?
Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета
История философии. 2016. Т. 21. № 2. С. 119-131.
Философия истории Х. Ортеги-и-Гассета является важной составной частью его системы. Через нее он переходит от метафизики (или экзистенциальной аналитики) к политической философии, истории философии и эстетике. В статье рассматривается историзм Ортеги (учение о «жизненном или историческом разуме»), сопоставляемый с историзмом других европейских мыслителей первой половины ХХ в., его доктрина поколений и учение о сменявших друг друга в истории способах мышления. «Метаистория» Ортеги – его видение циклов или «ритмов» истории – соотносится с его «герменевтикой визуального» в истории живописи, с учением об эволюции дедуктивной теории в истории науки и с трактовкой революции в политической истории.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Руткевич А. М., Вопросы философии 2018 № 12 С. 24-36
Историзм в широком смысле определяется как принцип исторической науки, пред
полагающий рассмотрение явлений в их развитии и в связи с конкретными обстоя
тельствами изучаемого прошлого. В более узком смысле историзм есть направление
европейской исторической науки, возникшее под влиянием немецкого романтизма и
гегельянства. Характерными его чертами являются позаимствованный у романтиков
тезис об уникальности и неповторимости индивидов, культур и эпох, противопостав
ление методов ...
Добавлено: 25 декабря 2018 г.
Руткевич А. М., Studies in East European Thought 2017 Vol. 69 No. 4 P. 329-344
История начинается с борьбы за признание, в результате которой появляются фигуры ("гештальты") Господина и Раба; завершается история универсальным и гомогенным государством, Империей. Центральной точкой в этой истории является Революция с её неизбежным террором. Сам Кожев пережил Русскую революцию и Гражданскую войну; в 1920 году он уехал из России в Германию, где до конца 1923 года ...
Добавлено: 27 ноября 2017 г.
Чепурин К. В., Dubilet A., Angelaki: Journal of the Theoretical Humanities 2019 Vol. 24 No. 6 P. 135-151
Добавлено: 14 февраля 2019 г.
Кильдюшов О. В., Критическая масса 2003 № 3
Рецензия на книгу: Макс Вебер. Политические работы (1895–1919) / Пер. с нем. Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2003. ...
Добавлено: 29 сентября 2015 г.
Жукова О. А., Социологическое обозрение 2017 Т. 16 № 1 С. 296-313
Предметом обсуждения статьи является книга о Н. Г. Чернышевском, написанная историком русской философии В. К. Кантором. Творческая биография писателя от¬ражает трансформации интеллектуальной и политической культуры, произошедшие с русским обществом во второй половине XIX века. Блестящий полемист, он обладал духом социального активизма. Трагическая судьба не позволила мыслителю в полной мере осуществить важные творческие замыслы. В. К. ...
Добавлено: 17 апреля 2017 г.
От позитивизма Огюста Конта к «положительной» философии Густава Шпета: проблема эмпирической истории
Афанасов Н. Б., Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 2019 № 2(48) С. 78-87
Статья предлагает сравнительное рассмотрение идей Густава Шпета и Огюста Конта в отношении концепта «эмпирической истории». Позитивистская мысль Конта оказала значительное влияние на становление социальных дисциплин на рубеже XIX и XX веков, однако её философская рефлексивность и логичность были поставлены под сомнение ещё в начале XX века Густавом Шпетом. Русский философ указал на такие недостатки позитивизма, ...
Добавлено: 20 июля 2019 г.
Павлов А. В., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 1 № 2 С. 173-184
Статья представляет собой развернутую рецензию в жанре "размышления над книной" на монографию: Мюллер, М.-В. Споры о демократии: Политические идеи в Европе XX века / Пер. с англ. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. — 400 с. (2-ое издание 2017). ...
Добавлено: 17 августа 2018 г.
Виноградова О. А., Углева А. В., Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki) 2019 Vol. 62 No. 4 P. 113-131
Начиная с эпохи Просвещения, способность человека к совершенствованию, или perfectibilité, обычно называют его основополагающей чертой. Однако этот термин, введенный в философский словарь Ж.-Ж. Руссо, постепенно приобрел дополнительный смысл в немалой степени благодаря работам Н. де Кондорсе, Т. Мальтуса и Ч. Дарвина. Так человек, обладающий perfectibilité, не просто способен к работе над собой, но, совершенствуя свои ...
Добавлено: 10 июля 2019 г.
Одесса : ФОП «Фрiдман О.С.», 2010
Сборник включает материалы чтений памяти выдающегося историка-медиевиста П.М. Бицилли (Одесский национальный университет, 28-30 сентября 2009 г.); посвящён исследованию линий преемственности/разлома традиций отечественной академической гуманитаристики ...
Добавлено: 22 марта 2013 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2019 № 12 С. 118-131
В статье проводится мысль о том, что для А. Кожева на протяжении
его курса «Введение в чтение Гегеля» центральной фигурой являлся
«гештальт» интеллектуала. Автор статьи подчеркивает: начало перехода от отношения господства и рабства к буржуазному миру Кожев видит уже в поздней Римской империи, а в Новое время мы имеем дело
с преобладанием буржуа как человеческого типа. Интеллектуал Кожева ...
Добавлено: 18 декабря 2019 г.
