?
Потребительские настроения населения в I квартале 2020 года
Эксперты Центра отметили, что в основе материала лежат результаты опросов респондентов, проведенных в феврале 2020 г., когда потребительские настроения еще не испытали экономических и социальных шоков, связанных с пандемией коронавируса и падением нефтяного рынка.
Согласно итогам опроса, в I квартале 2020 г. наблюдалось восстановление совокупных потребительских настроений населения России. Индекс потребительской уверенности (ИПУ) прибавил 2 п. п. относительно значения предыдущего квартала и составил (-11%), что несколько превысило средний долговременный уровень индикатора. При этом, однако, доля респондентов, неудовлетворенных личным материальным положением и сообщивших о его фактическом и ожидаемом ухудшении, по-прежнему заметно превышала долю респондентов с противоположными мнениями.
Позитивную динамику относительно предыдущего квартала продемонстрировали практически все компоненты ИПУ. В частности, частные индексы фактического и ожидаемого изменения экономической ситуации в стране прибавили за квартал по 4 п. п. каждый. Частные индексы фактического и ожидаемого изменения личного материального положения участников опроса улучшились в меньшей степени, показав рост на 2 п. п. каждый. Все четыре компонента остались в пределах зоны отрицательных значений, однако те индексы, которые характеризуют ожидания населения на 12 следующих месяцев, приблизились к границе с зоной позитивных настроений.
Индекс потребительской уверенности рассчитывается на базе ежеквартальных опросов 5 тыс. человек взрослого населения страны как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Он является важнейшей компонентой сводного Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ), ежеквартально рассчитываемого ЦКИ НИУ ВШЭ и характеризующего состояние делового климата экономики страны в целом.