?
Правила сложения рэнга, изложенные в трактатах Сё:хаку «Свод правил рэнга» (Рэнга синсики, 1501) и Синкэй «Шёпот» (Сасамэгото, 1463–1464)
В средневековой Японии поэзия сочинялась строго сообразно с правилами жанра, некоторые были записаны в компендиумах (сикимоку 式目), другие – в поэтологических трактатах (рэнгарон 連歌論), в последних были сосредоточены наиболее важные положения. После сочинений прославленных поэтов о поэзии рэнга («нанизанные строфы» 連歌), таких как Фудзивара-но Тэйка, Итидзё: Канэра и других (XIII в.), считавших рэнга литературной игрой, поэт и буддийский монах Сё:хаку написал, точнее, скомпоновал наиболее полное собрание правил рэнга «Новые правила рэнга» (連歌新式 Рэнга синсики, 1501), основанное на трудах нескольких поколений поэтов, для классической формы – стострофная рэнга (хякуин рэнга 百印連歌). В произведении Сё:хаку, написанном для поэтов и судей на поэтических турнирах, в основном рассматривается поэтический словарь жанра, техника стихосложения, двойные значения слов и их употребление, а также разъяснения сложного комплекса правил и обыкновений во время поэтических сессий. Это практическое пособие для поэтов и судей на поэтических турнирах. Ещё одно важнейшее сочинение о теории жанра в средневековой Японии – это трактат другого буддийского монаха и выдающегося поэта рэнга и вака Синкэй «Разговоры вполголоса» (ささめごと Сасамэгото, 1463–1464). Синкэй, напротив, не говорит о правилах стихосложения, он помещает поэзию «нанизанных строф» в контекст общепоэтической японской традиции, восходящей к классическим вака. Трактат устроен как неявный диалог между мудрецом, познавшем тайны поэзии, и провинциальным любителем рэнга, который исповедует популярные воззрения на рэнга как на игру слов, и низводит этот жанр до житейского уровня. Высказывания Синкэй обличены в метафорически-ёмкую форму; рэнга предстаёт в его сочинении как серьёзное искусство эпохи Муромати (1392–1568) и важная часть всей японской средневековой поэзии.