Гласер М. А., М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2018
В книге собраны избранные идеи из работ разных лет, значительно расширенные и дополненные, посвященные философии истории и методологии исторической науки. Используя возможности применения междисциплинарных методов к анализу истории, автор выдвигает ряд концептуальных положений и теоретических новаций о природе философско-исторического знания, проблем его применения в исследованиях истории. ...
Добавлено: 23 апреля 2018 г.
А.М. Руткевич, Философские науки 2016 № 2 С. 89-100
Написанный в августе 1945 г. текст Александра Кожева о перспективах формирования «Латинской империи» соотносится как с его неогегельянской историософией, так и со своеобразной трактовкой истории христианства. В статье рассматриваются как особенности его видения послевоенной Европы, так и коррекция собственной философии истории: путь к завершающему историю «универсальному государству» лежит через борьбу наднациональных империй. ...
Добавлено: 17 июня 2016 г.
Павлов А. В., Социология власти 2017 Т. 29 № 2 С. 116-132
Понятие революции сегодня остается актуальным как для общественно-политического дискурса, так и для академических исследований. Однако многие левые мыслители вообще и неомарксистские теоретики в частности испытывают определенную сложность, поскольку о революции теперь не рассуждают в категориях исторической закономерности. По этой причине сторонники революции мыслят ее как некое утопическое состояние. Другая трудность левых состоит в том, что в настоящее время они не ...
Добавлено: 17 августа 2018 г.
Савельева И. М., / Basic Research Programme. Series HUM "Humanities". 2011. No. 02.
This study researches some of the most recent theories (elaborated by historians and social scientists) applied to the practice of historical research. The object of this research includes ideas, concepts, notions, methods of scholarly analysis of past social reality, as well as the emergence of new interdisciplinary fields, mutual borrowings and interventions. In this connection, ...
Добавлено: 12 апреля 2012 г.
Кантор В. К., Посев 2013 № 7 С. 26-30
Статья посвящена осмыслению понятия "советской цивилизации" с точки зрения философии, идеологии и истории России. ...
Добавлено: 27 августа 2013 г.
Жукова О. А., Russian Studies in Philosophy 2017 Vol. 55(6) No. 6 P. 381-395
Добавлено: 7 декабря 2017 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Малинкин А. Н., Вопросы философии 2015 № 11 С. 175-186
В фокусе сравнительного анализа – две фундаментальные проблемы методологий М. Шелера и К. Манхейма: обоснование нового социоцентрического способа мышления, представленного в социологии знания, и проблема объективности познания, связанная с отражением угрозы релятивизма. При различиях в базовых предпосылках и путях решения указанных проблем в воззрениях двух мыслителей обнаруживаются неожиданные существенные сходства. Они дают основания для изменения ...
Добавлено: 3 марта 2016 г.
Гринин Л. Е., Коротаев А. В., История и современность 2013 № 2 С. 15-35
В статье рассматриваются различные варианты соотношения между революционными событиями и возможностями установления
в обществе демократии на широком фоне исторических примеров и последних событий в Египте. Авторы показывают, что необходимо учитывать степень социально-политической и культурной готовности страны к демократическим институтам. В случае высокой готовности революции могут быть мягкими («бархатными»), а результаты – эффективными. Напротив, в стране, где ...
Добавлено: 10 октября 2014 г.
Новиков Д. В., Русский журнал 2013 № 12 03 14
Гегелевская концепция революции и концепция «трансгрессии» Ж.Батайя. Связь исторической сцены революции и драматургии истории. Позволяет ли революция, понятая как "трансгрессия" или "шаббад", помыслить свободу по ту сторону смерти? ...
Добавлено: 24 марта 2014 г.
Н. Новгород : Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2017
В сборник вошли статьи участников Всероссийской научной конференции «Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме», прошедшей 24—25 ноября 2017 г. в ННГУ им. Н.И. Лобачевского. На конференции рассматри-вались современные концептуальные и методологические проблемы философии науки и техники, эпистемологии социогуманитарных наук, а также актуальные во-просы научно-технического и новационного развития в контексте жизненного мира человека. ...
Добавлено: 8 декабря 2017 г.
Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012
В сборнике обсуждаются состояние и перспективы развития отечественной философской мысли, методологические проблемы историко-философской науки, этические, духовно-нравственные аспекты формирования российского социума в условиях глобализации. ...
Добавлено: 29 ноября 2012 г.
Порус В. Н., Философские науки 2020 Т. 63 № 7 С. 60-80
В статье исследуется проблема художественного метода, примененного Б.Л. Пастернаком в романе «Доктор Живаго». Прослежена
связь этого метода с идеями символизма и постсимволизма. Показано, что символистские мотивы приобретают в романе новое звучание.
Между героями и событиями, символизирующими «первопричины»
происходящих событий и судеб, устанавливается «живая» связь. Они
принадлежат сразу двум мирам, не отделенным друг от друга границами сущностных уровней – от ...
Добавлено: 26 октября 2020 г.
СПб. : Алетейя, 2012
Попытки философского осмысления проблем языка, мышления и культуры объединяют представителей самых различных школ и направлений социально-гуманитарной мысли. Возникающие здесь сложные и многоуровневые взаимосвязи, характеризающие символическое измерение бытия человека и культуры, образуют проблемное поле, чрезвычайно актуальное не только для лингвистики и культурологии, но и для широкого круга гуманитарных дисциплин.
В этой связи представляется интересным очертить панораму вопросов, ...
Добавлено: 25 октября 2012 г.