?
Атомизированные действия и социальные связи: основы конкуренции в российской розничной торговле
Мир России: Социология, этнология. 2009. Т. 18. № 2. С. 50-88.
Экономическая теория обычно исходит из того, что конкурирующие фирмы действуют независимо друг от друга. Экономическая социология, напротив, представляет конкуренцию как социальное действие, ориентированное на других участников рынка. Она предполагает, что между прямыми конкурентами, не вступающими друг с другом в экономические сделки, возникает сложный комплекс социальных связей, обеспечивающих общую устойчивость рынка. Принимая этот экономико-социологический подход, мы в то же время хотим избежать риска «пересоциализированности» концептуальных построений. Для этого положение о социальной укорененности действий конкурентов должно быть проверено эмпирически. Не менее важно изучить разнообразие существующих форм, в которых осуществляется межфирменная социальная координация. В данной статье предлагается классификация типов социальных связей между конкурентами и на основе оригинальной базы количественных данных выявляется степень распространенности и уровень интенсивности этих связей, а также анализируются условия, которые способствуют или, наоборот, препятствуют координации действий на рынке. Основным источником данных стал стандартизованный опрос 500 менеджеров розничных сетей и их поставщиков, проведенный осенью 2007 г. в пяти российских городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске и Тюмени. Выборка включает представителей российских и иностранных компаний разного размера в продуктовом секторе и секторе бытовой техники и электроники.
Юдин Г. Б., Вопросы экономики 2010 № 8 С. 54-71
Начиная с возникновения Новой экономической социологии на рубеже 1970-1980-х годов в рамках данного исследовательского направления преобладает «негативная программа», нацеленная на критику экономической науки. В последнее время теоретический кризис негативной программы все чаще признается как экономсоциологами, так и сочувствующими экономистами. Опираясь на работы М. Вебера и К. Поланьи, автор показывает: недостатки основной экономико-социологической модели объяснения обусловлены ...
Добавлено: 30 сентября 2012 г.
В настоящем сборнике представлены результаты исследовательского проекта «Социальные связи, репутация и доверие на электронных рынках услуг» (№ 10-04-0015), выполненного при финансовой поддержке Научного Фонда НИУ-ВШЭ в 2010-2011 гг. Это проект является частью долгосрочной исследовательской программы под руководством Д.О. Стребкова и А.В. Шевчука, связанной с изучением самостоятельной занятости в условиях информационной экономики.
В целом материалы сборника эмпирически ориентированы ...
Добавлено: 31 августа 2012 г.
Елькин С. Г., Молодой ученый 2010 № 10 С. 245-248
Любые изменения, происходящие в экономике страны, неразрывно связаны с трансформацией экономического поведения хозяйствующих субъектов, которое должно быть адекватно современным условиям. Понимая под экономическим поведением некую систему социальных действий, связанных с использованием различных по функциям и назначению экономических ценностей (ресурсов), и ориентированных на получение прибыли (вознаграждения) от их обращения и рассматривая его (экономическое поведение) в качестве ...
Добавлено: 5 ноября 2012 г.
Экономическая борьба и социальные связи: структура конкурентных отношений в новом российском ритейле
Радаев В. В., Экономическая социология 2009 Т. 10 № 1 С. 19-56
Экономическая теория обычно исходит из того, что конкурирующие фирмы действуют независимо друг от друга. Экономическая социология, напротив, представляет конкуренцию как социальное действие, ориентированное на других участников рынка. Она предполагает, что между прямыми конкурентами, не вступающими друг с другом в экономические сделки, возникает сложный комплекс социальных связей, обеспечивающих общую устойчивость рынка. Принимая этот экономико-социологический подход, мы ...
Добавлено: 4 сентября 2012 г.
Радаев В. В., Экономическая социология 2005 Т. 6 № 1 С. 115-130
Курс читается на совместной магистерской программе ГУ-ВШЭ и МВШСЭН «Комплексный социальный анализ» в качестве элективного курса (первый год обучения, весенний семестр). Продолжительность курса: 43 аудиторных часа (14 недель), в том числе: 30 часов лекций и 13 часов семинарских занятий. Цель курса - дать систематизированное представление о концептуальных направлениях социологии рынков как ключевого направления современной экономической ...
Добавлено: 21 января 2014 г.
Маркин М. Е., Экономическая социология 2012 Т. 13 № 3 С. 123-133
В обзоре кратко представлены ключевые положения наиболее влиятельных направлений новой институциональной экономической теории, связанные с именами О. Уильямсона и Д. Норта; рассматриваются основные идеи нового институционального подхода в экономической социологии, развивающиеся в США в рамках исследований хозяйственных организаций (П. Димаджио, У. Пауэлл и др.) и рынков (М. Грановеттер, Н. Флигстин и др.), а также в ...
Добавлено: 9 июля 2012 г.
