?
Специфика содержания образовательных потребностей студентов с ограниченными возможностями здоровья, получающих высшее образование
С. 59-63.
В настоящее время все большее значение приобретает проблема преодоления изоляции людей с инвалидностью и включение их в повседневную жизнь общества. Одним из основных способов решения этой проблемы является обеспечение доступности высшего образования для студентов с особыми образовательными потребностями. Статья посвящена описанию подхода к образовательным потребностям, а также изучению специфики их содержания у студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшего оразования.
В книге
М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2016
Лебедева А. А., Волконская М. А., Адемукова Н. В. и др., В кн. : Современный университет между глобальными вызовами и локальными задачами. VII Международная конференция Российской ассоциации исследователей высшего образования. : М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2016. С. 153-157.
Данная работа посвящена обобщению опыта инициативного образовательного проекта "Инклюзивная высшая школа", задачами которого являются изучение текущего процесса организации инклюзивного образования в НИУ "Высшая школа экономики", а также выработка рекомендаций по созданию благоприятной образовательной среды для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В работе дана характеристика основных этапов деятельности проектной группы, в обобщенном виде представлены ...
Добавлено: 16 февраля 2017 г.
Алехина С. В., Лебедева А. А., Смольникова М. Н., В кн. : Доступная образовательная среда: опыт создания, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической интернет-конференции, г. Кемеровово, 01 февраля-31 марта 2017 года. : Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2017. С. 5-12.
В данной статье анализируется актуальное состояние инклюзивного образования в российских вузах, раскрываются проблемы, связанные с обеспечением образовательного процесса для студентов с особыми потребностями (доступность среды, специальные средства и технологии образования для лиц с ОВЗ, развитие инклюзивной культуры и т.п.). ...
Добавлено: 9 июня 2017 г.
Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В., Психологическая наука и образование 2014 Т. 19 № 1 С. 50-62
Обсуждаются результаты исследования взаимосвязи личностных и социальных ресурсов и социально-психологической адаптации учащихся с ОВЗ. В качестве психологических ресурсов личности рассматриваются субъективная витальность, жизнестойкость, осмысленность жизни, толерантность к неопределенности, самоэффективность, стратегии совладания с жизненными трудностями, а также социальные ресурсы – размер социальной сети, удовлетворенность социальной поддержкой. Проанализирована специфика социально-психологической адаптации и ресурсов личности учащихся колледжа в ...
Добавлено: 23 октября 2014 г.
Горяйнова А. Р., Журнал исследований социальной политики 2019 Т. 17 № 4 С. 555-570
Приоритетным направлением социальной политики развитых стран выступает активное вовлечение людей с инвалидностью в жизнь общества, в том числе в образовательный процесс. Трансформация государственной политики сопровождается внедрением и изменением нормативно-правовой базы, гарантирующей гражданские права людей с инвалидностью в различных сферах общественной жизни. В свою очередь реформы постепенно способствуют преодолению предрассудков со стороны общества к людям с инвалидностью, распространению практик взаимопомощи среди населения в реальной жизни. В сфере образовательной политики ...
Добавлено: 26 декабря 2019 г.
Большаков Н. В., Журнал исследований социальной политики 2019 Т. 17 № 4 С. 571-584
Статья посвящена изучению проблем, с которыми сталкиваются глухие и слабослышащие учащиеся в процессе получения среднего профессионального образования. В качестве базы для анализа выступил всероссийский опрос глухих и слабослышащих, обучающихся в колледжах и ПТУ, проведенный в формате очного анкетирования, а также 21 полуформализованное интервью с учащимися и экспертами.
Изменения, происходящие с системой профессиональной подготовки глухих и слабослышащих в ...
Добавлено: 23 октября 2019 г.
В последние годы как в нашей стране, так и за рубежом, меняются подходы к осмыслению инвалидности и организации психологической работы, адресованной людям с ограниченными возможностями здоровья. Родившаяся в 20 веке медицинская модель инвалидности легла в основу множества реабилитационных программ и по сей день сохраняет свое господствующее влияние не только в рамках клинических направлений науки, но ...
Добавлено: 23 октября 2016 г.
