• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 45 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Обухов А. С., Сальникова К. С., Фишер Я. И. Исследователь/Researcher. 2020. Т. 32. № 4. С. 295-335.

Международная исследовательская школа (МИШ) летом 2019 года проходила в России в 12-й раз. Местом ее про- ведения стала Калужская область. В статье кратко представлена общая информация о МИШ 2019 года, более развернуто описаны новые элементы программы или те, которые в предшествующих публикациях о МИШ не были детально освещены, а также даны отчеты тьюторов по каждому из десяти исследовательских про- ектов, реализованных при их сопровождении в международных командах школьников.

Добавлено: 10 июля 2021
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2019. № 1-2. С. 195-233.

Представлено краткое описание экспедиции в Мексику и путевые заметки ее участников. Экспедиция проходила в штат Пуэбла. В ней было несколько линий исследования: палеонтология, экология и биология, социальная и визуальная антропология. В экспедиции принимали участие школьники из Якутии, двух школ Москвы и школ города Пуэбла. В путевых заметках участники описывали свои впечатления и переживания тех дней, которые они выбрали для описания. Тексты школьников публикуются в авторской редакции.

Добавлено: 27 июня 2019
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2020. Т. 31. № 3. С. 6-12.

Вступительная статья в номер журнала «Исследова- тель/Researcher», в котором ключевой темой выступает дости- жение цели и выбор, рассматриваются практики реализации исследовательской деятельности учащихся от детского сада до колледжа, представлены концепции и описана практика вовлечения учащихся в решение задач открытого типа на местности.

Добавлено: 20 декабря 2020
Статья
Обухов А. С., Глазунова О. В., Евтихова В. В. и др. Исследователь/Researcher. 2018. № 3-4. С. 238-245.

Чаще всего обсуждается вопрос – как вовлечь учащихся в исследовательскую или проектную деятельность. Однако, как оказалось, если дать ученикам возможность проявления творческой инициативы и не зажимать жесткими рамками формата и требований к результатам, но обозначать возмож- ность предъявления результатов своего творчества другим, они быстро вовлекаются в продуктивную деятельность. А вот как вовлечь взрослых в продуктивную работу с учениками? Этот вопрос стал более значимым и сложным. Группа сотрудников Хорошколы в июне 2018 года обучалась в Роскильдском университете проблемно-ориентированному проектному обучению. В рамках данного обучения был реализован модельный проект, направленный на поиск средств вовлечения взрослых в продуктивную деятельность с учащимися в качестве консультантов. Текст данного проекта представлен в статье.

Добавлено: 8 декабря 2018
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2020. Т. 32. № 4. С. 336-350.

В статье кратко описан замысел и общие вопросы проведения учебно-исследовательской экспедиции со школьни- ками в отдаленное селение теленгитов — Язула Улаганского рай- она Республики Алтай. Экспедиция в это селение проводилась повторно с промежутком в 16 лет (фактически при смене поко- лений). Ключевым фокусом исследования стала транзитивность традиционного общества обособленного поселения в ситуации повышения его доступности и открытости «внешнему миру» и раз- личным каналам информации. Представлен общий алгоритм и некоторые методические нюансы работы такой экспедиционной группы. Статья предваряет серию докладов участников экспеди- ции по первичному обобщению собранных полевых материалов, а также неформального отображения жизни экспедиционной группы в дневниках ее участников.

Добавлено: 10 июля 2021
Статья
Обухов А. С., Леонтович А. В., Чесноков В. С. Исследователь/Researcher. 2018. № 3-4. С. 135-142.

В статье дан краткий экскурс в историю развития Всероссийского конкурса и чтений юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского в контексте приобщения юношества к научному наследию великого отечественного ученого В.И. Вернадского, а также приобщения подрастающего поколения к культуре исследования. Выделены основные вехи развития данного конкурса как образовательной программы.

Добавлено: 8 декабря 2018
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 103-129.

В статье задаются общие принципы реализации та- кого формата вовлечения учащихся в исследовательскую культуру, как выездная исследовательская школа. Вводится общий конструкт топоса как смысловой модели организации содержания направлений исследований, привязанных к общему месту. Описан опыт организации и проведения Первой выездной исследовательской школы «Топос Шахматово» в Антроповском районе Костромской области летом 2019 года. Определены перспективы развития данной модели в привязке к пространству Шахматова.

Добавлено: 7 ноября 2019
Статья
Обухов А. С., Савельева Д. И. Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 12-47.

