• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 42 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Поцци В. История философии. 2018. Т. 23. № 1. С. 56-66.

В статье исследуется написанный на латыни учебник “Institutiones Metaphysicae” [Основы метафизики] (1821) Иродиона Яковлевича Ветринского (1787–1849), профессора Санкт-Петербургской духовной академии. “Institutiones Metaphysicae” – важный и до сих пор почти неизвестный документ, свидетельствующий о более раннем, чем принято считать, знакомстве с философией Канта и ее распространении в России. Книга Ветринского анализируется с историко-философской точки зрения. С одной стороны, рассматриваются соображения, касающиеся статуса метафизики, который Ветринский излагает в первой части своего труда (“Пролегомены к метафизике”); с другой стороны, особое внимание уделено источникам, на которые опирался Ветринский, особенно трем учебникам: “Elementa Mataphysices”И.Г. Дарьеса, “Institutiones philosophiae dogmaticae”Ф.С. Карпе и “Elementa metaphysices et anthropologiae” Г.И. Венцеля. Наиболее важнымдля Ветринского оказался учебник Венцеля, стоящий ближе всего к философии Канта. 

Добавлено: 17 мая 2018
Статья
Канаева Н. А. История философии. 2009. № 14. С. 240-261.
Перевод с санскрита сочинения джайнского автора XVII в., посвященного эпистемологической концепции "точек зрения"
Добавлено: 10 ноября 2008
Статья
Руткевич А. М. История философии. 2008. № 13.
Добавлено: 5 ноября 2008
Статья
Карпенко Е. К. История философии. 2012. № 17. С. 111-118.

Рецензия является вводной статьей к публикуемому в журнале переводу главы (Первое "я": Паскаль) из книги Венсана Карро "L'invention du moi" (PUF, 2010).В частности:дается обзор стратегии работы Карро с классическими философскими текстами, проясняется методология интепретации "общих мест" европейской метафизики; отмечаются концептцальные и языковые трудности перевода с французского языка на русский субстантивированного посредством артикля местоимения "le moi".  

Добавлено: 3 марта 2013
Статья
Селезнев Н. Н. История философии. 2013. № 18. С. 248-267.

Джирджис ал-Макӣн ибн ал-ʿАмӣд – арабоязычный христианский историк XIII века, известный не только в восточнохристианской и мусульманской историографии, но и в западной науке со времени ее становления. Однако первый том его известного труда – ал-Маджмӯʿ ал-мубāрак («Благословенное собрание») – по сей день остается неизданным. В настоящем исследовании рассматривается раздел этого произведения, посвященный Александру Великому и содержащий изречения философов по поводу его смерти. Предлагается критическое издание арабского текста этих изречений по четырем рукописям, его перевод и комментарий.

Добавлено: 30 сентября 2017
Статья
Ямпольская А. В. История философии. 2015. Т. 20. № 1. С. 237-258.

В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Хайдеггеровское определение истины как несокрытости приводит его к выводу о том, что ложное не есть обман, искажение или уничтожение истины, но «храняющее сокрытие», присущее самим вещам. Ложь, являясь модификацией истины, более не противостоит ей, а истина не занимает иерархичекую позицию над ложью. Совершенно иное прочтение «Государства» дает Койре, для которого это – драматическое произведение, одним из участников которого является сам читатель. Койре подходит к проблеме истины и лжи в ее социально-политическом аспекте, подчеркивая обязательную адресность лжи. Если у Хайдеггера человек – философ или поэт – захвачен божественным, то у Койре сохраняется иерархическая подчиненность «неистинного» мира религиозного и мифопоэтического – «истинному» миру науки. 

Добавлено: 20 октября 2015
Статья
Перцева А. А. История философии. 2017. Т. 22. № 1. С. 92-105.

 

В статье предпринимается попытка проследить связь между, с одной стороны, радикальностью историзма в подходе и, с другой стороны, способностью этого подхода теоретизировать «позитивный» аспект субъективации-сопротивления. С этой целью мы обращаемся к двум авторам, для которых эти две переменные одинаково релевантны и которые вместе с тем достаточно самостоятельны, чтобы обеспечить вариацию в их проявлении, – к Мишелю Фуко и Жаку Рансьеру. Учитывая, что в творчестве каждого из авторов мы находим разные формы историзма и разные теоретические аспекты субъективации, в результате мы получаем три контрастных перехода, на которых и концентрируем свой анализ: от политической мысли Фуко к политической мысли Рансьера, от политической мысли Рансьера к его эстетической мысли, а от нее – к теме эстетики существования Фуко. Сравнение этих моментов между собой достаточно убедительно демонстрирует негативную корреляцию между историзмом и темой субъективации-как-сопротивления, даже у таких авторов, как Фуко и Рансьер. 

