?
Ранее выявление актуальных и потенциальных факторов риска суицидального поведения среди несовершеннолетних
Представлены результаты скрининга потенциальных и актуальных факторов риска суицидального поведения подростков. Целью исследования являлось изучение связи потенциальных и актуальных факторов риска с суицидальным поведением у подростков 13-18 лет. Выборку составили обучающиеся образовательных организаций г. Москвы (n=2071), в возрасте 13-18 лет. В качестве группы сравнения обследованы 75 несовершеннолетних пациентов с различными формами суицидального поведения. Методы: Тестирование включало Шкалу безнадёжности (Hopelessness Scale, A. Beck), Шкалу одиночества (UCLA версия 3, Д. Расселл 1993), опросник склонности к агрессии Басса-Перри (BPAQ, A.H. Buss, M.P. Perry), индекс хорошего самочувствия (WHO-5, Well-Being Index, ВОЗ), Опросник личностных расстройств (PDQ-IV, 3 шкалы: нарциссическая, пограничная и негативистическая, Hyler, 1987), Шкала семейной гибкости и сплоченности (FACES-3, Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, адаптация М. Перри). Результаты: Норма составила 63,5% (n=1307), группа риска 36,5% (n=764). Выделены 2 группы риска, существенно различающиеся по степени тяжести психического состояния и стратегиям медико-психологического сопровождения: 1. Несовершеннолетние с кризисным состоянием, телесными самоповреждениями 13,9%. Характеризуются высокими показателями по шкалам безнадёжности, одиночества, депрессии. 2. Кризисное состояние, агрессия, акцентуации характера -23,9%. На основании сравнения указанных групп выделены ключевые пункты опросников, статистически связанные с суицидальным поведением. Выделение группы риска предлагается проводить на основании данных «ключевых» вопросов, а общие баллы опросников использовать для дополнительной информации. Внимания специалистов школьной психологической службы в первую очередь требуют обучающиеся с риском самоповреждающего поведения, и имеющие признаки кризисного состояния (безнадёжность, одиночество, депрессия, агрессивность). Описан алгоритм стратегии сопровождения в зависимости от попадания в ту или иную группу риска. Выявлены гендерные различия в тревожно-депрессивных переживаниях обследованных подростков: девушки подростки чувствуют больше недостатка в дружеском общении, у них обнаружена большая выраженность симптомов депрессии, чем у юношей. Также обнаружены различия в склонности к агрессии у юношей и девушек. У юношей показатели по всем шкалам опросника склонности к агрессии (физическая агрессия, гнев, враждебность, вербальная агрессия) выше, чем у девушек на статистически значимом уровне.