи с увеличением учебных программ по подготовке психологов-практиков. Выделены три сферы проявлений контрпереносных реакций. Сформулирована гипотеза об опережающем контрпереносе, согласно которой травмированные части психики пациента отражаются в ...
Добавлено: 9 ноября 2012 г.
М. : ИНИОН РАН, 2012
Рассматриваются проблемы стратегического проектирования социально-экономического развития России, национальных интересов России в изменяющемся мире, модернизации российской экономики на основе инновационного и технологического развития, качества власти и управления, регионального развития, модернизации российского здравоохранения, образования и науки. В ежегоднике представлены материалы XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения», Москва, ИНИОН РАН, 15–16 декабря 2011 г.
Для ...
Добавлено: 12 октября 2012 г.
М. : [б.и.], 1977
Добавлено: 14 апреля 2013 г.
Фомичев В. А., Фомичева О. С., Informatica 2012 Vol. 36 No. 2 P. 119-120
Статья является введением к специальному выпуску международного научного журнаа Informatica (Словения) по проблемам человека в цифровом мире. Авторы статей из Италии, Мексики, Польши, России, Румынии и Хорватии ищут конструктивные способы поддержки гармоничного развития личности в современном информационном обществе. Общей чертой работ является то, что либо относятся к новой научной дисциплине – когнитонике, либо соответствуют ее ...
Добавлено: 13 декабря 2012 г.
Люк Х., М., Штутгарт : W. Kohlhammer, 2012
Книга немецкого профессора психологии Хельмута Люка представляет короткий обзор всех главных течений, школ, направлений, частных областей психологии от середины XIX до рубежа XX-XXI столетий. Благодаря такому изложению создается представление о логике формирования научной психологии, чувство динамики ее развития, ощущение освоения все более расширяющегося пространства психологических вопросов и идей. Кроме того, она дает урок методологии историко-психологического ...
Добавлено: 1 июня 2013 г.
Уколова Е. М., Existenzanalyse 2011 No. 2 P. 117-120
В житейской психологии, философии и научном психологическом дискурсе основной функцией совести полагается нравственная оценка поведения человека. В экзистенциальном анализе акцент в понимании функций совести смещается с распознавания и осуждения превратного поведения к процессу выработки самой стратегии поступков. Понимание голоса совести как звучащего на этапе принятия решений позволило предложить два методических шага для нахождения аутентичной позиций ...
Добавлено: 10 декабря 2012 г.
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2009 № 6 С. 119-138
Историко-психологическое и теоретическое исследование рукописи Л.С. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" опирается на архивные документы и малоизвестные работы Л.С. Выготского ...
Добавлено: 4 октября 2019 г.
Шадриков В. Д., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2010 Т. 7 № 3 С. 41-56
В настоящей работе представлена авторская теория способностей человека. Дается содержательное определение способностей, которые рассматриваются в трех измерениях: индивида, субъекта деятельности и личности. На основе предложенного понимания способностей предлагается решение актуальных вопросов: соотношения, задатков и способностей, месте способностей в структуре психики, взаимосвязи способностей и познавательных процессов. Выходя за рамки познавательных способностей, автор предлагает общее понимание способностей, ...
Добавлено: 8 декабря 2012 г.
Шадриков В. Д., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2004 Т. 1 № 1 С. 5-19
Системное определение предмета психологии приводит к необходимости обращения к внутреннему психическому миру человека. О реальности последнего говорят повседневный опыт и факты экспериментов с электрическим раздражением глубинных структур мозга. В статье анализируется зарождение и развитие внутреннего мира у ребенка. Рассматривается репрезентация внешнего мира во внутреннем. Утверждается тезис о тождественности понятий внутреннего мира и души человека. Формулируются ...
Добавлено: 14 января 2014 г.
Неврюев А. Н., Акмеология 2011 № 3 С. 278-281
Статья посвящена изучению основных закономерностей динамики развития профессионального становления студентов-психологов. Особое внимание уделяется модальностной характеристике мотивации, а также мотивации достижения успеха и избегания неудач. Был проведен анализ научных работ по тематике развития профессионального становления. В статье обосновывается актуальность подобного рода исследований.
Ключевые слова: модальностная характеристика, характеристика мотивации, студенты-психологи, профессиональное становление. ...
Добавлено: 11 января 2013 г.
Записные книжки, заметки, научные дневники Л.С. Выготского: результаты исследования семейного архива
Завершнева Е. Ю., Вопросы психологии 2008 № 2 С. 120-136
Добавлено: 24 октября 2019 г.
