?
Современные исследования проблемы мотивации и саморегуляции человека в ситуации неопределённости и изменчивости мира
Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2. С. 10-21.
Мир быстро изменяется. Новизна, изменчивость, неопределенность будущего стали нормой жизни. Внутренняя мотивация, инициативность, саморегуляция становятся важны- ми жизненными качествами. Развитие не только познания, но и мета-познания становится нормой образовательной практики. Важно, чтобы образование в этой ситуации развивало субъек- тивность и способность к преадаптации. В то же время важно, чтобы практика образования развивалась на основе психологи- ческих исследований. Дается обзор существующих исследований и описаны запланированные экспериментальные исследования в этом направлении.
Ключевые слова: uncertaintyнеопределенностьсаморегуляцияпознаниевнутренняя мотивацияanalyst of initiative groupисследовательское поведениеинициативаpreadaptationsself-controlmetacognitionметапознаниеinternal motivationlearning to learnage and gender recognitioncognitive independence research behaviorпреадаптацияпознавательная активностьучить учиться
Обухов А. С., В кн. : Научное образование / Science Education: сборник статей участников симпозиума по проблемам развития одаренности детей и юношества в образовании. : М., Якутск : Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2018. С. 22-33.
Мир быстро изменяется. Новизна, изменчивость, неопределенность будущего стали нормой жизни. Внутренняя мотивация, инициативность, саморегуляция становятся важными жизненными качествами. Развитие не только познания, но и мета-познаний становится нормой образовательной практики. Важно, чтобы образование в этой ситуации развивало субъективность и способность к преадаптации. В то же время важно, чтобы практика образования развивалась на основе психологических исследований. Дается ...
Добавлено: 2 марта 2019 г.
Обухов А. С., В кн. : Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогические аспекты. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. : Ер. : Российско-Армянский университет, 2019. С. 286-297.
Мир быстро изменяется. Новизна, изменчивость, неопределенность будущего - стали нормой жизни. Внутренняя мотивация, инициативность, саморегуляция становятся важными жизненными качествами. Развитие не только познания, но и мета-познаний становится нормой образовательной практики. Важно, чтобы образование в этой ситуации развивало субъективность и способность к преадаптации. В то же время важно, чтобы практика образования развивалась на основе психологических исследований. ...
Добавлено: 20 августа 2019 г.
Леонтьев Д. А., Вопросы психологии 2016 № 3 С. 3-15
В статье рассмотрено соотношение экзистенциальной психологии с основной линией
развития академической психологии личности в истории и современности. Прослежива
ются ключевые точки их взаимодействия: «неклассический прорыв» конца 1920-х – на
чала 1930-х гг., гуманистическая революция 1960-х и последовавшая за ней трансфор
мация психологической науки в 1970-е гг., рождение и расцвет позитивной психологии
в 2000-е гг. Анализ показывает усиливающуюся конвергенцию этих двух ...
Добавлено: 24 октября 2016 г.
Моспан А. Н., Человек 2023 Т. 34 № 2 С. 40-51
Стресс неопределенности является неотъемлемой характеристикой современной жизни. Феноменологически неопределенность представлена такими категориями, как эмоциональные переживания (как правило, негативные), ограниченность информации о мире и о себе, отсутствие контроля над событиями, непредсказуемость результатов выбора, неопределенность в отношениях с другими людьми. Копинг-стратегии могут включать в себя активные действия, обращение за помощью к другим людям, пассивное выжидание, анализ и ...
Добавлено: 6 июня 2023 г.
Кияткина А. Д., Шадриков В. Д., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки 2021 Т. 5 № 3 С. 434-443
В статье рассматривается понимание как стремление к снятию неопределенности через феномен «энтропии». Процесс обучения изначально ставит ученика в ситуацию постоянного движения от неупорядоченной среды к упорядоченной, что происходит за счет постоянного нарушения равновесия во внутреннем мире ученика. Исследования понимания через энтропию позволяют рассматривать субъекта понимания как необратимую динамическую систему, тогда индивидуальность педагогического воздействия может объясняться ...
Добавлено: 10 ноября 2021 г.
Елисеенко А. С., Поддьяков А. Н., Психологические исследования: электронный научный журнал 2016 Т. 9 № 50
Рассматривается процесс решения комплексной проблемы человеком при взаимодействии с новой сложной системой (виртуальной фабрикой, смоделированной посредством компьютерного динамического сценария) в аспекте сопоставления динамики процессов приобретения знаний о системе и их применения. Сравниваются результаты успешных и неуспешных участников по объективным показателям (прибылям-убыткам, осуществляемым действиям по сбору информации о системе и управлению ею, движениям глаз по рабочему ...
