• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 31 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Поцци В. История философии. 2018. Т. 23. № 1. С. 56-66.

В статье исследуется написанный на латыни учебник “Institutiones Metaphysicae” [Основы метафизики] (1821) Иродиона Яковлевича Ветринского (1787–1849), профессора Санкт-Петербургской духовной академии. “Institutiones Metaphysicae” – важный и до сих пор почти неизвестный документ, свидетельствующий о более раннем, чем принято считать, знакомстве с философией Канта и ее распространении в России. Книга Ветринского анализируется с историко-философской точки зрения. С одной стороны, рассматриваются соображения, касающиеся статуса метафизики, который Ветринский излагает в первой части своего труда (“Пролегомены к метафизике”); с другой стороны, особое внимание уделено источникам, на которые опирался Ветринский, особенно трем учебникам: “Elementa Mataphysices”И.Г. Дарьеса, “Institutiones philosophiae dogmaticae”Ф.С. Карпе и “Elementa metaphysices et anthropologiae” Г.И. Венцеля. Наиболее важнымдля Ветринского оказался учебник Венцеля, стоящий ближе всего к философии Канта. 

Добавлено: 17 мая 2018
Статья
Канаева Н. А. История философии. 2009. № 14. С. 240-261.
Перевод с санскрита сочинения джайнского автора XVII в., посвященного эпистемологической концепции "точек зрения"
Добавлено: 10 ноября 2008
Статья
Руткевич А. М. История философии. 2008. № 13.
Добавлено: 5 ноября 2008
Статья
Карпенко Е. К. История философии. 2012. № 17. С. 111-118.

Рецензия является вводной статьей к публикуемому в журнале переводу главы (Первое "я": Паскаль) из книги Венсана Карро "L'invention du moi" (PUF, 2010).В частности:дается обзор стратегии работы Карро с классическими философскими текстами, проясняется методология интепретации "общих мест" европейской метафизики; отмечаются концептцальные и языковые трудности перевода с французского языка на русский субстантивированного посредством артикля местоимения "le moi".  

Добавлено: 3 марта 2013
Статья
Селезнев Н. Н. История философии. 2013. № 18. С. 248-267.

Джирджис ал-Макӣн ибн ал-ʿАмӣд – арабоязычный христианский историк XIII века, известный не только в восточнохристианской и мусульманской историографии, но и в западной науке со времени ее становления. Однако первый том его известного труда – ал-Маджмӯʿ ал-мубāрак («Благословенное собрание») – по сей день остается неизданным. В настоящем исследовании рассматривается раздел этого произведения, посвященный Александру Великому и содержащий изречения философов по поводу его смерти. Предлагается критическое издание арабского текста этих изречений по четырем рукописям, его перевод и комментарий.

Добавлено: 30 сентября 2017
Статья
Ямпольская А. В. История философии. 2015. Т. 20. № 1. С. 237-258.

В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Хайдеггеровское определение истины как несокрытости приводит его к выводу о том, что ложное не есть обман, искажение или уничтожение истины, но «храняющее сокрытие», присущее самим вещам. Ложь, являясь модификацией истины, более не противостоит ей, а истина не занимает иерархичекую позицию над ложью. Совершенно иное прочтение «Государства» дает Койре, для которого это – драматическое произведение, одним из участников которого является сам читатель. Койре подходит к проблеме истины и лжи в ее социально-политическом аспекте, подчеркивая обязательную адресность лжи. Если у Хайдеггера человек – философ или поэт – захвачен божественным, то у Койре сохраняется иерархическая подчиненность «неистинного» мира религиозного и мифопоэтического – «истинному» миру науки. 

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Перцева А. А. История философии. 2017. Т. 22. № 1. С. 92-105.

