?
«Трансформирующая агентность» как предмет социологического анализа: современные дискуссии и роль образования
На фоне глобальной пандемии и ее ожидаемых последствий задачи интервенций в наметив-
шуюся негативную структурную динамику на макроуровне стоят перед всем институциональным
комплексом современных обществ. Для сферы образования это означает необходимость вклада в
«трансформирующую агентность», т.е. такого типа «действие», которое инициативно трансфор-
мирует «структуры» и потому может помочь перейти к новым, более эффективным формам во
всех сферах общественной жизни. Внимание к «действию» и его трансформационному потенци-
алу по отношению к «структурам» в социальной науке до сих пор ограничено в сравнении с ис-
следованиями структурной устойчивости и воспроизводства. Разработки так называемых «новых
институционалистов» в социологии (включая, прежде всего, Джона Мейера и его последователей)
формируют потенциально перспективную основу для выстраивания новых теоретических моде-
лей и эмпирических исследований, направленных на изучение содержания, факторов формирова-
ния и эффектов «трансформирующей агентности». Основная идея Мейера состоит в том, что на
современном этапе социальная структура может не только «подавлять», но и поддерживать, леги-
тимизировать инициативное формирование новых социальных образований и утверждение свя-
занных с ними новых ценностей и форм «действия». Для исследований в поле образования осо-
бенно полезным может быть обращение к понятиям институционального предпринимательства,
институциональной работы и расширенного действия. В качестве возможных объектов исследо-
ваний с опорой на предлагаемую концептуальную рамку могут выступать, во-первых, активно
продвигаемые сегодня на глобальном и национальном уровне инициативы по обучению предпри-
нимательству студентов, во-вторых, процессы, связанные с изменением институциональных усло-
вий образования в контексте продолжающейся глобальной пандемии и возможной проактивной
роли студентов в этих изменениях.