?
Надежда Бромлей и Борис Сушкевич: актеры, режиссеры, вахтанговцы (материалы к творческой биографии)
Б.Сушкевич и Н.Бромлей – замечательные театральные деятели, актеры и режиссеры, чья судьба была связана с яркими и драматичными периодами театральной жизни нашей страны от начала до середины 20 века. Часть своей профессиональной жизни они посвятили 1-й и 2-й Студиям МХАТ, а с середины 30-х годов работали в ведущих ленинградских театрах – Акдрамы и Новом театре.
Надежда Николаевна Бромлей – одна из наследниц творческих династий Бромлей – Шервуд, внесших существенный вклад в российскую культуру. Вошла в труппу МХАТа в 1908 году, выступала на сцене 1-й студии МХАТ, позднее МХАТ 2, была одной из ведущих актрис 2-й студии, входила в режиссерское управление и заведовала его литературной частью. Надежда Бромлей была щедро одарена природой - писала стихи, рассказы, повести, ее фантастические произведения - «Из записок последнего бога» (1927) и «Потомок Гаргантюа» (1930) - заслужили одобрение критики. Две пьесы Бромлей были поставлены на сцене МХАТ 2-го: одна – «Архангел Михаил», полная гипербол и гротеска, нашла страстных приверженцев в лице Вахтангова и Луначарского, но не была показана широкому зрителю. В ленинградских театрах - Академическом театре драмы им. Пушкина и Ленинградском Новом театре Н.Бромлей успешно играла и ставила спектакли по произведениям Чехова, Толстого, Горького, Шиллера, Шекспира.
Борис Сушкевич, наследник мхатовского театра и вахтанговских традиций игрового гротеска, был одним из интересных и своеобразных театральных режиссеров своего времени. Визитной карточкой 1-й студии МХАТа стала его режиссерская работа «Сверчок на печи» по рождественской сказке Диккенса, сохравнявшийся в репертуаре до января 1936 года. Борис Сушкевич был признанным театральным педагогом - с его помощью появился Ленинградский государственный театральный институт, вместе с Н.Бромлей ему удалось наполнить ярким творческим содержанием ленинградский Новый театр (будущий Санкт-Петербургский академический театр имени Ленсовета), сделать его любимцем ленинградских зрителей.
В статье представлены неопубликовавшие ранее письма и архивные материалы