 

В статье предпринимается попытка проследить связь между, с одной стороны, радикальностью историзма в подходе и, с другой стороны, способностью этого подхода теоретизировать «позитивный» аспект субъективации-сопротивления. С этой целью мы обращаемся к двум авторам, для которых эти две переменные одинаково релевантны и которые вместе с тем достаточно самостоятельны, чтобы обеспечить вариацию в их проявлении, – к Мишелю Фуко и Жаку Рансьеру. Учитывая, что в творчестве каждого из авторов мы находим разные формы историзма и разные теоретические аспекты субъективации, в результате мы получаем три контрастных перехода, на которых и концентрируем свой анализ: от политической мысли Фуко к политической мысли Рансьера, от политической мысли Рансьера к его эстетической мысли, а от нее – к теме эстетики существования Фуко. Сравнение этих моментов между собой достаточно убедительно демонстрирует негативную корреляцию между историзмом и темой субъективации-как-сопротивления, даже у таких авторов, как Фуко и Рансьер. 

 

Добавлено: 25 сентября 2017
Статья
Руткевич А. М. История философии. 2012. № 17. С. 25-44.

В статье рассматриваются историко-философские сочинения А.Кожева, его трактовка античной философии, место истории философии в неогегельянской системе знания.

Добавлено: 17 декабря 2012
Статья
Дроздова Д. Н. История философии. 2015. Т. 20. № 1. С. 259-279.

Работа написана к 50-летию со дня смерти Александра Койре (1892–1964). В ней анализируется его деятельность как историка науки, который, по мнению Томаса Куна, совершил локальную «научную революцию» в дисциплине, изменив облик историографии науки середины XX в. Мы, однако, указываем, что основная заслуга Койре была вовсе не в том, что он предложил новый взгляд на историю Научной революции XVII в. Он, скорее, был посредником между континентальной философией начала XX в., в которой Научная революция изначально интерпретировалась как революция философская, и профессиональным сообществом историков науки, которое в этот момент искало основания для консолидации. Убежденность в том, что наука немыслима без философии, поскольку она предполагает предварительную онтологическую интерпретацию своего объекта, позволила Койре создать новый подход к истории научной мысли, центром которого стал метод концептуального анализа, направленный на выявление философских оснований научных теорий. Тем самым Койре породнил историю науки с историей идей и приблизил ее к герменевтике.

 
Добавлено: 16 июля 2015
Статья
Макеева Л. Б. История философии. 2008. № 13. С. 3-25.
Добавлено: 17 ноября 2008
Статья
Селезнев Н. Н. История философии. 2011. № 16. С. 265-280.

Энциклопедическое сочинение арабоязычного коптского автора XIII в. Ал‑Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля «Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn» – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из «сочинения Ибн аï-Ṭаййиба, несторианина, с перечислением [различных] мнений людей о единстве и их доводов». Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, рассматривающее использование коптскими книжниками трудов автора указанного трактата. Статья сопровождается русским переводом выдержки, приведенной Ибн ал-‘Ассāлем.

Добавлено: 2 октября 2017
Статья
Лифинцева Т. П. История философии. 2002. № 6. С. 22-33.
Добавлено: 27 октября 2010
Статья
Макеева Л. Б. История философии. 1999. № 5. С. 80-94.
Добавлено: 2 декабря 2009
Статья
Жукова О. А. История философии. 2016. № 2. С. 77-88.

С.Н. Трубецкой (1862–1905), выдающийся русский мыслитель и общественный деятель, ав¬тор оригинальной концепции «конкретного идеализма», является убежденным последователем философских идей В.С. Соловьева. Трубецкой как один из лучших представителей национальной интеллектуальной элиты утверждает в своем творчестве ценности европейского модерна, духовные и политические свободы личности и общества. По мнению автора статьи, философские идеи и политические убеждения Трубецкого имеют один исток. В основе философской системы «конкретного идеализма» находится логоцентричная онтология свободы. Либеральная концепция политической свободы вырастает из христианской интуиции личностного бессмертия. Трубецкой отстаивает самостоятельное значение русской религи¬озной метафизики, видя в восточно-христианской традиции философствования потенциал для онтологического обогащения рационалистической мысли Нового времени. Тем самым в философии он показывает путь синтеза для русской и европейской мысли, а в социальной жизни защищает путь мирного переустройства политической системы и развития русского общества.

Добавлено: 14 декабря 2016
Статья
Гаспарян Д. Э. История философии. 2019. Т. 24. № 2. С. 89-103.