Кучмаева О. В., Петрякова О. Л., Народное образование 2013 № 7 С. 32-39
Статья посвящена особенностям нормативного регулирования инклюзивного образования в г.Москве. В работе использованы результаты исследования «Проблемы доступного среднего образования для несовершеннолетних лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», проведенного в 2011 г. по заказу Уполномоченного по правам человека в городе Москве. Проводится обзор ситуации, формируются предложения по дальнейшему обеспечению развития инклюзивного образования. ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.
Коржук С. В., Богомолова Т. Ю., Мир экономики и управления 2017 Т. 17 № 4 С. 201-214
Повышение степени «дружелюбия» системы образования в отношении индивидов с инвалидностью (людей с ограниченными возможностями здоровья), особенно развитие инклюзивного образования, – это относительно недавно сформировавшийся гуманистический тренд, который задали наиболее экономически развитые общества и в который ответственно встраивается последние два десятилетия наша страна. В статье обобщены результаты проведенного в 2017 г. опроса выпускников НГУ, имеющих инвалидность. ...
Добавлено: 2 октября 2019 г.
Каз. : НОУ ДПО "Центр социально-гуманитарного образования"; редакционно-издательский центр "Школа", 2017
Сборник содержит научные статьи отечественных и зарубежных ученых, а также научно-методические материалы практических специалистов, решающих актуальные задачи современного образования внутри российского и международного психолого-педагогического сообщества. ...
Добавлено: 20 октября 2017 г.
Rubtcova M., Pavenkov O., Варламова Ю. В. и др., International Journal of Applied Linguistics and English Literature 2016 Vol. 5(5) P. 183-196
Добавлено: 19 февраля 2017 г.
Коржук С. В., Богомолова Т. Ю., Мир экономики и управления 2018 Т. 18 № 4 С. 254-268
В статье дано описание современного российского образовательного «ландшафта», где происходит реализация людьми с инвалидностью своего права на образование. На основе информации, представленной в мониторинге Министерства образования и науки РФ (данные за 2015 г.), для анализа моделей обучения в российских вузах студентов с инвалидностью были выбраны вузы, в которых обучается 30 и более студентов с инвалидностью. ...
Добавлено: 2 октября 2019 г.
Чернышёва Н. С., Андреева А. С., Журнал исследований социальной политики 2023 Т. 21 № 4 С. 583-598
Исследование посвящено многообразию смыслов работы людей с ментальной и / или интеллектуальной инвалидностью. Теоретическая рамка определена современной российской социологической дискуссией о проблемах неравенства и социального исключения людей с инвалидностью из общественно-трудовой жизни. Представлены три теоретические модели восприятия людей с инвалидностью, позиции по отношению к развитию инклюзии в современном российском обществе, а также положение труда людей с инвалидностью в неолиберальной системе ценностей. Эмпирическая часть исследования проводилась с ноября 2020 по июнь 2021 года ...
Добавлено: 31 декабря 2023 г.
В статье анализируется, как крупные компании в России информируют общество о своей вовлеченности в обеспечение социального благополучия людей с ограниченными возможностями. Изучая нефинансовые отчеты компаний, мы обнаруживаем как люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассматриваются с позиции внутренней социальной политики, а также деятельности компании в области корпоративной социальной ответственности. На основании вопросов о содержании и смысле нефинансовой отчетности мы построили типологию деятельности ...
Добавлено: 23 ноября 2022 г.
В статье представлены результаты исследования степени эмпатии и толерантности российской молодежи в отношении инвалидов с анализом гендерных и личностных различий во взаимосвязи уровня агрессивного поведения, эмпатии и тревожности (стрессированности). Всего в проекте при- няли участие 192 студента — 106 юношей и 86 девушек (средний возраст — 20 лет). В работе был использован комплексный подход к ...
Добавлено: 13 ноября 2019 г.
М. : МГППУ, 2013
В монографии рассмотрены философские, культурологические и психолого-педагогические основы инклюзивного образования, отражено современное состояние инклюзивной образовательной практики и основные подходы к ее организации и психолого-педагогическому сопровождению. Большое внимание уделено вопросу развития личности в условиях инклюзивного образования. ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.
Ярская-Смирнова Е. Р., Ярская В. Н., Косова О. А., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2023 Т. 71 № 1 С. 215-224
Представлены результаты контент-анализа и сетевого медиа-анализа в динамике изменений дискурса о маломобильных группах на страницах российских печатных СМИ до и в период пандемии коронавируса. Выявлены акценты на самодо-статочности и активности представителей изучаемых групп, связанные с дисбалансом в распределении ответственности за решение проблем социально уязвимThe article presents the results of content analysis and network media analysis ...
