• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 94 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Лебедев А. Н. Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 1. С. 133-137.
Добавлено: 9 февраля 2010
Статья
Золотарева А. А. Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 6. С. 62-69.

В статье дан обзор основных теоретических представлений о перфекционистской самопрезентации в зарубежной психологии. Описана история создания оригинального варианта методики "Шкала перфекционистской самопрезентации" П. Хьюитта. Представлены результаты адаптации русскоязычного варианта методики. Отражены основные ограничения и возможности развития опросника.

Добавлено: 17 марта 2013
Статья
Гулевич О. А. Психологический журнал. 2006. № 3. С. 68-77.

Рассмотрена связь между ответственностью и виной, приписываемых преступнику, совершившему убийство, и его жертве. Проанализировано влияние на атрибуцию ответственности и вины таких факторов, как мотивация преступника, степень его знакомства с жертвой и способность последней к сопротивлению.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Неврюев А. Н., Гулевич О. А., Некрасова Е. Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 4. С. 17-26.

Исследуются психологические факторы, которые предсказывают отношение к раз- личным формам участия России в гражданской войне в Сирии. Жители России (N = 595) за- полняли опросники для измерения веры в справедливый мир, национализма, патриотизма, об- щей социальной установки по отношению к войне и отношения к различным способам участия России в Сирийском конфликте. Результаты исследования показали, что вера в справедливый мир предсказывала различные формы гражданской идентичности — патриотизм и национализм. Патриотизм, но не национализм негативно связан с общей социальной установкой к войне. Со- циальная установка к войне, в свою очередь, позитивно связана с отношением к военному вмешательству России в гражданскую войну в Сирии, но негативно связана с мирным участием страны в этом конфликте. В статье приводятся новые данные о связи гражданской идентично- сти и социальной установки к войне. Намечены основные перспективы развития данного направления исследований.

Добавлено: 13 декабря 2018
Статья
Семенов И. Н. Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 45-54.

Исследуется научная деятельность двух ведущих специалистов по психологии творчества – Я.А. Пономарева и М.Г. Ярошевского. Проводится сравнительный экзистенциально-психологический анализ жизненного пути этих ученых как контекста развития их научного мышления. Характеризуется значение взаимодействия Пономарева и Ярошевского для развития отечественных школ изучения творчества, мышления и рефлексии. Особое внимание уделено анализу раннего периода изучения исследователями научного творчества (в Институте истории естествознания и техники АН СССР) как исходного базиса для дальнейшего исследования проблем психологии творчества в ИП РАН и в рамках созданной Я.А. Пономаревым Всесоюзной секции “Психология творчества” Общества психологов СССР. Эксплицируется комплексно-науковедческая стра- тегия М.Г. Ярошевского по изучению научного творчества и системно-психологическая стратегия Я.А. Пономарева по изучению творческого мышления и системы развития творчества. Показана дальнейшая реализация этих стратегий в современных научных школах психологии творчества, мышления и рефлексии.

Добавлено: 26 февраля 2016
Статья
Лобанова Т. Н. Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 2. С. 87-98.

Предложены новые классификационные основания для выделения характеристик и видов интересов, представлена типология интересов, актуальная для работников. Представлена структурная модель интересов работника, которая может быть использована для построения исследований в организациях как менеджерами, так и психологами. Проанализированы социально-психологические аспекты противоречия интересов работников внутри организации, выявлены взаимосвязи интересов и эффективности трудовой деятельности. К наиболее значимым видам противоречий интересов отнесены противоречия между различными группами (межгрупповые, корпоративные), между работником и работодателем (экономические интересы против корпоративных) и противоречия между корпоративными и общегражданскими интересами. В качестве путей формирования устойчиво полезных и социально значимых интересов работников выделены следующие: обозначение перспектив работы, поощрение творческих начинаний, усложнение работы в связи с появлением новых задач, подкрепление ощущения успеха в процессе работы, создание удобных условий для развития.

Добавлено: 15 июля 2015
Статья
Щебетенко С. А. Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 28-38.

Настоящая работа продолжает серию исследований восприятия россиянами (n = 215) образов иммигрантов. Показано, что когнитивная нагрузка может взаимодействовать со стереотипностью образа иммигранта при восприятии иммигрантов россиянами. Когнитивная нагрузка может ухудшать эмоциональную оценку контрстереотипных иммигрантов, не влияя на эмоциональную оценку стереотипных иммигрантов. Это также означает, что контрстереотипные образы иммигрантов могут негативно оцениваться при высокой (но не при низкой) когнитивной нагрузке. В то же время это взаимодействие не проявилось при когнитивной оценке образа иммигранта - степени его стереотипности. Показано, что данный эффект является устойчивым в контексте черт личности, пола участников исследования, а также национальности образа иммигранта. Черты личности предсказывали эмоциональные оценки иммигрантов.