Иванова Н. Л., Мазилова Г. Б., Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Психология. Педагогика 2010 Т. 3 № 4 С. 11-20
В статье показано, что одним из важнейших ресурсов формирования гражданственности является гражданская идентичность - элемент самосознания личности. Проводится анализ динамики выраженности гражданского «Я» под влиянием социально-экономических условий. Рассматриваются результаты сравнительного субъективных смыслов, вкладываемых в понятие «гражданская идентичность» представителями различных стран. ...
Добавлено: 7 ноября 2012 г.
Фомичев В. А., Фомичева О. С., Informatica 2012 Vol. 36 No. 2 P. 121-130
Статья обосновывает необходимость значительно более ранней социализации детей в век Интернета. Главная цель – сделать так, чтобы дети (в том числе подростки) осознавали возможные социальные последствия недобросовестного использования ими информационно-коммуникационных технологий, в частности, мобильных телефонов и Интернета. Излагается оригинальный метод раннего формирования когнитивного подпространства моральных ценностей. Он является частью системы эмоционально-образного обучения (ЭОО-системы), разработанной ...
Добавлено: 20 ноября 2012 г.
М. : Смысл, 2001
Добавлено: 9 января 2013 г.
М. : ФГБОУ ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина», 2017
В сборник включены статьи участников конференции: профессорско-преподавательского и научного состава российских и зарубежных вузов и научно-исследовательских учреждений. Статьи отражают широкий спектр основных направлений исследований в области современной психологии по следующим отраслям: философская методология психологии, история психологии, социальная психология, психология искусства, дизайна, моды, творчества, возрастная, педагогическая, практическая и прикладная психология. ...
Добавлено: 28 сентября 2017 г.
Семенов И. Н., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 2016 № 2 С. 46-63
В статье характеризуется научная деятельность Б.М. Теплова — одного из крупнейших российских психологов XX в., основателя четырех научных школ в отечественной психологии. Выделяются ключевые вехи его жизнетворчества, подчеркивается его фундаментальный вклад в развитие таких областей психологии, как психология способностей, дифференциальная психофизиология, военная психология, история психологии, методология человекознания. Особое внимание уделяется историко-методологической и научно-педагогической деятельности Б.М. ...
Добавлено: 28 декабря 2016 г.
В XXI веке представители самых разных наук об эволюции человека, природы и общества все более убеждаются в том, что древнее предостережение о рисках и опасностях жизни в эпоху перемен становится сбывшимся пророчеством. Транс- формация эпохи перемен в повседневную реальность нашего текучего времени по- служила толчком для разработки таких зарождающихся в пограничных областях психологии направлений исследования ...
Добавлено: 19 февраля 2021 г.
Миллер А., М. : Академический проект, 2016
Автор показывает механизмы скрытой жестокости в воспитании детей и корни насилия. Анализируя ряд жизненных историй: пациентки-наркоманки, убийцы малолетних и Адольфа Гитлера, — Миллер раскрывает истоки крайней личностной деструктивности этих людей в раннем детстве: будучи детьми они подвергались жестокому обращению и унижению, что и сказалось на особенности их личности. Сформулированы основные принципы «губительной педагогики» — подавляющего ...
Добавлено: 20 марта 2017 г.
Омск : Издательство Омского государственного университета, 2009
Представлены тексты докладов следующих секций: «Теоретические и методические аспекты трудных жизненных ситуаций», «Роль личности в возникновении и преодолении трудных жизненных ситуаций», «Нормативный и ненормативный кризис как трудная жизненная ситуация», «Социально-психологические механизмы поведения личности (группы) в трудных жизненных ситуациях», «Сохранение физического и психологического здоровья человека в трудных жизненных ситуациях». ...
Добавлено: 20 февраля 2013 г.
Роджерс К., Консультативная психология и психотерапия 2010 № 4 С. 166-174
В мае 2010 года факультет психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) выступил организатором XI Международного форума по человекоцентрированному подходу, который подтвердил актуальность многих вопросов и проблем, связанных с этим направлением терапии. Одним из таких вопросов до сих пор является вопрос наименования этой влиятельной психотерапевтической школы. Какой термин лучше использовать? Человекоцентрированный? Клиентоцентрированный? На страницах нашего журнала ...
Добавлено: 6 ноября 2012 г.
Семенов И. Н., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 № 3 С. 276-299
В статье анализируется жизненный путь и вклад в человекознание выдающегося российского психолога, историка науки, науковеда, академика РАО М.Г.Ярошевского в связи со 100-летием со дня его рождения. Впервые предлагается периодизация этапов его жизнетворчества на фоне развития психологии и науковедения в ХХ столетии а также характеризуются основные направления научной и организационной деятельности по изучению психологии творчества ученых ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.