?
Коррозия социальных наук: факторы, причины, последствия
Статья посвящена классификации негативных явлений в современных общественных науках – их причинам, проявлениям и последствиям. Их общей мета причиной представляется эскалация бюрократических методов управления наукой. Рассматриваются две группы факторов такого рода – социальные и морально-психологические и факторы методологические. К числу первых относятся: отсутствие заинтересованности у бизнеса и власти в поддержке фундаментальной науки; разного рода зависимость исследователей и конформизм как ее следствие; феномен «ученых приказчиков» и его губительные для науки последствия; самообман ценностной нейтральности исследователя. К числу методологических факторов относятся: подмена содержательных критериев оценки научной значимости работ формальными показателями; избыточные требования к стандартизации научных текстов; условие обязательности эмпирического доказательства каждого научного утверждения, отказывающее в «научности» рассуждениям и оценкам обще концептуального характера и сужающее границы научного поиска; завышенные ожидания, связанные с перспективами развития «искусственного интеллекта» и цифровизацией; стремление к формальному наукообразию в ущерб содержательности, что ведет к редукционистскому, ограниченному, интеллектуально обедненному пониманию науки и отсекает логический анализ и «абстрактные» рассуждения, которые чаще всего и дают самое важное приращение знания и выводят нас на более высокий уровень понимания социальных процессов. Автор выражает надежду, что привлечение внимания ученых к систематизированным в статье деформациям социальных наук способно сыграть положительную роль.