?
Пространство и (без)опасность: онтологические модели воображения
Полис. Политические исследования. 2013. № 3. С. 137-148.
В статье предложены методологические подходы к изучению взаимодействия пространства и безопасности. Показана тесная онтологическая связь между концептами пространства и опасности. Исследована и описана на базовом уровне метагеографическая модель соотношения пространства и безопасности. Прослежены особенности развития телесных образов безопасности в контексте понятий сопространственности и геономики.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Приоритетные направления:
гуманитарные науки
Язык:
русский
Замятин Д. Н., Социологические исследования 2014 № 4 С. 20-29
Исследованы основные онтологические модели воображения пространства и движения. Рассмотрено соотношение понятий движения и путешествия сквозь призму понятия сопространственности. Предложен метагеографический
подход к изучению проблематики телесности движения. Выявлено онтологическое
значение сакральности для формирования дискурса путешествия. ...
Добавлено: 20 октября 2016 г.
Замятин Д. Н., Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты 2020 № 1 С. 29-52
Гетеротопия – пространство, репрезентируемое различными
образами мест; эти образы мест могут быть несовместимыми или слабо совместимыми друг с другом. Географическое воображение, взятое в его феноменологически-нарративном контексте, обеспечивает реальную географию и топографию
региона. Пространственность осуществляется онтологически как развертывание
налагающихся друг на друга, трансформирующихся друг другом географических
образов. Онтологизм места выявляется множественностью его автономных
ландшафтов, становящихся несмешивающимися гетеротопиями. Гетеротопии
сопространствуют сами себе посредством ...
Добавлено: 17 июня 2020 г.
Сорвин К. В., Философские науки 2018 № 11 С. 143-159
В статье рассматривается восходящая к Гегелю и Франку интерпретация онтологического аргумента как теоретического построения, в неявном виде связанного с осмыслением рефлексивной связи мышления и бытия. Автор приходит к выводу, что последовательное проведение такой интерпретации предполагает обращение к исторически преходящим формам онтологического аргумента, рассматриваемого в качестве развивающегося теоретического построения, реконструирующего логику эволюции рефлексивных систем. В работе ...
Добавлено: 5 ноября 2019 г.
Селиверстов В. В., Эпистемология и философия науки 2021 Т. 58 № 1 С. 220-234
Понятие Außersein/внебытия, предложенное Алексиусом Май- нонгом, долгое время оставалось в тени принципа внебытия чистого предмета, позволившего сделать предметами сужде- ний предметы, не существующие в действительности. Этот принцип взяли на вооружение многие последователи Майнон- га в рамках аналитической философии, но при этом само поня- тие внебытия они обошли стороной. Внебытие стало объектом исследований сравнительно недавно, и ...
Добавлено: 25 марта 2021 г.
Ищенко Н. И., История философии 2020 Т. 25 № 2 С. 55-68
Знакомство с основными трудами Мартина Хайдеггера, такими, например, как «Бытие и Время», едва ли возможно без понимания исходных, нацеленных на критику европейской традиции исследовательских установок их автора, – а именно без осознания коренной взаимосвязи экзистенциального анализа Хайдеггера и деструкции традиционного метафизического знания. Данная взаимосвязь, будучи следствием принципиальной взаимозависимости онтического и онтологического уровней философского исследования Хайдеггера, ...
Добавлено: 11 июля 2020 г.
Краснов М. А., Копирайт 2013 № 1 С. 43-54
Статья содержит размышления о проблемах свободы и достоинства личности. Автор продолжает идею двух ступеней свободы и считает, что современная российская драма состоит в остановке общества на первой ступени, которая в свое время ощущалась как рывок, но которая не может обеспечить право в его высоком смысле. ...
Добавлено: 29 марта 2013 г.
