?
О двух родственных джатакаставах в «Лалитавистаре» и «Раштрапалапариприччха-сутре»
В статье рассматриваются два стихотворных фрагмента из двух буддийских текстов – «Лалитавистары» и «Раштрапалапариприччхасутры». Оба отрывка, как показывает исследование, обладают жанровыми характеристиками, которые позволяют отнести их к текстам типа джатакастава (букв. «прославление джатак»). Известны лишь две поэмы этого жанра, однако стихотворные отрывки со схожими особенностями встречаются также в нескольких объемных буддийских памятниках. Джатакастава представляет собой поэму с рамочной структурой. Рамка джатакаставы имеет много общего с типовыми рамками древних и средневековых индийских религиозных гимнов – в ней автор произведения говорит о том, что его дарований недостаточно, чтобы описать деяния Будды, и о том, какие блага получат те, кто читает и распространяет его произведение. В основном тексте поэмы описываются деяния Будды, совершенные им в прежних рождениях. На изложение одной джатаки (истории одного рождения) отводится одна строфа (в редких случаях – несколько строф). Каждая строфа (или группа строф) при этом имеет одинаковую структуру.
Помимо общих жанровых характеристик, оба исследуемых отрывка демонстрируют ряд совпадений как на уровне содержания, так и на уровне формы. Это позволяет сделать предположение об общем для них источнике происхождения. В ходе анализа композиции больших стихотворных фрагментов, в состав которых входят рассматриваемые стихи, становится понятно, что отдельные строфы стихотворных произведений, попадая внутрь большого буддийского текста, могли рассеиваться, находить себе новое место, подчиняясь той структуре, которая лежит в основе соответствующих отрывков вновь создаваемых или расширяемых памятников. Так, в «Лалитавистаре» строфы выстраиваются в соответствии с каноническим буддийским перечнем парамит – особых качеств, которые должен взращивать будущий будда в своих прежних рождениях, а в «Раштрапалапариприччха-сутре» в основе композиции, по-видимому, лежит классификация главных персонажей джатак.