?
Символическая функция как характеристика зрелого возраста
Психология зрелости и старения. 2012. № 3. С. 18-31.
Исследуется вопрос о роли символической функции в зрелости и переходе ко второй половине жизни. Актуализация символической функции рассматривается как один из главных путей в развитии нереализованных сторон личности. Выявлено отсутствие различий в символической представленности опыта и переживаний в ранней юности и зрелости. Показана связь между эмоциогенными ситуациями и символизацией. Обнаружено значительное усиление символизации при сознательном намерении использовать символы, что позволяет практически применить полученные результаты в сфере психологической помощи людям с психологическими травмами.
Губенко О. В., Овчинникова Ю. Г., Пляскина А. С., Психология зрелости и старения 2012 № №3 С. 18-31
Исследуется вопрос о роли символической функции в зрелости и переходе ко второй половине жизни. Актуализация символической функции рассматривается как один из главных путей в развитии нереализованных сторон личности. Выявлено отсутствие различий в символической представленности опыта и переживаний в ранней юности и зрелости. Показана связь между эмоциогенными ситуациями и символизацией. Обнаружено значительное усиление символизации при сознательном ...
Добавлено: 14 марта 2013 г.
Руткевич А. М., В кн. : Избранные работы. : СПб. : Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2014. С. 243-270.
В послесловии к «Избранным работам» Карла Густава Юнга рассматривается эволюция его психологических и философских воззрений, дается общая характеристика учения об архетипах коллективного бессознательного. Особое внимание уделяется поздним работам Юнга, в которых он рассматривает эффект «синхроничности» и судьбы западной цивилизации. Развитию созданной Юнгом доктрины его последователями в рамках ассоциации аналитической психологии и влиянию этой доктрины на ...
Добавлено: 13 февраля 2015 г.
Лагутина И. Н., Известия РАН. Серия литературы и языка 2015 Т. 74 № 1 С. 30-40
В статье интерпретируются некоторые мотивы и образы «Западно-восточного дивана» Гете, которые составляют самостоятельный метапоэтический сюжет. Единство книги организуется посредством сюжетного мотива «устного» слова-мифа, лежащего в основе как природной «живой» формы, так и формы поэзии. На границе культур Гете создает художественное пространство, где снимается противопоставление восточного, ускользающего от точного определения поэтического слова, построенного на аллюзиях и ...
Добавлено: 3 марта 2015 г.
Skiperskikh Aleksandr Vladimirovich, International journal of experimental education 2008 No. 3 P. 110-111
Добавлено: 21 октября 2014 г.
Линкова Я. С., Литературоведческий журнал 2013 № 33 С. 124-142
В статье рассмотрены ключевые моменты становления символистской поэтики в творчестве Стефана Малларме, для которого теоретическое обоснование нового представления об искусстве и рассуждения о природе и тайне своего творчества имели первостепенное значение. Анализируются основные статьи поэта «Еретические мысли художника. Искусство для всех», «Кризис стиха» и др., раскрываются основные положения его теории символа, приведшей к созданию нового ...
Добавлено: 3 декабря 2013 г.
Успенский Б. А., Slavica occitania 2015 No. 40 P. 29-33
В статье выделяется ряд особенностей, харатеризующих московско-тартускую семиотическую школу, а именно: стремление ее протагонистов к использованию в своих исследованиях точных методов ; их желание избавиться от присущего гуманитарным наукам субъективизма ; интерес к семиотике культуры ; отказ от идеологических оценок любого рода, а также отсутствие интереса к семиотике как таковой. Для представителей московско-тартуской семиотической школы семиотика была скорее ...
Добавлено: 16 января 2016 г.
Леонтьев Д. А., Человек 2011 № 5 С. 34-46
В статье рассмотрены философские и психологические взгляды на проблему счастья от Аристотеля до наших дней. С опорой как на общефилософские дискуссии, так и на данные социологических и психологических исследований последнего времени, показано, что за словом “счастье” кроются два качественно различных феномена, обладающих разными свойствами и закономерностями: переживание субъективного благополучия, прямо связанное с удовлетворенностью базовых потребностей, ...
Добавлено: 9 мая 2013 г.