Добавлено: 27 декабря 2016 г.
С позиций историко-эволюционной методологии проблема происхождения социальности анализируется в более широком, чем традиционно принято, масштабе - как проблема зарождения и возрастания сложности «жизни сообща». Такой подход дает возможность нащупать взаимосвязь развития «жизни сообща» со скачкáми эволюции, или, пользуясь языком А.С. Северцова, ароморфозами сложных систем. Обосновывается, что скачкообразный переход «жизни сообща» на качественно иной уровень приводит ...
Добавлено: 8 февраля 2019 г.
В статье показывается, что во многом благодаря теории открытых неравновесных систем И.Р. Пригожина, неклассической биологии целенаправленной активности Н.А. Бернштейна, модернистским теориям и новым фактам, открытым в эволюционной биологии на границе XX и XXI столетий происходит как «переоткрытие времени» (И. Пригожин), так и переоткрытие эволюции. Феноменология неадаптивных проявлений в биологии, социологии и психологии, воспринимаемых как неудачи ...
Добавлено: 8 февраля 2019 г.
Чаще всего обсуждается вопрос – как вовлечь учащихся в исследовательскую или проектную деятельность. Однако, как оказалось, если дать ученикам возможность проявления творческой инициативы и не зажимать жесткими рамками формата и требований к результатам, но обозначать возмож- ность предъявления результатов своего творчества другим, они быстро вовлекаются в продуктивную деятельность. А вот как вовлечь взрослых в продуктивную ...
Добавлено: 8 декабря 2018 г.
Human Brain Mapping 2021 P. 1-18
Добавлено: 19 февраля 2021 г.
Поддьяков А. Н., Психологические исследования: электронный научный журнал 2015 Т. 8 № 40 С. 6
Рассматриваются особенности обучения в условиях новизны, сложности, неопределенности. Вводится различение: а) способностей самостоятельно учиться в новых, только возникающих областях; б) способностей обучаться под чужим руководством, подчиняясь и следуя установленным извне требованиям и целям. Также вводится различение соответствующих педагогических способностей. Дан анализ подготовки обучаемых к уникальным ситуациям и трудностям. В заключительной части статьи показано, что помощь ...
Добавлено: 5 мая 2015 г.
Обухов А. С., Человек 2019 Т. 30 № 3 С. 96-106
Задача не только когнитивного, но и эмоционального развития постепенно входит в практику образования. Концепция эмоционального интеллекта во многом подталкивает к традиционной, просветительской, «знаниевой» модели обучения. Она формирует у учащихся знания о своих эмоциях, учит их дифференцировать эмоции других. Кроме того, она дополняется задачей овладения собственной эмоциональной регуляцией. Идея построения образования на субъектно-деятельностной основе, при понимании ...
Добавлено: 25 июня 2019 г.
Куракин Д. Ю., / Center for Cultural Sociology, Yale University. Series CCS WORKING PAPER 2014-08 "Working Papers in Cultural Sociology". 2014. No. 8.
The article is dedicated to the development of the cultural sociological theory of metaphor. Metaphor has been recognized in the “strong program” of cultural sociology as a means of performance which allowed the building of cultural explanations of such events as the trauma of the Holocaust, and Obama's political success. This paper aims to contribute ...
Добавлено: 21 октября 2014 г.
Гордеева Т. О., Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011 Т. 15 № 1
Разработана cтруктурно-динамическая мотивационная модель одаренности, являющаяся развитием модели-триады Дж.Рензулли. Мотивационная модель содержит четыре базовых кластера, или блока, мотивации, необходимых для проявления и развития одаренности. Рассматриваются функции и характер взаимодействия каждого блока с другими компонентами структуры. В частности, выделяются: внутренняя мотивация выбранной деятельности, содержательно представленная высокой познавательной мотивацией, мотивацией достижения и мотивацией компетентности; высокая выраженность стремления ...
Добавлено: 19 октября 2014 г.
Сайфулина К. Э., Козунова Г. Л., Медведев В. А. и др., Современная зарубежная психология 2020 Т. 9 № 2 С. 93-106
Принятие человеком решений в условиях дефицита информации сопряжено с построением, проверкой и уточнением гипотез. В новой среде субъект сталкивается с высоким уровнем неопределенности, поэтому поведение должно быть вариабельным: это позволяет собирать информацию о закономерностях среды и находить наиболее выгодные опции. Такое поведение соответствует стратегии исследования. После формирования внутренней модели среды становится оправданной стратегия использования — ...