Настоящее исследование посвящено анализу особенностей феноменологического подхода в современной аналитической философии сознания. На сегодняшний день феноменология в аналитической философии сознания все больше укрепляет свои позиции. Это связано с про- блемой ограниченности научного (т. н. натуралистского) подхода к изучению сознания. Также показывается, что в отличие от известных в континентальной традиции стратегий тематиза- ции сознания, аналитическая философия сознания, часто по умолчанию, использует язык и аппарат натуралистской философии. Под последним понимается онтология природных объ- ектов и мотив их первичности (изначальности). В статье производится разбор некоторых средств аналитической философии сознания, которые позиционируются как феноменологиче- ские, но не всегда сохраняют аутентичность феноменологической методологии. Показано, что особенности феноменологического подхода в аналитической философии сознания связаны с определенными недостатками традиционной феноменологии, а именно, разрывом с языком науки и отсутствием достаточных возможностей диалога между учеными и философами. Фе- номенологический подход в современной аналитической философии сознания, напротив, предлагает ряд инструментов, позволяющих продемонстрировать особенности сознания как «объекта исследования» на территории самой науки. В статье показаны некоторые из этих ин- струментов и дан их анализ в сравнении с традиционной феноменологией Гуссерля. В тексте отражен результат данного сопоставления, а именно то, что следствием научной конвертируе- мости является сохранение остаточного натуралистского материала (словаря науки) в преде- лах аналитических версий феноменологии, что не позволяет аутентично применять традици- онные феноменологические подходы к изучению проблем сознания в аналитической филосо- фии. Вместе с тем показывается, что дальнейшее развитие традиций аналитической филосо- фии и феноменологии может развиваться в форме диалога, ибо это приводит к важным новым результатам в современной философии, в частности, в изучении сознания.

Добавлено: 9 сентября 2019
Статья
Горбатова Ю. В. История философии. 2012. № 17. С. 243-261.

В статье рассматривается современный, логико-аналитический, подход к интепретации так называемого онтологического аргумента (доказательства), предложенный американским философом Алвином Плантингой. Проводится сравнение двух онтологий - онтологии вещей и положений дел, которые существенным образом влияют на то, будет ли признан онтологический аргумент валидным.

Добавлено: 30 апреля 2013
Статья
Углева А. В. История философии. 2015. С. 25-45.

В работе «Пять мемуаров об общественном образовании» французский политический деятель и философ эпохи Революции маркиз Николя де Кондорсе (1743–1794) сформулировал основные положения своей пятиступенчатой образовательной модели. В данной статье обосновывается ее влияние на школьную реформу Жюля Ферри 1880-х гг., приводятся аргументы в пользу разработки именно Кондорсе республиканской модели общественного образования, новаторской для постреволюционной эпохи и не утратившей значения до сих пор. Замысел Кондорсе заключался в создании такой образовательной системы, при которой каждый гражданин имел бы возможность получить бесплатное образование – от начального до высшего. При этом единственным критерием отбора на новую образовательную ступень служат естественные способности и таланты человека. Насколько амбициозные идеи Кондорсе были реализованы его последователями? И какова роль государства в воспитании нового человека?

Добавлено: 6 апреля 2015
Статья
Павлов А. В. История философии. 2008. № 13. С. 98-109.
Добавлено: 9 ноября 2008
Статья
Лифинцева Т. П. История философии. 2003. № 7. С. 19-31.
Добавлено: 19 ноября 2010
Статья
Макеева Л. Б. История философии. 2010. № 15. С. 83-101.

Статья посвящена вопросу о референциальном значении и онтологическом статусе психологических терминов: обозначают ли они нечто существующее или являются просто façon de parler. Этот вопрос широко обсуждается в философии сознания и служит линией размежевания между психологическими реалистами и антиреалистами, а также между редукционистскими и нередукционистскими физикалистами. В статье рассматриваются наиболее известные аргументы против редукционистского физикализма и ответы на них его сторонников. Автор показывает, что эпистемическая или лингвистическая трактовка таких свойств психического, как субъективность, интенциональность, феноменологическая качественность и т. п., хотя и не решает рассматриваемой проблемы, но способствует более глубокому ее пониманию.

Добавлено: 5 ноября 2012
1 2