Бессонова О. Э., Общественные науки и современность 1998 № 4 С. 85-100
В статье развиваются принципы разработанной О.Бессоновой теории раздаточной экономики. Именно этот тип экономики характерен для России. История страны делится на периоды господства раздаточной экономики (Х – конец ХII в., ХV — середина ХIХ в., 1930—1980-е гг.) и переходные периоды: квазифеодализм (ХIII – конец ХIV в.), квазикапитализм (1861—1930 гг.), квазирынок (1990-е гг.). Анализируется, как в эти ...
Добавлено: 4 апреля 2013 г.
Синявская О. В., Экономическая социология 2005 Т. 6 № 2 С. 12-18
Существует множество подходов к исследованию неформальной занятости, включая разные способы ее определения, измерения и интерпретации ее природы. В данной статье обосновывается еще один подход к определению и измерению неформальной занятости. Обсуждаются оценки масштабов данного явления и его основные характеристики, полученные на основе вторичного анализа данных опроса населения, выполненного в рамках проекта Московского центра Карнеги по ...
Добавлено: 21 января 2014 г.
Стребков Д. О., Шевчук А. В., Экономическая социология 2009 Т. 10 № 5 С. 11-32
В статье рассматриваются электронные рынки услуг самозанятых профессионалов (фрилансеров). Эти высококонкурентные рынки являются частью стихийно складывающегося и слабо регулируемого интернет-пространства, взаимодействие в котором осуществляется заочно. Несмотря на развитие специальной инфраструктуры — бирж удалённой работы, — отношения между фрилансерами и заказчиками их услуг не представляют собой сферу атомизированных действий, а встроены в социальные сети. Накапливаемый фрилансерами ...
Добавлено: 4 сентября 2012 г.
Новикова Е. Г., Экономическая социология 2005 Т. 6 № 1 С. 95-103
Фискальная социология - относительно молодая дисциплина. Однако фискальная социология остается до конца не
сформировавшейся дисциплиной. Основная причина этого в том, что значительная часть литературы, посвященной социологическому анализу налогообложения и государственных финансов, разбросана по разным социальным наукам. Кроме того, нелегко точно определить специфический, по сравнению с другими дисциплинами, изучающими налогообложение и государственные финансы, объект и предмет исследования. ...
Добавлено: 20 января 2014 г.
Пишняк А. И., Халина Н. В., Экспертный канал "Экономическая политика" 2013
Правила экономического обмена постигаются в детском возрасте и во внутрисемейных отношениях между родителями и детьми. При этом границы между экономическим и социальным обменами размытыми. Тем не менее это двусторонний процесс: дети не только реципиенты благ - они предлагают родителям нечто, имеющее для них ценность (хорошее поведение, отличные оценки, помощь по дому и т.д.). В статье ...
Добавлено: 12 ноября 2013 г.
Хумарян Д. Г., Социология власти 2020 Т. 32 № 1 С. 55-88
В статье предлагается анализ способов организации так называемого нематериального труда в рамках теории когнитивного капитализма (ТКК). Автор исходит из теории имманентных противоречий когнитивного капитализма, сформулированных Яном Мулье Бутаном, Карло Верчеллоне, Андре Горцем и развитых в работах других представителей данного направления: это противоречие между автономией труда и его валоризацией, а также противоречие между нетоварным характером знания и стратегиями его коммодификации. Последующий анализ основан на допущении, ...
Добавлено: 26 апреля 2020 г.
Окольская Л. А., Экономическая социология 2009 Т. 10 № 4 С. 85-91
Экономическая социология и экономическая антропология – очень близкие области, однако их междисциплинарные связи оставляют желать лучшего. В представленной работе рассматриваются некоторые старые и новые достижения экономической антропологии в надежде побудить эконом-социологов изучить имеющиеся в этой области научные работы, часть которых может быть им полезна – будь то исследования рынков, производства или потребления. ...
Добавлено: 13 октября 2013 г.
Шабанова М. А., Общественные науки и современность 2019 № 1 С. 19-38
В статье предпринята попытка осмыслить творческий путь одного из ведущих российских социальных экономистов и социологов Т. Заславской (1927–2013) в тесной связи с особенностями ее
социализации и профессионализации, гражданской позицией, а также с традицией наставничества
ее учителей и ее самой как Учителя и создателя собственной научной школы. Первая часть статьи
(см. “ОНС”, 2018, № 6) была посвящена истории становления ...
Добавлено: 11 июля 2019 г.
Ремингтон Т. Ф., Соболева И. В., Соболев А. С. и др., / National Council for Eurasian and East European Research. Series "NCEEER Working Paper". 2011. No. 825-06.
On the basis of in-depth case studies of four Russian regions, Kirov and Voronezh oblasts and Krasnoyarsk and Perm' krais, the trade-offs among social and economic policy at the regional level in Russia are examined. All four regional governments seek to develop entrepreneurship while preserving social welfare obligations and improving compensation in the public sector. ...