Добавлено: 12 июля 2020 г.
Обухов А. С., Проблемы современного образования 2016 № 3 С. 39-50
Инициатива – важный элемент деятельностной педагогики, ее психологическое основание. Создание ситуации поддержки инициативы ученика – центральная задача педагога, которые работает не в парадигме трансляции знаний, а в деятельностной парадигме. Тонкости построения педагогической инициативы можно почерпнуть в художественной литературе. В статье анализируется ситуация из произведения Марка Твена, в которой раскрываются некоторые элементы педагогической инициативы в действии. ...
Добавлено: 4 октября 2017 г.
Антонова Наталья Викторовна, Федоринов В. И., Организационная психология 2004
Проблема исследования обусловлена необходимостью выявления особенностей мотивации сотрудников и повышения их вовлеченности в период организационных изменений. Цель – выявить связь между увлеченностью и удовлетворенностью трудом у сотрудников с разным мотивационным комплексом и разными социально-демографическими характеристиками (возраст, позиция в организации). Гипотеза исследования: у сотрудников с разным мотивационным комплексом по-разному проявляется связь между увлеченностью и удовлетворенностью работой. ...
Добавлено: 1 ноября 2023 г.
Елисеенко А. С., Журнал практического психолога 2017 № 2 С. 75-88
Целью работы является освещение эвристических методов решения задач, применимых для групповых сессий решения комплексных проблем в современных бизнес-организациях. Представляется, что для решения комплексных проблем в группе, где помимо групповых динамических процессов большие трудности вызывает высокая степень сложности проблемы и переживаемая субъективная неопределенность, необходимо организованные формы групповой работы обогатить эвристическими методами. В качестве методологической основы группового решения комплексных проблем предлагается модель цикла решения ...
Добавлено: 28 июня 2018 г.
Антонова Н. В., Психологические исследования: электронный научный журнал 2017 Т. 10 № 53 С. 9
Анализируются особенности самоопределения на различных этапах профессионального развития. Выделены этапы профессионального развития в соответствии с классификацией Е.А.Климова, разработана методика оценки этапа профессионального развития. В качестве показателей особенностей самоопределения рассматриваются ценностно-мотивационный комплекс и тип профессиональной идентичности. В целом динамика профессионального развития коррелирует с возрастом, стажем и карьерным развитием. Показано, что процессы самоопределения нелинейно связаны с этапами ...
Добавлено: 9 июля 2017 г.
Медведев В. А., Сайфулина К. Э., Рытикова А. М. и др., Экспериментальная психология 2020 Т. 13 № 4 С. 102-114
Мониторинг выполнения включает оценку результатов собственного поведения и инициацию его адаптивных перестроек. Психофизиологические механизмы мониторинга выполнения остаются малоизученными в контексте неопределенности, возникающей на этапе распознавания сенсорной информации и принятия решения, а также в контексте торможения/коррекции двигательного ответа. В данном исследовании мы изучали связь между поведенческими показателями выполнения задачи и компонентами потенциалов, связанных с событиями: N2, ...
Добавлено: 31 октября 2022 г.
Зинченко В. П., Культурно-историческая психология 2012 № 1 С. 59-68
В статье рассматривается современное состояние методологии науки применительно к психологии. Показано, что методология настолько развилась и разветвилась, что настала пора разрабатывать ее специальный вид: методологию выбора и применения методологии к частным наукам. Специально выделена роль искусства как своего рода методологии: искусство питает интуицию, а методология дискурсию. В статье также представлена пропедевтика методологической культуры и дана ...
Добавлено: 30 июня 2012 г.
Тимохович А. Н., Вестник Университета (Государственный университет управления) 2012 № 1 С. 181-185
В статье затронута проблематика изучения социально-психологических основ ситуации неопределенности российского абитуриента вуза. В статье приведен анализ сложившейся ситуации, характеризующей переход от школьной ступени образования к высшей ступени образования. ...
Добавлено: 10 марта 2014 г.
Обухов А. С., Исследователь/Researcher 2020 Т. 31 № 3 С. 6-12
Вступительная статья в номер журнала «Исследова- тель/Researcher», в котором ключевой темой выступает дости- жение цели и выбор, рассматриваются практики реализации исследовательской деятельности учащихся от детского сада до колледжа, представлены концепции и описана практика вовлечения учащихся в решение задач открытого типа на местности. ...
Добавлено: 20 декабря 2020 г.