Добавлено: 24 сентября 2018
Статья
Веракса А. Н., Коробейникова Е. Ю., Леонов С. В. и др. Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 109-118.

Задача: изучение и описание глазодвигательных паттернов в процессе прицеливания у спортсменов, стреляющих из различных видов лука.

Гипотеза: занятия стрельбой из лука формируют у спортсменов специфичные паттерны движения глаз во время прицеливания, которые в том числе зависят от вида лука, из которого стреляет спортсмен.

Метод: В исследовании принимали участие 27 стрелков из лука (13 девушек, средний возраст 17.54 ± 2.15 и 14 юношей, средний возраст 18.50 ± 5.77), регистрация глазодвигательных параметров проводилась с помощью мобильной системы ETG (Eye Tracking Glasses) SMI.

Результаты: ?Было выявлено? Влияние группы при переходе от одного задания к другому на длительность выстрела (F=9.452, p<0.01), фиксаций (F=3.409, p<0.05). Может, так: Усложнение задачи, моделирующей выстрел, по-разному сказывается на длительности выстрела и фиксаций в зависимости от того, из какого вида лука стреляют спортсмены.

Выводы: Существуют различия в особенностях глазодвигательных параметров при выполнении разных моделирующих ситуацию стрельбы заданий среди трех групп лучников, имеющих опыт стрельбы из различных видов лука.

Добавлено: 12 октября 2015
Статья
Леонтьев Д. А. Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 23-30.

В любой науке среди выдающихся ученых можно выделить представителей двух основных типов — «открывателей» и «систематизаторов». Все эти достоинства соединились в Гордоне Уилларде Олпорте (1897-1967), влияние которого на мировую психологию при его жизни было трудно переоценить. Пожалуй, мало кого (если вообще кого-нибудь) можно сравнить с ним по количеству идей, вошедших не в учебники по теориям личности, а в основной корпус знаний психологии личности.

Добавлено: 20 августа 2013
Статья
Золотарева А. А. Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 2. С. 117-128.

Представлен обзор основных представлений о нормальном и патологическом перфекционизме в психологической традиции. Приведены результаты разработки и апробации оригинальной методики "Дифференциальный тест перфекционизма". Отражена процедура проверки психометрических показателей теста.

Добавлено: 17 марта 2013
Статья
Нартова-Бочавер С. К. Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 5. С. 1-18.

Аннотация. Центральная идея статьи ― аргументация того, что жизненные среды человека могут быть не только источником стресса, но и ресурсом самопомощи личности. Показано, как в современной психологии развиваются и взаимодействуют два научных направления, открытые для российской науки трудами Л.И. Анцыферовой – психология повседневности и психология совладания. Доказывается, что понимание самоорганизации личности возможно только при условии включения тех сред, в которых происходит повседневная жизнь человека, благодаря чему функционирование личности может пониматься экологично, идиографично и оптимистично. Анализируются основные этапы становления психологии повседневности как эклектичного направления, сформировавшегося под влиянием антропологии, экзистенциальной философии, психоанализа и бихевиоризма. Разбираются основанные на обобщении исследований в области взаимодействия личности и среды средовая модель стресса Р. Харрисона и др. и социально-экологическая модель Б. Литтла, рассматривающая среды как фактор качества жизни. Делается вывод о возможности практического использования восстановительного потенциала основных жизненных сред при условии профилирования индивидуальности личности.

Добавлено: 21 июня 2019
Статья
Люсин Д. В., Овсянникова В. В. Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 6. С. 82-94.

Анализируются проблемы измерения способности к распознаванию эмоций как одного из компонентов эмоционального интеллекта. Предлагается новая методика (видеотест), позволяющая измерить два аспекта распознавания эмоций, –  точность оценки модальности эмоционального состояния и сензитивность к выраженности эмоций. Проведён психометрический анализ предложенного видеотеста, показан удовлетворительный уровень его надёжности и валидности, даны рекомендации по его усовершенствованию.

Добавлено: 2 июня 2013
Статья
Гулевич О. А. Психологический журнал. 2007. № 2. С. 68-77.

В статье рассматриваются теории фрустрации-агрессии, авторитарной личности и ориентации на социальное доминирование.

Добавлено: 1 октября 2012
Статья
Козлова М. А., Козлов А. Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 3. С. 60-70.

В обзоре ставится задача верификации концепта “моральных оснований” (Дж. Хайдт). Обосновывается наследственная детерминированность индивидуализирующих моральных оснований – заботы и справедливости, но оспаривается генетическая закрепленность группоориентированной морали – ингрупповой сплоченности и вертикальности. Обращение к нейробиологическим исследованиям позволяет представить нейронные механизмы связывания генетических и средовых факторов. В качестве направления возможной интеграции социально-психологических, антропологических, генетических и нейробиологических подходов рассматривается исследование моральной сферы сквозь призму идентичности.

