?
Проблемы рефлексивной акмеологии творческой личности в философско-педагогическом наследии К.Н. Вентцеля (к 160-летию со дня рождения)
В статье представлен науковедческий и методологический анализ жизнедеятельности и психолого-педагогических идей крупного учёного-гуманитария Серебряного века российской культуры Константина Николаевича Вентцеля. С позиций рефлексивной акмеологии и персонологии творчества охарактеризованы разработанные Вентцелем философско-педагогическая теория свобод- ного воспитания и образовательная практика свободной школы. Подробно рассмотрены философские основы концепции творческой личности, прослежен её генезис в рамках философских и психологических дискуссий конца XIX — начала XX века. В своём исследовании авторы выявляют неразрывность жизненного пути Вентцеля, его философских установок, психологической концепции и педагогических идей. Посредством историко-философской реконструкции вскрывается зависимость теории Вентцеля от этических и психологических дискуссий в русской культуре Серебряного века (религиозное толстовство, философский волюнтаризм, политическое народовольство, легальный марксизм) и в послекантовской европейской философии (в частности, по вопросу о свободе воли), а педагогический проект Вентцеля рассматривается как реализация этических, философских и психологических идей. В этом целостном психолого-педагогическом контексте показано значение для становления акмеологии его оригинальной пра-акмеологической концепции развития творческой личности в социокультурных российских условиях.