По инициативе Комитета по туризму города Москвы разработан проект «Город открытий» с целью развития образовательного туризма для школьников из регионов в России в пространстве Москвы как живого и развивающегося мегаполиса. Данный проект запускается в пилотном режиме в конце 2019 года. В статье представлена методология образовательного туризма, которая разработана как основание проекта «Город открытий». Данная методология основана на анализе международной и российской практики реализации образовательных путешествий со школьниками, которые выстроены на деятельностной основе с учетом возрастно-психологических особенностей подростков и юношей. Представленный теоретический конструкт может быть полезен для разработки других проектов и программ по развитию образовательного туризма на местах.

Добавлено: 7 ноября 2019
Статья
Обухов А. С., Комарова В. А. Исследователь/Researcher. 2020. Т. 31. № 3. С. 122-130.

Данная программа реализуется в исследователь- ском центре «Точка варения» Колледжа «26 КАДР» на территории парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках». Программа как пример вошла в описание типовой модели «Топос», подразумевает вовлечение школьников в исследование мира вокруг себя и носит рамочный характер. Ее реализация будет иметь свою специфику, зависящую от конкретных особенностей той локации, на которой она будет осуществляться.

Добавлено: 20 декабря 2020
Статья
Обухов А. С., Ловягин С. А. Исследователь/Researcher. 2020. № 2. С. 63-82.

STEM (Science, Technology, Engineering, Maths — устойчивая аббревиатура, которая объединяет естественные науки, технологии, инженерию и математику. STEM-образование — это не просто объединение под одной шапкой нескольких направлений, а скорее современная линия интеграции естественно-научного, математического и инженерного образования. Практика реализации STEM-подхода в образовании строится на деятельностной основе — через экспериментирование, исследование, проектирование, конструирование, программирование. В статье представлен подход, заложенный в сборник заданий по STEM, который готовится к изданию. Данный сборник направлен на получение знаний и навыков в области STEM школьниками начального, основного и среднего общего образования. В основание данного сборника заложены идеи межпредметных связей, практической ориентированности, деятельностной составляющей.

Добавлено: 11 июля 2020
Статья
Обухов А. С., Кондратьева Н. Л., Комарова Н. М. Исследователь/Researcher. 2020. № 2. С. 118-128.

Мы начинаем публикацию серии статей по развитию исследовательских способностей в игре. Данные игры направлены на развитие универсальных способностей, которые значимы в жизни в целом и для усиления личностного потенциала детей и подростков в реализации исследовательской деятельности. В первой статье мы представляем игры на развитие различных свойств наблюдательности. В статье даны комментарии, как предлагаемые игры могут применяться в работе с детьми с учетом их возраста.

Добавлено: 11 июля 2020
Статья
Обухов А. С., Комарова Н. М., Кондратьева Н. Л. Исследователь/Researcher. 2020. Т. 31. № 3. С. 260-266.

Мы продолжаем публикацию серии статей по развитию исследовательских способностей в игре. Данные игры направлены на развитие универсальных способностей, которые значимы в жизни в целом и для усиления личностного потенциала детей и подростков в реализации исследовательской деятельности. Во второй статье мы представляем игры на развитие умения видеть проблемы, чувствительности к ним. В статье даны комментарии о том, как предлагаемые игры могут применяться в работе с детьми с учетом их возраста.

Добавлено: 28 декабря 2020
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 189-250.

Представлено описание экспедиции группы «Соци- окультурная психология и антропология» Школы No 1553 имени В.И. Вернадского в село Лядины Каргопольского района Архангельской области летом 2018 года. По результатам экспедиции участники подготовили доклады, тексты которых приводятся. Также были сняты исследовательские фильмы в жанре визуальной антропологии и два фильма о жизни экспедиционной группы.

Добавлено: 8 ноября 2019
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2019. № 3. С. 6-7.

Введение в проблематику номера журнала – «Индивидуальный проект в старшей школе», которая обсуждается в аспекте значимости реализации групповых и командных форматов организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Добавлено: 22 октября 2019
Статья
Поддьяков А. Н., Поддьяков Н. Н. Исследователь/Researcher. 2019. № 3. С. 8-29.

