?
Модальный аргумент Алвина Плантинги: проблема формализации и трактовка понятия существования
Analytica. 2010. № 4. С. 16-25.
Горбатова Ю. В.
В данной статье речь идет о модальной версии онтологического аргумента, предложенной американским философом Алвином Плантингой в 70-х годах прошлого века. Такой подход к формулировке модального аргумента оказался весьма продуктивен и до сих пор вызывает интерес, как среди простых верующих, так и среди философов и теологов. В статье особое внимание уделено следующим вопросам: (1) формализация модального аргумента, (2) последствия такой формализации, (3) критика Канта и модальная версия онтологического аргумента.
Горбатова Ю. В., Кантовский сборник 2015 № 1(51) С. 43-54
Статья посвящена одному из самых изящных и нестандартных вариантов модальной версии онтологического аргумента, предложенных в ХХ веке и принадлежит перу американского философа-аналитика Стивена Мэйкина. В свое варианте доказательства ему удалось избежать знаменитой критики Иммануила Канта о невозможности признания предиката существования «реальным». Версия Мэйкина базируется не на доказательстве необходимо существующего объекта, а на обосновании наличия необходимо ...
Добавлено: 24 февраля 2015 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2015 Т. 146 № 4 С. 72-81
В 2010–2011 гг. в журнале «Analysis» состоялась небольшая захватывающая полемика по поводу онтологического аргумента. В защиту аргумента с обновленной его версией выступили Линн Раддер Бэйкер и Гаррет Мэтьюз. Их оппонентом были известный знаток современной аналитической теологии Грэм Оппи – автор книг «Рассуждения о Боге» и «Онтологический аргумент и вера в Бога». В данной работе на ...
Добавлено: 11 декабря 2015 г.
Шамис Д. А., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2015 Т. 4 № 32 С. 230-239
Данная статья посвящена исследованию роли морального чувства в процессе познания. Поскольку знание в области морали с первого взгляда представляется наиболее проблематичным, мы начинаем именно с него. Трудность, с которой здесь приходится столкнуться, заключается в том, что в сфере морали знание необходимо предполагает некоторое отношение к имеющейся информации. Разделив все теории генезиса морали на два вида ...
Добавлено: 18 октября 2015 г.
Хайдеманн Д., Трансцендентальный журнал 2021 Т. 2 № 1
. ...
Добавлено: 10 сентября 2021 г.
Арендт Х., СПб. : Санкт-Петербургская издательская фирма «Наука» РАН, 2012
Книга включает несколько текстов: "Лекции по политической философии Канта", прочитанные Ханной Арендт в Новой школе социальных исследованний в Нью Йорке, а также ряд дополнительных материалов, объединенных общей темой - исследованием способности суждения в связи с чувством вкуса и с элементами политической общности, возникающими вопреки вкусовой идиосинкразии. В центре лекционного курса - сочинение Иммануила Канта "Критика ...
Добавлено: 22 апреля 2013 г.
Чепурин К. В., Russian Journal of Philosophy & Humanities 2017 Vol. 1 No. 2 P. 71-90
Добавлено: 28 ноября 2018 г.
М. : РОССПЭН, 2011
В эссе "О мнимом праве лгать из человеколюбия" И. Кант утверждает, что лгать абсолютно недопустимо даже в ситуациях, когда правдивость может угрожать благополучию третьего лица. Этот тезис, как и эссе Канта в целом, стал поводом острой дискуссии, в ходе которой обсуждение частной, на первый взгляд, проблемы позволительности лжи в исключительных случаях вывело на фундаментальные философские ...
Добавлено: 13 апреля 2013 г.
М. : ИФРАН, 2005
В книгу вошли тексты докладов и сообщений молодых ученых из различных вузов Москвы и других городов России, которые были сделаны на Международном юбилейном Кантовском конгрессе в Москве, в Институте философии РАН (24–28 мая 2004 г.). Охвачена широкая проблематика: теоретический анализ различных аспектов философского наследия Канта; кантовские идеи в историко-философском контексте, их влияние на последующее развитие ...
Добавлено: 18 марта 2013 г.
Горбатова Ю. В., Финиковый компот 2017 № 12 С. 46-53
В статье представлен краткий критический разбор некоторых наиболее известных современных версий онтологического аргумента. Рассмотрены как формализованые версии, так и версии без строгой формализации. ...
Добавлено: 1 февраля 2018 г.
Новиков Д. В., Синий диван 2012 № 17 С. 118-130
Анализ философской деконструкции Жака Деррида в области политического дискурса. Исследование связи кнцепции "закона" в кантовском понимании и условий мыслимости концета "демократия". ...
Добавлено: 20 марта 2014 г.
Евстигнеев М. Д., Трансцендентальный журнал 2020 Т. 1 № 1
еконструкция "Критики чистого разума", предпринятая П.Ф. Стросоном в книге "Границы смысла", является чрезвычайно влиятельным подходом к интерпретации кантовской философии. Помимо всеобщего признания в качестве кантоведа, Стросон также признается оригинальным и самостоятельным философом. Данный текст посвящен совмещению двух этих сюжетов: стросоновская концепция дескриптивной метафизики анализируется и далее применяется к кантовской философии и тому, каким образом Стросон ...
Добавлено: 8 июля 2020 г.
