?
К истории появления фресок Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе Владимира
В статье обсуждается вопрос об обстоятельствах поездки в 1408 г. по приказу великого князя Василия Дмитриевича знаменитых иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного во Владимир на Клязьме с целью «поновления» росписей Успенского собора. В результате работы московских мастеров отечественное искусство обрело один из самых знаменитых фресковых ансамблей русского средневековья. В историографии принято объяснять приезд «иконников» во Владимир постоянной заботой великокняжеской власти о «владимирском наследии», культурном и политическом. В статье высказывается предположение о том, что возможным поводом для начала работ стала подготовка Владимира и других городов на бывших землях Великого княжества Владимирского к передаче их в управление литовскому князю Свидригайло Ольгердовичу. Летом 1408 г. Свидригайло выехал на Русь в сопровождении брянского епископа, литовских православных князей, бояр и военной дружины. Пожалование нового «слуги» великого князя Василия Дмитриевича Владимиром, древней столицей великого княжения, было совершенно беспрецедентным явлением. Среди владений, пожалованых на территории Руси другим литовским князьям, переходившим в XIV–XV веках на службу Москве, Владимир на Клязьме никогда не фигурировал. Синхронное «выезду» Свидригайло Ольгердовича командирование в город для работ по росписи кафедрального храма московских иконописцев вряд ли было случайностью. В конце этого же года Свидригайло Ольгердович покинул место новой «службы», в связи с чем фресковые работы были приостановлены и в дальнейшем не возобновлялись.