В статье рассматриваются история и современные практики создания и использования интерактивных исследовательских объектов и сред, провоцирующих любознательность человека и требующих обследования и экспериментирования для их познания и достижения практических целей. Разработка, использование и демонстрация самых разных исследовательских объектов (игровых, образовательных, психодиагностических и др.) в различных областях отражает все более массовое убеждение: одна из основных способностей человека, которая необходима в настоящее время и будет востребована в будущем, – это способность справляться с новизной, в том числе путем активного обследования и экспериментирования. Обсуждаются особенности специально разрабатываемых интерактивных исследовательских объектов и сред в контексте подготовки к встречам с новизной и сложностью. (Это расширенная и дополненная версия статьи: Poddiakov A., Poddiakov N. Interactive exploratory objects: from laboratory experiments to mass practices of the XXI century // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2018. Т. 15. №. 4. С. 656-674. https://psy-journal.hse.ru/data/2019/12/03/1522332704/2018-4-3.pdf)

Добавлено: 4 мая 2021
Статья
Обухов А. С. Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 6-11.

Введение в проблематику номера журнала – «Новое исследовательское краеведение». Тема раскрывается в номере в различных аспектах: исследовательский центр в историческом парке; образовательное путешествие по изучению индустрий в контексте города; выездные исследовательские школы «Топос»; исследовательские экспедиции. Задается общая идея развития исследовательского краеведения как вовлечения детей и подростков в изучение мира вокруг себя с использованием совре- менных инструментов и средств.

Добавлено: 7 ноября 2019
Статья
Обухов А. С., Леонтович А. В., Мазыкина Н. В. Исследователь/Researcher. 2018. № 3-4. С. 215-217.

В статье кратко представлена основная статистика по ито- гам Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – Исследователь!» в 2018 году, финал которого прошел в Сочи.

Добавлено: 8 декабря 2018
Статья
Иванов И. Ю., Павлов А. В. Исследователь/Researcher. 2021. № 1-2. С. 18-31.

Экологическая грамотность в современном мире становится чертой образованного человека, необходимым элементом гражданской грамотности в передовых странах и сообществах, условием  успешного  трудоустройства в различных секторах экономики, реализующих принципы экологической ответственности. Экологическая грамотность является логическим компонентом образования в интересах устойчивого развития, поскольку его внимание к различным взаимодействиям различных элементов окружающей среды включает в себя человеческую деятельность, имеющую важное значение для достижения самодостаточного сообщества, сохраняющего ресурсы для будущих поколений. В предлагаемой статей описывается модель развития экологической грамотности в условиях дополнительного образования, опирающаяся на концепт «экологически-ответственное поведение». Авторы используют подход, связанный с конструктивистскими теориями обучения, делая акцент на более активных стратегиях обучения, ориентированных на субъектный опыт и вовлеченность учащихся, связь приобретаемых знаний и реальных проблем. Модель может рассматриваться в качестве теоретического основания для развития внешкольной деятельности, а также как рамка практической реализации целей и задач развития экологической грамотности.

Добавлено: 18 октября 2021
Статья
Обухов А. С., Ткаченко Н. В. Исследователь/Researcher. 2018. № 3-4. С. 166-176.

Представлен замысел, требования и практика реализации Конкурса идей по проведению междисциплинарных исследований, который проводится в рамках программ Всероссийских чтений юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского.

Добавлено: 8 декабря 2018
Статья
Обухов А. С., Глазунова О. В., Ежова О. Ф. и др. Исследователь/Researcher. 2019. № 4. С. 57-72.

В 2019 году на территории исторического парка «Усадьба Трубецких в Хамовниках» начал действовать как структурное подразделение Колледжа «26 КАДР» центр допол- нительного образования – исследовательский центр «Точка варения». Представляем концепцию деятельности данного центра, который был создан как модельный. Подразумевается, что после запуска и отработки данной концептуальной рамки, практика реализации подобных центров будет транслироваться в регионы. В основании деятельности центра лежит идея вовлечения учащихся разных возрастов в исследовательское краеведение с использованием современных методов и технологий. Подразумеваются различные форматы организации практической деятельности учащихся с возможностью пробных действий в разных сферах и погружения в ту предметную область, которая окажется более привлекательной. При этом задается идея ценности развития мультидисциплинарного сообщества, изучающего конкретную местность, территорию, край, члены которого знакомят друг друга с результатами своих исследований.

Добавлено: 7 ноября 2019
Статья
Косарецкий С. Г., Павлов А. В., Золотарева А. В. и др. Исследователь/Researcher. 2020. № 1. С. 14-45.

Статья посвящена всесторонней характеристике про- грамм дополнительного образования детей туристско-краеведче- ской направленности. Авторы подчеркивают отсутствие устойчи- вых критериев, позволяющих отнести программы дополнительного образования к указанной направленности, и предлагают свои пути решения этой проблемы, а также анализируют корпус методологи- ческих подходов содержательного и технологического обновления разнообразных форм детского туризма и краеведения

Добавлено: 24 ноября 2020