Добавлено: 8 ноября 2012 г.
М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012
Сборник составлен по итогам XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, организованной Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда и проходившей 3–5 апреля 2012 г. в Москве.
Рассматриваются следующие темы: банки и финансы, наука и инновации, вопросы местного самоуправления, менеджмент, социология и социально-культурные процессы.
Для экономистов, ...
Добавлено: 16 ноября 2012 г.
Абанкина И. В., Филатова Л. М., Вопросы образования 2018 № 3 С. 216-246
Представлен обзор современных механизмов обеспечения доступности дошкольного образования. Исследуется развитие в России индивидуального предпринимательства в сфере деятельности по присмотру и уходу за детьми, а также изменения в законодательстве, призванные усилить конкуренцию между частными и муниципальными детскими садами. Охарактеризованы основные запросы родителей к системе дошкольного образования: факторы, которыми они руководствуются при выборе детского сада, их представления ...
Добавлено: 10 октября 2017 г.
Юдин Г. Б., Журнал социологии и социальной антропологии 2008 Т. XI № 4 С. 47-58
В последнее десятилетие в экономической социологии складывается альтернативная исследовательская программа, направленная не на критику модели «человека экономического», но на анализ причин, по которым деятельность хозяйственных агентов всё в большей мере соответствует этой модели. Данный подход основывается на тезисе о перформативности экономической науки, согласно которому распространение экономического знания и экономических технологий кардинально преобразует хозяйственную практику, увеличивая ...
Добавлено: 22 сентября 2012 г.
Шевчук А. В., Вопросы культурологии 2009 № 1-2
В статье предпринята попытка показать как различные социальные ценности и идеологические принципы обуславливают экономическое поведение и реализуются в специфических институтах. Современные рыночные экономики можно условно разделить на либеральные (США, Великобритания и другие англосаксонские страны) и нелиберальные (страны континентальной Европы и Японии). В их рамках существуют разные представления о роли рынка, собственности, свободе и социальной справедливости, ...
Добавлено: 26 января 2017 г.
Демьянова А. А., Экономическая социология 2005 Т. 6 № 1 С. 78-94
Цель работы – изучение типов потребления алкоголя и табака в России и факторов, оказывающих на него влияние. В частности, рассматриваются следующие факторы: пол; возраст; установки в отношении гендерных ролей; доход; оптимистичность в отношении материального положения и уровня жизни в будущем; образование; самооценка, уважение со стороны окружающих; профессиональный уровень; общая удовлетворенность жизнью в целом и материальным ...
Добавлено: 20 января 2014 г.
М. : РОССПЭН, 2004
Данная хрестоматия знакомит российских читателей с текстами, представляющими основные направления западных исследований в области экономической социологии. Это издание не имеет аналогов в России. Преобладающую часть хрестоматии составляют тексты, которые могут быть отнесены к современной классике. Речь идет преимущественно о работах 1980-х- 1990-х гг. Тем не менее, эти относительно новые работы уже хорошо известны в профессиональном ...
Добавлено: 23 августа 2012 г.
Долгопятова Т. Г., Экономическая наука современной России 1999 № 3 С. 49-63
В статье рассматриваются особенности институционального развития сектора малого бизнеса (МБ) в современной российской хозяйственной жизни. Показано, что адаптация малых предприятий (МП) способствовала возникновению и упрочению ряда экономических институтов — деловых сетей и вертикально интегрированных структур. В то же время отмечается, что данные образования пока не сложились как полноценный институт представительства и защиты интересов малого предпринимательства. ...
Добавлено: 29 марта 2013 г.
Стребков Д. О., Экономическая социология 2010 Т. 11 № 4 С. 160-182
В 2010 г. журналу «Экономическая социология» исполняется 10 лет. Это прекрасный повод для того, чтобы проанализировать содержание всех 50 предыдущих выпусков, выявить основные тематические и методологические предпочтения авторов. В работе даётся краткий обзор истории становления и развития издания, проблемы, с которыми пришлось столкнуться, и способы их преодоления. На данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) проведено ...
Добавлено: 31 августа 2012 г.
Гурков И. Б., Тубалов В. С., Мир России: Социология, этнология 2006 Т. 15 № 3 С. 114-133
На основе результатов опроса руководителей 780 российских промышленных предприятий проведена попытка связать конкурентное позиционирование фирмы (по параметру соотношения качества и издержек), реализуемые корпоративные стратегии (диверсификация, интернационализация и др.) и ориентиры и представления руководства фирм. Полученные результаты свидетельствуют о наличии в российской промышленности доминирующего архетипа, предоставляющего шансы на развитие лишь фирмам, работающим на нижних сегментах рынка. ...
Добавлено: 7 октября 2012 г.