Глебов О. А., Гуманитарный научный вестник 2019 № 1 С. 17-22
Данная статья посвящена проблеме генезиса культурной истории у И. Канта. Автор «заполняет пробелы» концепции И. Канта, основываясь на данных теорий Дж. Фейблмана и Б. Малиновского. В работе также используется методология феноменологической философии. Объектом исследования является исток культуры, а предметом интенциональное сознание. Целью работы служит выявление возможного истока культуры. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Замятин Д. Н., Вопросы литературы 2016 № 1 С. 104-115
В статье анализируется отношение творческой личности (гения) к месту, имеющему значение в его творческой биографии. Рассматривается проблематика символической топографии и географических образов места на примере поэтического творчества Иннокентия Анненского. Вводится понятие метагеографии для интерпретации взаимодействия гения и места. ...
Добавлено: 20 октября 2016 г.
Замятин Д. Н., В кн. : Культура путешествий в Серебряном веке: исследования и рецепции : коллективная монография. : Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2020. С. 13-25.
Делается попытка описать и объяснить некоторые онтологические механизмы, позволяющие вообразить восприятие пространства и перемещений в пространстве и придать им ценностное измерение. Подробно рассматривается феномен путешествия как реального или воображаемого ценностно нагруженного перемещения в ценностно неоднородном пространстве. ...
Добавлено: 17 июня 2020 г.
Гласер М. А., Электронный научно-образовательный журнал "История" 2015 Т. 6 № 7(40) С. 8
В статье исследуется феномен гуманитарной безопасности в контексте методологии истории как академической дисциплины. Даны определения традиционных и нетрадиционных угроз и опасностей, сам предмет исследования изучен под углом зрения безопасности как политического концепта вообще. В статье последний трактуется как основа регулирования состояния насилия. Рассмотрены генезис, логика эволюции и сущность гуманитарной безопасности. Показано, что после окончания Холодной ...
Добавлено: 2 октября 2018 г.
Морозова М. В., Соловьевские исследования 2014 № 1 (41) С. 119-131
В данной статье рассматривается теория символа в философии А.Ф. Лосева, предлагается условно следовать разделению философских воззрений мыслителя на ранний и поздний этапы. Даётся обзор и анализ основных положений раннего творчества, относящихся к тематике символа, с опорой на такие произведения как «Самое само» и «Философия имени». Излагаются и анализируются базовые идеи поздней философии, приведённые в сочинении ...
Добавлено: 4 апреля 2014 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2016 Т. 16 № 2 С. 39-62
Данная статья посвящена проблеме трансформации тематического предмета гуссерлевой феноменологии в философии Мартина Хайдеггера. Автор выясняет, почему невзирая на существенную близость философских позиций Э. Гуссерля и М. Хайдеггера последнему пришлось оставить позиции учителя и определить предмет феноменологии по-новому. При ответе на этот вопрос рассмотрены две точки зрения. Первая касается концепции феноменологии как трансцендентальной философии. Подчеркнуто, что ...
Добавлено: 17 февраля 2017 г.
Замятин Д. Н., Арктика XXI век. Гуманитарные науки 2015 № 2 С. 14-26
Каждая культура создает свои так или иначе репрезентированные образы географического пространства; это ее неотъемлемые элементы. Традиционные культуры предлагали свои, часто уникальные коды к расшифровке и пониманию этих образов. Решающая трансформация произошла в начале Нового времени, когда разработка картографических проекций определила доминирующие и универсальные способы репрезентации образов географического пространства.
Дальнейшее развитие образов географического пространства связано с их ...
Добавлено: 19 октября 2017 г.
Астахов С. С., Социология власти 2017 № 1 С. 59-87
В статье рассматривается, какой подход предлагает акторно-сетевая теория для решения проблемы взаимодействия локальностей. В первой части работы автор выдвигает и обосновывает гипотезу, что в работах Б. Латура сильная концепция пространства сочетается со слабой концепцией времени. Во второй части подробно анализируется, как с помощью принципа симметрии философ пытается преодолеть дихотомию пространства и времени. В третье части ...