Добавлено: 9 апреля 2023 г.
Сальникова Д. В., Шевцов Ю. Р., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2021
В последние десятилетия особую популярность приобретает изучение социального капитала как важной составляющей включения представителей малочисленных социальных групп в общественную жизнь. В рамках данного исследования социальный капитал был рассмотрен как важный ресурс социальной инклюзии школьников с особыми образовательными потребностями (далее ООП).
На основании данных количественного онлайн-опроса родителей учеников школ Армении, Казахстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины ...
Добавлено: 12 декабря 2021 г.
Заиченко Н. А., Корниенко О. С., В кн. : Региональная экономика и развитие территорий. Вып. 14.: СПб. : ГУАП, 2020. С. 147-155.
В статье представлены фрагмент исследования о результатах сравнительного анализа практик реализации дошкольного инклюзивного образования в малых и больших городах России. Для сравнения выделены три города разного статуса и разных территорий. В этих городах проведено сплошное анкетирование педагогов-практиков и руководителей дошкольного образования. Выявлены основные различия в представлениях респондентов о базовых проблемах развития дошкольной инклюзии и определены ...
Добавлено: 3 января 2021 г.
Абанкина И. В., Филатова Л. М., М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020
В информационном материале исследуются возможности распространения различных вариативных форматов дошкольного образования, анализируется динамика спроса на них, оцениваются риски и проблемы альтернативных форм обучения в разрезе территориальных поселений. Исследование основано на данных Росстата по итогам федеральных статистических наблюдений; Доклада о реализации плана деятельности Министерства просвещения Российской Федерации по реализации документов стратегического планирования за 2018 год; Единой ...
Добавлено: 29 декабря 2020 г.
Коржук С. В., Мир экономики и управления 2016 Т. 16 № 2 С. 145-155
Цель исследования – выявить общие элементы в успешных стратегиях преодоления социальной эксклюзии людьми с инвалидностью. Критерием успешности считается получение человеком с инвалидностью общественного признания в связи с осуществлением трудовой, общественной или иной деятельности. Было проведено десять биографических интервью с активными людьми с инвалидностью. Результаты исследования включают описание общих элементов успешных стратегий преодоления социальной эксклюзии людьми ...
Добавлено: 2 октября 2019 г.
Тарасенко Е. А., Збировская Е. П., Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование 2016 № 4 С. 33-41
В статье анализируется практический управленческий опыт ряда университетов по созданию инклюзивной образовательной среды для студентов-инвалидов и студентво с ограниченными возможностями здоровья.Особое внимание уделено необходимости создания доступной образовательной среды, разработке и внедрению унифицированных технологий комплексного сопровождения студентов с инвалидностью. ...
Добавлено: 14 марта 2017 г.
Лебедева А. А., Леонтьев Д. А., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2017
Ограничение возможностей здоровья представляет собой один из вариантов развития личности в затрудненных условиях. Современные подходы к личностному развитию личности изучаются в контексте культурно-исторической парадигмы, что дает основания ставить вопросы о структурной организации ресурсов личности лиц с ограниченными возможностями здоровья. Структура ресурсов анализируется с точки зрения принцпов построения «обходных путей», компенсирующих те или связанные с инвалидностью дефициты ...
Добавлено: 12 октября 2016 г.
Галяпина В. Н., Молодикова И. Н., Лысенко С. А. и др., Справочник классного руководителя 2015 № 11 С. 36-42
Статья посвящена развитию одного из приоритетных направлений российской образовательной политики - инклюзивного образования. В статье представлены методика проведения и конспект классного часа для обучающихся 6–8-х, реализующего идеи инклюзивного образования. ...
Добавлено: 8 августа 2016 г.
Большаков Н. В., Бабкина А. С., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2020 № 5 С. 540-558
Формирование инклюзивного общества подразумевает создание системы, предоставляющей условия для реализации потенциала всех граждан, в том числе людей с инвалидностью. Особую роль при этом играют организации высшего образования, к которым предъявляются повышенные требования доступности, причем речь идет не только о преобразовании архитектурных и технических условий, но и о создании в целом инклюзивной образовательной и социальной среды, ...
Добавлено: 9 ноября 2020 г.