Кречетова М. Ю., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2014 № №4(28) С. 308-317
В статье рассматривается кантовское учение о субъективности в четырех разных смыслах: как учение о трансцендентальном Я, эмпирическом Я, моральном Я и метафизическом Я. В статье анализируются аргументы Канта о различных трудностях в способах данности и познания эмпирического, трансцендентального и метафизического Я; обосновывается преодоление картезианской постановки вопроса в учении о моральном Я: Я как лицо в ...
Добавлено: 31 января 2015 г.
Ямпольская А. В., HORIZON. Феноменологические исследования 2020 Т. 1 С. 366-372
Это мой краткий ответ на возражения Адониса Франгеску на мою рецензию его книги (2017).
Я подробно разбираю фрагмент из Левинаса, который Франгеску использует, чтобы возразитьмне, и обсуждаю, каким именно образом идея-Бога-во-мне связана с проблемами чувственности, ранимости и страдания. Я утверждаю, что рассмотрение философии Левинаса в контексте кантовской аналитики возвышенного совершенно необходимо, так как позволяет выявить катастрофическое измерение ...
Добавлено: 3 ноября 2020 г.
Александров Кирилл, Логос 2016 Т. 26 № 2 С. 81-106
Этот текст предлагает прочтение немецкого идеализма в единстве с его кантианским началом, понимаемым как утопическое. Для этого утопия должна быть понята не просто как утопическое видение будущего. Поскольку утопия по определению начинается с «не-места», понятие утопии требует прежде всего переосмысления проблемы начала. Утопия будто бы дистанцирована от реальности, но изнутри процесса реального к ней не ...
Добавлено: 25 сентября 2016 г.
Цыгуров А. С., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 1 № 3 С. 170-174
В рецензии рассматриваются как содержательные, так и методологические инновации в кантоведении, предложенные Н. Стэнгом в его книге "Kant's Modal Metaphysics". Анализируется актуальность и обоснованность применения аппарата современной логики к исследованию кантовского наследия. ...
Добавлено: 19 ноября 2019 г.
Ямпольская А. В., HORIZON. Феноменологические исследования 2018 Т. 7 № 2 С. 576-585
Книга британского феноменолога А. Франгеску подходит к сопоставлению философии Левинаса с философией Канта не со стороны противопоставления гетерономии и автономии, как в большей части имеющейся литературы, а исходя из вопроса о трансцендентальном схематизме. Посредником между Левинасом и Кантом выступает Хайдеггер, а также Ф. Розенцвейг с его «библейской» версией экстатической темпоральности. Левинасовская диахрония описывается Франгеску как ...
Добавлено: 8 октября 2018 г.
М. : Алькор Паблишерс, 2019
В сборнике статей, созданном на базе НУЛ Трансцендентальной философии НИУ ВШЭ (Москва) представлены работы широкого тематического спектра, в которых авторы обращаются к аппарату трансцендентальной философии. Смысловое ядро сборника составляют исследования, посвященные непосредственно теории Канта и проблематизирующие содержание кантовской эпистемологии, этики и натурфилософии. Рассматриваются вопросы, связанные с кантовским пониманием трансцендентального субъекта и метафизики, а также с ...
Добавлено: 7 декабря 2019 г.
Чепурин К. В., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2013. No. 18.
In this paper, I explore a peculiar triad found in Hegel’s later anthropological thought: individuality, intensity, and daimon (or fate), the latter identified with what Hegel calls one’s “intensive form of individuality.” In his notion of the soul’s intensity, Hegel is reconceptualizing Kant’s idea of intensity of the soul towards an anthropological theory of individuality ...
Добавлено: 27 марта 2013 г.
Ганжа А. Г., Русский журнал 2012
Провинциальный город из повести Чехова «Моя жизнь» – «город лавочников, трактирщиков, канцеляристов, ханжей, ненужный, бесполезный город, о котором бы не пожалела ни одна душа, если бы он вдруг провалился сквозь землю», – этот город являет собой особый тип пространства – пространство несвободы. Жители города «поколениями читают и слышат о правде, о милосердии и свободе и все ...
Добавлено: 21 марта 2013 г.
Винкельман А. М., Метаморфозис 2016 № 1 С. 49-55
В статье рассматриваются трансценденталистские подходы обоснования эстетики у Л. Витгенштейна (Логико-философский трактат) и И. Канта (Критика способности суждения, Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного). ...
Добавлено: 19 октября 2017 г.
М. : Полиграф-Информ, 2008
В монографии представлены статьи, посвященные осмыслению воображения как познавательной способности.
Исследование будет интересно научным работникам, аспирантам, студентам и всем интересующимся актуальным вопросами человеческого познания. ...
Добавлено: 1 октября 2013 г.
Salikov, Alexey, Con-Textos Kantianos. International Journal of Philosophy 2016 № 4 С. 35-55
Статья посвящена анализу вклада отечественных философов в мировое кантоведение. ...
Добавлено: 20 октября 2017 г.
Аквила Р., Трансцендентальный журнал 2020 Т. 1 № 1
Задачей данного текста является развитие некоторых новых альтернатив феноменалистского прочтения Канта. Что, конечно, включает в себя рассматривание обыденных эмпирически реальных вещей в качестве “явлений”. Однако я начну с кантовского взгляда на “явления” как на (каким бы то ни было способом, по крайней мере, возможные) явления обыденных вещей. Выражая это в гуссерлевской терминологии, я рассматриваю их ...
Добавлено: 8 июля 2020 г.
Евстигнеев М. Д., Кантовский сборник 2021 Vol. 40 No. 2 P. 151-178
. ...
Добавлено: 10 сентября 2021 г.