Добавлено: 12 мая 2016
Статья
Пономарев Я., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 4.
Добавлено: 26 марта 2013
Статья
Улановский А. М. Психологический журнал. 2009. № 2 . С. 18-28.
Добавлено: 31 октября 2009
Статья
Шадриков В. Д. Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 2. С. 15-26.

Принципиальным фактором, определяющим развитие науки, является оформление её понятийного аппарата. Это в полной мере относится и к теоретическим проблемам психологии способностей и одарённости. В статье, на основе анализа научных работ, прежде всего отечественных классиков психологии, опираясь на эмпирические материалы, полученные автором и его учениками, предлагается теоретический конструкт понятий «способности» и «одарённость». Обосновывается подход, согласно которому способности рассматриваются в трёх измерениях: как природные, субъектно-деятельностные и личностные. Важно подчеркнуть, что у конкретного человека (как индивидуальности) способности должны рассматриваться одновременно в трёх измерениях. При этом в каждом измерении будет проявляться неравномерность и гетерохронность их развития. В результате получим представление о сложном процессе формирования и развития способностей. Предлагаемое в статье представление о структуре способностей позволяет дать ответ на основной методологический вопрос: на отношение задатков и способностей. Он заключается в том, что способности (индивида) рассматриваются как свойства функциональных физиологических систем, реализующих конкретные психические функции. В статье показывается, что развитие способностей идёт на определённой природной основе, достраиваясь овладением интеллектуальными операциями (способности субъекта деятельности) и находясь под контролем и направляющим воздействием мотивации и нравственных качеств (способности личности). В статье приводятся и другие следствия, вытекающие из предложенного взгляда на сущность способностей. С учётом того, что одарённость рассматривается в большинстве работ как «качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность большего или меньшего успеха» в конкретной деятельности (Б. М. Теплов), опираясь на предложенное понимание способностей, дается содержательное определение одарённости и рассматриваются некоторые принципиальные вопросы теории одарённости.

Добавлено: 18 июня 2019
Статья
Петренко В. Ф. Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 113-121.

Автор исходит из представления о том, что знания не являются калькой (отражением) реальности, а конструируются субъектом на основе опыта взаимодействия с миром и зависят от мотивации субъекта познания, языка описания, операциональных средств и т.п., что определяется культурой общества и личностными особенностями субъекта познания, его картиной мира.

Добавлено: 17 октября 2013
Статья
Нисбетт Р., Пенг К., Чой И. и др. Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 55-86.

Предлагается теоретическая схема, которая показывает, как на базе разных культурных практик возникают различные системы мышления, и объясняет существенные различия между мыслительными процессами представителей восточно-азиатской и западной культуры. Представители Восточной Азии обладают мышлением холистического характера, они принимают во внимание целостное поле и приписывают именно ему причины событий, сравнительно мало используют категории и формальную логику и полагаются на “диалектическое” мышление. Западные люди более аналитичны, сосредоточены по преимуществу на конкретном объекте и на категориях, к которым его можно отнести. Чтобы понять поведение объекта, они опираются на правила, включая правила формальной логики. Описываемые типы когнитивных процессов являются частью более широкой наивной метафизики и имплицитной эпистемологии, характерных для представителей указанных культур. Высказывается гипотеза о том, что первопричина подобных когнитивных различий восходит к принципиально разным социальным системам, в которых они первоначально сформировались. Приведенные в статье теоретический подход и факты заставляют усомниться в укоренившихся представлениях о базовых (и универсальных) когнитивных процессах и даже об уместности разведения когнитивного процесса и когнитивного содержания.

Добавлено: 10 января 2013
Статья
Лебедева Н. М., Татарко А. Н., Чирков В. И. и др. Психологический журнал. 2007. № 4(28). С. 64-74.

Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи социокультурных и личностных характеристик с установками по отношению к своему здоровью на выборках китайских (n =103) и русских (n= 182) студентов. Выявлены кросскультурные различия: у китайских студентов более высокие показатели социального капитала и долговременной ориентации, у русских – автономная мотивация поведения по отношению к своему здоровью. Установки женщин по отношению к здоровью в обеих выборках более позитивны, чем мужчин. Такие показатели социального капитала, как уровень и радиус доверия, значимость этнической и гражданской идентичности, сопряжены с положительными установками по отношению к здоровью в обеих выборках. Автономная мотивация поведения взаимосвязана с позитивными установками по отношению к здоровью в русской выборке.

Добавлено: 15 ноября 2012