Лазебная К. П., Наследие 2014 № 5 С. 49-62
В статье представлена реконструкции концептуальных оснований теории символического Питирима Сорокина через анализ ее эволюции в трудах, относящихся к различным периодам его научной деятельности. Раскрывается значение данной теории в развитии его подхода к пониманию структуры социокультурного универсума. ...
Добавлено: 28 ноября 2014 г.
Лифинцева Т. П., Вопросы философии 2009 № 3 С. 172-181
Вопрос о взаимоотношении философии и теологии – очень давняя тема европейской мысли, которая в ХХ веке встала перед философами и теологами с небывалой остротой. Может ли философия оказаться секулярным изложением новозаветного понимания мира и человека или же Откровение (а вслед за ним и теология, исходящая из веры как события Откровения) преобразует философские понятия, свидетельствуя о ...
Добавлено: 7 ноября 2012 г.
Мусихин Г. И., Общественные науки и современность 2015 № 6 С. 45-57
Автор показывает, что благодаря символическому мышлению люди одновременно могут выступать как субъектами, так и объектами социальной жизни. В статье доказывается, что анализ языка политики, компетенций политики и политической информации рассматриваются академическим сообществом как самостоятельные модусы политической реальности. При этом внимание акцентируется на том, что говорить, думать и знать в контексте политики приходится одновременно. Поэтому концептуальный ...
Добавлено: 21 декабря 2015 г.
Кочековская Н. А., Шаги/Steps 2018 Т. 4 № 3-4 С. 36-58
В статье рассматривается обращение философии и литературной критики ХХ в. к проблеме аллегории и связь этой темы с проблемой темпоральности. Основное внимание уделяется концепциям Вальтера Беньямина и Жиля Делёза, для определения их теоретического контекста и развития в последующие периоды анализируются тексты Э. Блоха, Р. Барта, П. де Мана, Ф. Анкерсмита, Ж. Диди-Юбермана, М. Э. Холли ...
Добавлено: 5 июня 2019 г.
Лифинцева Т. П., М. : Канон+, 2009
Книга «Философия и теология Пауля Тиллиха» является первой монографической презентацией в отечественной историко- философской литературе, где осуществлён целостный анализ его учения в качестве варианта религиозного экзистенциализма и протестантской неолиберальной теологии. Наследие Тиллиха является объектом постоянной полемики, порой ему даются противоположные оценки: одни считают его апологетом протестантского традиционализма, другие, напротив, уверены в том, что его концепция ...
Добавлено: 1 ноября 2012 г.
Князева Е. Н., Человек 2019 Т. 30 № 4 С. 25-40
В статье обсуждаются формы взаимного влияния теоре- тической биологии Якоба фон Икскюля и философии символических форм Эрнста Кассирера. Хотя Кассирер в значительной мере подчерки- вал отличие мира человека как существа символического от описанного Икскюлем мира животного как организма, поведение которого стро- ится благодаря способности распознавать знаки и сигналы, но именно внимание Кассирера к важному понятию ...
Добавлено: 2 августа 2019 г.
Леонтьев Д. А., Social Sciences 2012 No. 2 P. 93-104
В статье рассмотрены философские и психологические взгляды на проблему счастья от Аристотеля до наших дней. С опорой как на общефилософские дискуссии, так и на данные социологических и психологических исследований последнего времени, показано, что за словом “счастье” кроются два качественно различных феномена, обладающих разными свойствами и закономерностями: переживание субъективного благополучия, прямо связанное с удовлетворенностью базовых потребностей, ...
Добавлено: 9 мая 2013 г.
Фомин И. В., Слово.ру: балтийский акцент 2018 Т. 9 № 2 С. 37-51
Статья посвящена выработке фундаментальной семиотической модели образа на основе категориального аппарата Ч. С. Пирса (рассмотрены понятия Первичности, иконы, гипоиконы и метафоры). С опорой на понятия иконического знака и метафоры предложена общесемиотическая модель образа как комплексной знаковой конструкции (двухуровневой гипоиконы-метафоры), имеющей в качестве своего знакового средства некоторый первичный знак, репрезентующий в качестве объекта все подобные этому ...
Добавлено: 2 октября 2018 г.