 

Добавлено: 25 сентября 2017
Статья
Клепикова-Бабич Ю. В. История философии. 2019. Т. 24. № 1. С. 72-83.

В данной работе произведен анализ статей Георгия Федотова, опубликованных в период 1918‒

1930 гг., дающих представление о философско-исторической концепции Федотова, ее генезисе

и особенностях формирования; осуществлена попытка проследить трансформацию научных

интересов Федотова от истории к политической публицистике и философии истории – эволю-

цию мыслителя, оказавшегося в ряду русских интеллектуалов, которые прошли путь от .мате-

риализма к идеализму., а впоследствии и к религиозной философии. В статье уделено внима-

ние работам отечественных и зарубежных исследователей творчества Федотова-мыслителя.

Обсуждаются представления Федотова о предназначении России, ее месте в историческом

процессе; ставится вопрос о возможности рассмотрения интеллектуальной эволюции Георгия

Федотова в историко-философском контексте, расширяющем традиционный биографический

подход в рамках сложившегося отечественного дискурса о творчестве мыслителя.

Добавлено: 15 марта 2020
Статья
Руткевич А. М. История философии. 2012. № 17. С. 25-44.

В статье рассматриваются историко-философские сочинения А.Кожева, его трактовка античной философии, место истории философии в неогегельянской системе знания.

Добавлено: 17 декабря 2012
Статья
Амелина Я. И. История философии. 2020. Т. 25. № 1. С. 85-94.

В данной статье предпринимается попытка теоретической реконструкции историко-философской концепции выдающегося испанского мыслителя Хавьера Субири (1898‒1983) на базе ключевых работ, дающих представление о его самобытном взгляде на развитие всей европейской философии. С этой целью мы обращаемся к трудам, изданным как при жизни автора, так и выходящим из печати по сей день. Субири удалось рассмотреть практически все основные темы классической философии: материю и сущность, эволюцию и вопрос свободы воли, историю и проблему Бога. Этот великий философский синтез, произведенный Субири, нам только предстоит еще понять и применить к новым областям знаний.

Добавлено: 14 июля 2020
Статья
Мартемьянов К. А. История философии. 2021. Т. 26. № 1. С. 122-138.

В статье обсуждается влияние мысли и творчества Ф.М. Достоевского на философию Н.А. Бердяева и С.Л. Франка. Рассматриваются парадигмальные для русской религиозной философии понятие и опыт «живого знания», а также его предвосхищение в творчестве Ф.М. Достоевского. В связи с тем, что проблема живого знания выходит за пределы чистой гносеологии, в статье также поднимаются темы этического идеала, смысла религиозной веры и ее экзистенциального значения. Кроме того, в статье представлены три взаимодополняющих проекта теодицеи в русской философии XX в. (Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева и С.Л. Франка), общим источником которых также является мысль Достоевского. В приложении к статье впервые публикуется перевод доклада русского философа, поэта и историка культуры Н.С. Арсеньева “The Central Inspiration of Dostoevsky” (Основная интуиция Достоевского).

Добавлено: 30 июня 2021
Статья
Руткевич А. М. История философии. 2020. Т. 25. № 2. С. 81-95.

Дж. Оруэлл однажды назвал себя «анархистом – тори», словосочетание «антропологическая ошибка» в качестве характеристики либеральной мысли принадлежит британскому теологу Дж. Милбэнку. Сегодня эти выражения используются двумя французскими философами, Жаном-Клодом Мишеа и Аленом де Бенуа. Хотя они продвигались из двух противоположных политических лагерей, оба они определяют себя как «популисты» и «консервативные анархисты». Общим их противником является современный либерализм. Данная статья представляет собой описание этой полемики – прежде всего с либеральной антропологией. В отличие от многих других критиков политического и экономического либерализма, Мишеа и де Бенуа полагают, что либерализм есть тотальность, а ядром для всех аспектов этой доктрины (экономика, право, политика) является видение человека либеральной философией. Такое видение имеет долгую историю – главной темой статьи является предложенная французскими мыслителями генеалогия либерализма. 

Добавлено: 11 декабря 2020
Статья
Гиринский А. А. История философии. 2020. Т. 25. № 1. С. 27-38.