Добавлено: 4 декабря 2015 г.
М. : Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017
Актуальность исследования определяется разработкой Арктической доктри- ны Российской Федерации, где геокультурная составляющая должна стать од- ной из ключевых факторов в развитии единого информационного и культурного пространства, объединяющего народы Арктики. Основной вопрос интерпрета- ции образа геокультуры Арктики состоит в следующем: складывается ли единая геокультура или геокультур много? Значимость проекта заключается в том, что Арктический регион имеет ...
Добавлено: 17 января 2018 г.
Горбатова Ю. В., Известия Уральского государственного университета. Серия 3: Общественные науки 2012 № 1 С. 18-25
Основным тезисом является утверждение, что те общеизвестные «слабые места» в христианском вероучении, которые регулярно подвергаются нападкам критиков и которые современные теологи-аналитики пытаются отстоять, не могут быть не только защищены, но и верно поняты, если за основу взята не онтология вещей, а онтология положений дел. ...
Добавлено: 30 апреля 2013 г.
Макеева Л. Б., Эпистемология и философия науки 2010 Т. 25 № 3 С. 42-57
В аналитической философии 20-го века был разработан новый подход к онтологическим исследованиям, основанный на анализе языка. Основная цель этого подхода состоит в том, чтобы выявить те категории языковых выражений, которые несут так называемую онтологическую нагрузку, т.е. используются для обозначения разных видов сущего. В результате в центре внимания оказывается понятие референции как отношение, связывающее то или ...
Добавлено: 20 октября 2012 г.
Ищенко Н. И., Антиномии 2018 Т. 18 № 3 С. 27-46
Предметом исследования является хайдеггеровское экзистенциально-онтологическое рассмотрение феномена человеческого бытия (Dasein - «вот-бытия») как трансцендирующей структуры. В работе обосновывается вывод о том, что истолкование данного бытия в аспекте интенциональности сознания - то есть как «трансценденции» в понимании М. Хайдеггера - означает выход за пределы Гуссерлевой феноменологии. Так, поставив вопрос об интенциональности как о специфическом способе бытия (но не познания), Хайдеггер, в отличие от Э. Гуссерля, трактует последний не как акт, имманентный сознанию, ...
Добавлено: 21 октября 2018 г.
Глебов О. А., Метаморфозис 2018 Т. 2 № 3
В статье автор интерпретирует суждения из "Апофеоза беспочвенности" и приходит к выводу о том, что беспочвенность является разновидностью онтологической негативности, при помощи которой человек может иметь непосредственный опыт действительного. ...
Добавлено: 2 марта 2020 г.
Lobachevsky N., Montreal : Minkowski Institute Press, 2019
Добавлено: 30 октября 2019 г.
Хан Е. И., Вопросы философии 2021 Т. 1 С. 55-65
Исследование посвящено сопоставлению нескольких проектов феноменологии пространства (в частности, Г. Башляра и Д. Тригга), которые связывают расположенность в пространстве с эмоционально-телесным опытом и способностью человека экзистировать. Феноменологические дескрипции пространственного опыта, в отличие от физических описаний, исследуют глубинно-эмоциональную окрашенность человеческого отношения к месту, которое связано с поиском «собственного места в мире», дома. В статье рассматривается гипотеза ...
Добавлено: 19 февраля 2021 г.
Карпенко И. А., Вестник Вятского государственного гуманитарного университета 2014 № 8 С. 10-17
Анализируются отдельные аспекты трансформации идей о понятии и свойствах пространства в исторической перспективе. Делаются частные выводы о развитии этих идей в контексте современной науки. ...
Добавлено: 13 февраля 2014 г.
Мироненко И. А., Сорокин П. С., Integrative Psychological and Behavioral Science 2018 Vol. 52 No. 2 P. 331-340
Добавлено: 16 апреля 2018 г.