Шалаева А. В., SocioTime (Социальное время) 2015 № 2
В статье впервые публикуется и анализируется русский перевод теоретического раздела "Идеи к физике символа и мифа" программной работы Г.Ф. Крейцера "Символика и мифология древних народов, в особенности греков" 1810-1812 гг. - важный текст истории теории мифа и философии мифологии. ...
Добавлено: 15 апреля 2015 г.
Романова Т. В., Мир русского слова 2012 № 3 С. 89-96
Анализируется содержание, формы воплощения социокультурного знака Соловки в автобиографическом дискурсе русской интеллигенции. ...
Добавлено: 23 декабря 2012 г.
Морозова М. В., Соловьевские исследования 2014 № 1 (41) С. 119-131
В данной статье рассматривается теория символа в философии А.Ф. Лосева, предлагается условно следовать разделению философских воззрений мыслителя на ранний и поздний этапы. Даётся обзор и анализ основных положений раннего творчества, относящихся к тематике символа, с опорой на такие произведения как «Самое само» и «Философия имени». Излагаются и анализируются базовые идеи поздней философии, приведённые в сочинении ...
Добавлено: 4 апреля 2014 г.
Иконникова Н. К., Лазебная К. П., Личность. Культура. Общество 2011 Т. 13 № 4 С. 259-266
В статье рассматриваются конкретные процессы изменения вещной среды, представленные визуально фиксируемыми символами, причем распространение изменений описывается в терминах диффузии, с использованием схемы-метафоры «Торнадо». Подчеркивается связь разных классов символов с дифференциацией социальных позиций субъектов, выступающих как их носители. ...
Добавлено: 10 декабря 2012 г.
Лагутина И. Н., Достоевский и мировая культура. Филологический журнал 2019 № 1 (5) С. 189-217
В основе статьи – анализ комментариев «Западно-восточно- го дивана» для нового двуязычного издания, задачей которых являлось рас- крытие внутренней целостности книги, выстроенной на границе восточной и западной культур, и ее метапоэтического сюжета. Сложность комментиро- вания состояла в том, что единый сюжет «нанизан» на каркас из цитат и об- разов восточных поэтов ‒ точных, минимально измененных, ...
Добавлено: 8 марта 2019 г.
Мусихин Г. И., Социологическое обозрение 2016 Т. 15 № 2 С. 68-88
В статье риторика рассматривается как основной способ аргументации в контексте политической символизации. Автор исходит из того, что символическое воздействие в политическом контексте предполагает общее знание информации, но не опирается на заранее оговоренную реакцию на данную информацию. Специфическое содержание политической символизации выводится из анализа теории символа, созданной немецким романтизмом. Политическая символизация концептуализируется в статье как множественность ...
Добавлено: 1 сентября 2016 г.
Исаева А. Н., Малахова С. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2015 Т. 84 № 4 С. 177-191
Статья посвящена проблеме трансформаций современного мышления в связи с развитием виртуального пространства жизни. В частности, рассматривается «клиповое мышление» как феномен «электронной личности» 21 века, конституирующей медиа-пространство и им же форматируемой. В работе изучаются психологические дефициты «клипового мышления», в качестве альтернативы рассматривается потенциал символического мышления, как порождающего целостное, объемное знание, отношение, впечатление, рефлексию личности, а также ...
Добавлено: 5 ноября 2015 г.
Ли С. Ю., Вестник Центра корейского языка и культуры СПбГУ 2014 № 16
Пак Вансо в романе «Голое дерево» через систему символов показывает состояние некогда единого государства, переживающего трагедию (хаос) — гражданскую войну. В социуме нарушен порядок, брат убивает брата, люди страдают от горя и потерь. Этот хаос писательница выражает через образ засохшего, мертвого дерева на картине художника. ...
Добавлено: 8 декабря 2017 г.
Стрижак Е. А., Философский журнал 2017 Т. 10 № 4 С. 156-170
В статье предпринимается попытка реконструировать проект немецкого историка культуры Аби Варбурга и его последователей в перспективе философской антро- пологии. В качестве основания для подобной постановки вопроса рассматривает- ся группа историко-медицинских текстов последователей ученого. Рассмотренные в их содержательной связи с ключевой для варбургианского «Атласа» установкой на соответствие микрокосмоса и макрокосмоса, они позволяют показать, что про- ект ...
Добавлено: 12 декабря 2017 г.