?
На пути к свободной мысли: образовательные реформы А.В. Головнина и становление профессиональной философии в России
В истории отечественной философии отсутствует ключевая фигура интеллектуальной культуры второй половины XIX в., с которой связано развитие академической философии в университетах. А.В. Головнин (1821–1886) не включен в историографический канон русской мысли. В работе показано, что интеллектуальное наследие Головнина находится пока за пределами интересов историков русской мысли. Деятельность Головнина на посту министра народного просвещения правительства Александра II в отечественной социогуманитарной науке рассматривается «по ведомству» истории, политологии, истории педагогики в контексте изучения Великих реформ, но не входит в предметное поле истории философии. По нашему мнению, приращение знания в истории отечественной мысли будет связано с включением А.В. Головнина в нарратив не только как автора реформы образования, изменившего положение философии в России и придавшего мощный импульс развития интеллектуальному процессу, но и как самостоятельного христианского либерального мыслителя и участника идейных дискуссий середины 1850-х – 1870-х гг., определяющего их направленность и содержание.