Статья посвящена интерпретации Гегеля в творчестве двух философов – Серена Кьеркегора и Льва Шестова. Взгляды мыслителей рассматриваются в общем контексте того, как происходила рецепция Гегелея в неклассической философии от Шопенгаэура и Ницше. Показано, что критическая рецепция классика осуществлялась в двух направлениях – через преодоление «системности» гегелевской философии и через попытку интерпретации ранних гегелевских работ в иррациональном ключе. Лев Шестов и Серен Кьеркегор в строгом смысле не принадлежат ни к первому, ни второму типу. На примере основных положений их ключевых философских идей показано, как философы выстраивали свои аргументы, критикуя основные положения гегелевской философии. Для Шестова и Кьеркегора критика Гегеля – одновременно десистематизация философии, а также проект преодоления рационализма через обращение к вере и религии.

Добавлено: 13 сентября 2020
Статья
Дроздова Д. Н. История философии. 2015. Т. 20. № 1. С. 259-279.

Работа написана к 50-летию со дня смерти Александра Койре (1892–1964). В ней анализируется его деятельность как историка науки, который, по мнению Томаса Куна, совершил локальную «научную революцию» в дисциплине, изменив облик историографии науки середины XX в. Мы, однако, указываем, что основная заслуга Койре была вовсе не в том, что он предложил новый взгляд на историю Научной революции XVII в. Он, скорее, был посредником между континентальной философией начала XX в., в которой Научная революция изначально интерпретировалась как революция философская, и профессиональным сообществом историков науки, которое в этот момент искало основания для консолидации. Убежденность в том, что наука немыслима без философии, поскольку она предполагает предварительную онтологическую интерпретацию своего объекта, позволила Койре создать новый подход к истории научной мысли, центром которого стал метод концептуального анализа, направленный на выявление философских оснований научных теорий. Тем самым Койре породнил историю науки с историей идей и приблизил ее к герменевтике.

 
Добавлено: 16 июля 2015
Статья
Семиглазов Г. С. История философии. 2019.

Cтатья рассматривает концепцию «мистического анархизма» немецкого анархического идеолога Густава Ландауэра (1870 – 1919). Автором выстраивается связь между обозначенной моделью анархизма и философией Фридриха Ницше: такие понятия ницшевских работ как «вечное возвращение», «творческий хаос» оказываются ключевыми для мысли Ландауэра. Кроме того, проводятся параллели с российскими представителями направления «мистического анархизма» в лице Георгия Чулкова (1979 – 1939). Делается вывод об актуальности ландауэровских идей для современного пост-анархизма, использующего концепции немецкого теоретика в качестве инструментария по анализу социальной действительности.

Добавлено: 17 марта 2020
Статья
Макеева Л. Б. История философии. 2008. № 13. С. 3-25.
Добавлено: 17 ноября 2008
Статья
Селезнев Н. Н. История философии. 2011. № 16. С. 265-280.

Энциклопедическое сочинение арабоязычного коптского автора XIII в. Ал‑Му’тамана Ибн ал-‘Ассāля «Mağmū‘ uṣūl ad-dīn wa-masmū‘ maḥṣūl al-yaqīn» – «Свод основ религии и внятная суть достоверного знания» – в восьмой главе содержит выдержку из «сочинения Ибн аï-Ṭаййиба, несторианина, с перечислением [различных] мнений людей о единстве и их доводов». Настоящая статья представляет собой источниковедческое исследование, рассматривающее использование коптскими книжниками трудов автора указанного трактата. Статья сопровождается русским переводом выдержки, приведенной Ибн ал-‘Ассāлем.

Добавлено: 2 октября 2017
Статья
Лифинцева Т. П. История философии. 2002. № 6. С. 22-33.
Добавлено: 27 октября 2010
Статья
Макеева Л. Б. История философии. 1999. № 5. С. 80-94.
Добавлено: 2 декабря 2009
Статья
Жукова О. А. История философии. 2016. № 2. С. 77-88.

С.Н. Трубецкой (1862–1905), выдающийся русский мыслитель и общественный деятель, ав¬тор оригинальной концепции «конкретного идеализма», является убежденным последователем философских идей В.С. Соловьева. Трубецкой как один из лучших представителей национальной интеллектуальной элиты утверждает в своем творчестве ценности европейского модерна, духовные и политические свободы личности и общества. По мнению автора статьи, философские идеи и политические убеждения Трубецкого имеют один исток. В основе философской системы «конкретного идеализма» находится логоцентричная онтология свободы. Либеральная концепция политической свободы вырастает из христианской интуиции личностного бессмертия. Трубецкой отстаивает самостоятельное значение русской религи¬озной метафизики, видя в восточно-христианской традиции философствования потенциал для онтологического обогащения рационалистической мысли Нового времени. Тем самым в философии он показывает путь синтеза для русской и европейской мысли, а в социальной жизни защищает путь мирного переустройства политической системы и развития русского общества.

Добавлено: 14 декабря 2016
1 2