?
Управляя неопределенностью и стигмой: региональных рынок ритуальных услуг в этнографических заметках
Экономическая социология. 2017. Т. 18. № 1. С. 28-50.
Мохов С. В.
Борьба представителей западной похоронной индустрии с профессиональ-
ной стигматизацией привела к тому, что похоронный бизнес стал откры- тым, публичным и социально ответственным. В то же время российский рынок ритуальных услуг по-прежнему окутан устрашающими мифами и негативными стереотипами. Представители российской похоронной ин- дустрии избегают любых форм публичности. Это приводит к открытой стигматизации профессии. Почему сложилась подобная ситуация? Мож- но ли предположить, что стигматизация поддерживается самим профес- сиональным сообществом? На основе авторских этнографических заметок, собранных в полевом днев- нике, в результате проводимого на протяжении года включённого наблю- дения в одном из центральных регионов России, предпринимается попыт- ка ответить на эти вопросы. Статья состоит из трёх частей. Вначале будут показаны распространённые модели похоронного рынка на примере таких стран, как США, Франция и Швеция, и обозначены принципиальные отличия российской модели. Во второй части статьи автор описывает региональное ритуальное агентство и его владельца. Третья часть ста- тьи характеризует рядовых работников рынка ритуальных услуг. В качестве вывода предлагается следующее: российский рынок ритуальных услуг можно интерпретировать в терминах концепции неопределённости Дэвида Старка. В фокусе регионального похоронного рынка неопределён- ность выражается в контролируемой дисфункциональности инфраструк- туры, слабой и стихийной институционализации и превалировании нефор- мальных практик в поддержке связей сети. В дополнение к этому сама по себе профессиональная структура довольно закрыта для входа новых игро- ков и иерархизирована по криминальному принципу. Таким образом, сама структура ритуального рынка способна к эффективному функционирова- нию только в случае сохранения статуса неопределённости. Это состоя- ние поддерживается с помощью контроля информации, а стигматизация является инструментом сохранения профессиональной структуры.