?
The Future Prospects of Modern Adolescents in the Life Course Perspective
Russian Education and Society. 2017. Vol. 59. No. 5-6. P. 217-230.
Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В., Современная зарубежная психология 2020 Т. 9 № 4 С. 45-55
Статья посвящена выявлению связи между становлением детской поведенческой автономии (самостоятельности), проявляющейся в независимых перемещениях по городу, и родительскими практиками, в первую очередь – практиками контроля и поддержки автономии ребенка. Как оказалось, ряд средовых факторов влияет на то, насколько безопасной родители воспринимают окружающую среду и, вследствие этого, насколько рано и свободно они позволяют детям перемещаться без ...
Добавлено: 31 января 2021 г.
М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021
В сборнике представлены статьи участников XIV Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление» (6–8 апреля 2021 года, Москва). Статьи, вошедшие в сборник, посвящены социальнопсихологическим практикам и эмпирическим исследованиям подростков, с разных сторон затрагивающим вопросы благополучия и активности подростков в интернете и других средах. Особое внимание уделяется вопросам совладания с ситуацией пандемии — длительного периода ...
Добавлено: 15 сентября 2021 г.
Жилинская А. В., Бочавер А. А., Психологический журнал 2018 Т. 39 № 1 С. 36-45
Приведен анализ экзистенциального, социального и инструментального подходов к пониманию построения подростками траектории своего жизненного пути, сопоставлены их ключевые тезисы, изучены возможности и ограничения с точки зрения понимания смысла и задач развития подросткового возраста. Показано, что в разных подходах подчеркиваются разные аспекты жизнетворчества, позволяя сосредоточиться на бытийной, смысловой стороне жизни (экзистенциальный подход), на социальных представлениях о последовательности этапов, образе успеха, ...
Добавлено: 21 июня 2018 г.
В течение 12 недель проводилось наблюдение поведения учащихся в 5‑м классе московской школы, выполненное как повторение аналогичного проекта середины 1960-х [Эльконин, Драгунова, 1967]. Поскольку результаты наблюдения в оригинальном исследовании не были представлены в тексте, а отразились лишь в индивидуальных описаниях 13 школьников, была проведена процедура выделения признаков, по которым велось наблюдение. Эти признаки группировались в ...
Добавлено: 3 июля 2017 г.
Bochaver Alexandra, Корзун А. Н., Поливанова К. Н., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2016. No. 71.
Добавлено: 3 июля 2017 г.
Серкин В. П., Вестник Московского университета. Серия 14: Психология 1984 № 4 С. 73-74
Описаны семантические универсалии оценок и цветовые ассоциации интервалов времени и понятий о прошлом, настоящем и будущем. ...
Добавлено: 6 июня 2014 г.
Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А., Социальная психология и общество 2020 Т. 11 № 2 С. 180-199
Цель исследования. Изучение специфики копинг-стратегий подростков и динамики уровня их оптимизма в контексте образовательной среды. Контекст и актуальность исследования. Образовательная среда является серьезным источником и поддержки, и стресса для учащихся; образовательное неравенство проявляется не только в качестве образования, но и в формируемых социальных и психологических навыках. Понимание особенностей репертуара копинг-стратегий, предпочитаемых и поддерживаемых в разных ...
Добавлено: 26 июня 2020 г.
Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д., Современная зарубежная психология 2016 Т. 5 № 2 С. 31-38
В статье рассматривается динамика теоретических и прикладных представлений о подростковом пери
оде с точки зрения выстраивания индивидуальной траектории в этом возрасте. Обсуждаются размывание
границ подросткового возраста, откладывание жизненных выборов и затрудненный процесс сепарации от
родителей как тренды современного проживания подросткового периода. Анализируются особенности
современного общества (транзитивность и ее следствия), затрудняющие проектирование жизненного пути
и способствующие тому, что стратегическое мышление в ...
Добавлено: 8 сентября 2016 г.
Бочавер А. А., Поливанова К. Н., Корзун А. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 14 № 3 С. 470-490
Статья посвящена содержанию и роли уличного досуга в социализации детей и подростков в разных поколениях. Представлены результаты контент-анализа данных опроса 251 респондента разного возраста, проведенного c использованием двух специально разработанных анкет. Рассматриваются основные занятия, конституирующие детский уличный досуг. Выделены пять основных категорий: игры (с правилами, спортивные, сюжетно-ролевые и др.); исследование окружающей среды (эксперименты, поиски, собирательство, ...
Добавлено: 21 июня 2018 г.
Поливанова К. Н., Sazonova E. V., Shakarova M. A., Russian Social Science Review 2016 Vol. 57 No. 3 P. 167-180
Добавлено: 20 июня 2016 г.
Хломов К. Д., Бочавер А.А., Фоменко М. С. и др., Психологическая наука и образование 2022 Т. 27 № 3 С. 117-128
Рассматриваются вопросы о том, есть ли связь между агрессией и автономией в подростковом возрасте и можно ли рассматривать агрессивное поведение в качестве инструмента для решения возрастной задачи развития автономии. Представлены результаты исследования связей между агрессивным поведением и уровнем автономии у подростков 13—16 лет. На первом этапе выборку составили 499 респондентов. На втором этапе осуществлялось сравнение ...
Добавлено: 16 июля 2022 г.
Родькин П. Е., М. : Совпадение, 2020
Исследование посвящено критическому анализу, моделированию и переосмыслению задач и функций дизайна, объекта и предмета дизайнерской деятельности на новом этапе развития социальных, экономических и технологических систем. Дизайн рассматривается в контексте актуальных фундаментальных проблем общественных отношений и социальных форм будущего. В работе поднимается проблематика посткапитализма, метамодернизма, постправды, прекариата, технологического вытеснения и т.п. как актуальной составляющей современной теории ...
Добавлено: 3 января 2020 г.
Хачатурова М. Р., Лытаева О. Е., Психология и школа 2013 № 1 С. 76-94
Статья посвящена роли социального научения при разрешении конфликтов, которые возникают между сверстниками в подростковом возрасте. В исследовании проверяется гипотеза о том, что социальное научение повышает вероятность изменения стратегии поведения в процессе разрешения межличностного конфликта между подростками. В проведенном эксперименте приняло участие 124 испытуемых, 70 юношей и 54 девушки в возрасте от 13 до 14 лет. ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.
Михальский А. В., М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2014
Монография посвящена психологии конструирования будущего: от процессов предвосхищения на индивидуальном уровне до социального конструирования будущего. Почему и как люди, группы и общество выбирают определенный жизненный путь, на чем основаны стратегии выбора варианта будущего, в чем заключаются способности конструирования будущего, каким образом их диагностировать и развивать, как связано восприятие и отношение к времени с созданием собственного ...
Добавлено: 10 апреля 2017 г.
Подольский Д. А., Национальный психологический журнал 2017 № 3
Данная статья посвящена проблеме реализации в рамках школьного обучения программ, направленных на формирование у учащихся социально-моральной компетентности, понимаемой как способность ориентироваться в ценностных аспектах общественных отношений и принимать социально-одобряемые решения в ситуации моральной дилеммы. В статье излагаются теоретические аспекты обсуждаемой проблемы, обсуждаются различные варианты понимания предмета формирования. ...
Добавлено: 15 апреля 2017 г.
Леля А. А., Семенов И. Н., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 2А С. 5-27
Неотъемлемой частью развития современной франкоязычной психолого-педаго - гической науки является исследование проблематики рефлексии. В силу исторически сложившейся специфики французского гуманитарного знания, а именно его развития в рамках философского категориального и методологического аппарата, в данной статье анализу подвергаются не только современные изыскания по данной тематике, но, прежде всего, фундаментальные труды Александра Марка и Жана Пиаже, опреде ...
Добавлено: 9 октября 2017 г.
Озорнина Н. Ю., Ефимова П., Тимошенко Н. и др., Образование и саморазвитие 2022 Т. 17 № 4 С. 150-164
В 2020 году распространение эпидемии коронавируса привело к массовому переходу школ на дистанционное обучение, последствия которого необходимо изучить. Все участники образовательного процесса вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам, перестраивать способы коммуникации, распределение времени, формы досуга под новую реальность. Данная статья посвящена изучению опыта обучения, общения и досуга подростков в условиях закрытия школ, факторов риска в контексте ...
Добавлено: 24 декабря 2022 г.
Егорова П. А., Осин Е. Н., Кедрова Н. Б. и др., Вопросы психологии 2018 № 3 С. 22-33
Статья посвящена исследованию мечты и процесса мечтания в подростковом возрасте. В работе описаны содеражние подростковой мечты, индивидуальные особенности процесса мечтания, связь мечты и характера мечтания подростков с уровнем тревоги и депрессии. В исследование приняли участие 180 подростков (91 мальчик и 89 девочек 13-16 лет). Испытуемые заполняли 4 методики: авторский опросник «Исследование мечты и процесса мечтания», ...
Добавлено: 18 октября 2017 г.
Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Вопросы психологии 2006 № 3 С. 49-55
Формулируется подход к анализу личностного развития в терминах развития самодетерминации на базе интеграции активности и саморегуляции, имеющих разные генетические корни и предпосылки. Проведенное исследование обнаружило в подростковом возрасте, критическом для развития самодетерминации, четыре теоретически предсказанных соотношения активности и саморегуляции, по-разному связанных с самоотношением и родительским отношением, которые задают основание для типологии личности. ...
Добавлено: 6 августа 2013 г.
Сулимина О. В., Леонтьев Д. А., Вопросы психологии 2014 № 4 С. 30-48
Приводятся некоторые данные исследования траекторий личностного развития в подростк овом возрасте, критическом для развития самодетерминации. Проведенное исследование обнаружило у подростков, находящихся в различных условиях социализации, благополучные и неблагополучные паттерны личностного развития, различающиеся характеристиками общего психологического благополучия/неблагополучия и развитием механизмов свободы и ответственности. ...
Добавлено: 22 октября 2016 г.
Павлов А. В., Вопросы философии 2020 № 8 С. 32-42
Автор, вслед за социологом Джоном Урри, ставит вопрос о будущем в контексте социальной теории, а не футурологии. Поскольку капитализм – жизнеспособная система, пережившая своих конкурентов, в рамках социальной теории исследуется будущее капитализма. Когда речь идет о капитализме как системе организации экономики и общества, почти все авторы приходят к выводу, что в будущем он не останется ...
Добавлено: 7 октября 2020 г.
Бочавер А. А., Хломов К. Д., Корнеев А. А. и др., Социальная психология и общество 2019 Т. 10 № 2 С. 157-174
Тема проектирования будущего соответствует возрастным задачам старших подростков, но становится источником напряжения в семьях задолго до окончания школы детьми. Когда дети достигают подросткового возраста, в семьях перестраивается процесс коммуникации, и диалог между детьми и родителями нередко оказывается затруднен; социальные изменения и невозможность напрямую применять родительский опыт в современных условиях осложняют задачи самоопределения и выстраивания жизненной ...
Добавлено: 25 июня 2019 г.
Поливанова К. Н., Sazonova E. V., Shakarova M. A., Russian Education and Society 2015 Vol. 57 No. 7 P. 1-18
Добавлено: 5 ноября 2015 г.
Бочавер А. А., Корзун А. Н., Поливанова К. Н., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2016. No. WP BRP 71/PSY/2016.
Уличная активность признана играющей важную роль в детской и подростковой социализации. Однако механизмы социализации в процессе уличных занятий постепенно меняются. Активная игра и уличные компании остаются в прошлом, что подтверждается большинством современных родителей. В данной статье исследуются формы уличного досуга российских детей и подростков, рожденных в разные десятилетий XX и XXI века. Исследование основывается на ...
Добавлено: 9 марта 2017 г.