• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 212 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Томашов И. А. Полис. Политические исследования. 2012. № 3. С. 163-164.

Политические протесты после выборов в Государственную думу открыли новый этап политического развития России. На круглом столе факультета прикладной политологии НИУ ВШЭ политологи проанализировали причины этих событий, а также представили свое видение будущего российской политики и политологии.

Добавлено: 29 августа 2012
Статья
Чугров С. В., Кокарева А. Н., Красин Ю. А. и др. Полис. Политические исследования. 2012. № 2. С. 117-140.

Круглый стол, посвященный проблемам развития гражданского общества в России, состоялся в конце 2011 г. В дискуссии приняли участие известные политологи, социологи, историки и философы.

Добавлено: 28 августа 2012
Статья
Шестопал Е. Б., Неклесса А. И., Нисневич Ю. А. и др. Полис. Политические исследования. 2012. № 3. С. 75-107.

Круглый стол, посвященный проблемам развития гражданского общества в России, состоялся в конце 2011 г. Ученые рассуждают о настоящем, прошлом и будущем гражданского общества в России, дают первые оценки возросшей гражданской активности в стране.

Добавлено: 29 августа 2012
Статья
Исаев Л. М., Коротаев А. В., Шишкина А. Р. Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 108-122.

Имеются основания предполагать, что в 2011‑2012 гг. мир-система испытала в некотором отношении фазовый переход в качественно новое состояние глобальной протестной активности. При этом данный переход чем-то напоминает фазовый переход начала 1960‑х. Первый (после 1919 г.) переход такого рода произошел в начале 1960‑х годов и был связан с ростом после Второй мировой войны глобальной информационной связности и совершенствованием средств протестной самоорганизации, обусловленным распространением телевидения, портативных транзисторных радиоприемников, мегафонов и других технологий Четвертого кондратьевского цикла. Фазовый переход начала 2010‑х был подготовлен новой волной роста глобальной информационной связности и совершенствования средств протестной самоорганизации, обусловленной распространением технологий уже Пятой кондратьевской волны (Интернет, спутниковое телевидение, твиттер, мобильная телефония, социальные сети и т.п.). И снова, хотя распространение этих технологий шло в течение долгих лет до 2011 г., заложенный в них колоссальный потенциал для генерирования и распространения протестной активности реализовался скачкообразно.

Добавлено: 3 июня 2016
Статья
Фомин И. В., Силаев Н. Ю. Полис. Политические исследования. 2018. № 3. С. 78-92.

Статья посвящена анализу дискурсивных практик армянского национализма, проявившихся в ходе острого политического кризиса, который был вызван террористическим актом вооруженной группы “Сасна Црер” в Ереване в июле 2016 г. На базе разбора 316 сообщений СМИ, содержащих высказывания о “Сасна Црер” представителей армянского политического класса, были определены группы (“коалиции”) спикеров, которые использовали одну из трех основных дискурсивных стратегий представления “Сасна Црер”: 1) стратегию одобрения, 2) стратегию оправдания или 3) стратегию осуждения. Посредством построения карт социальных связей проанализирован состав участников и структура каждой из трех “коалиций”. “Коалиция осуждения” в основном включала в себя представителей исполнительной власти и правящей парламентской коалиции. В “коалицию одобрения” вошли представители либеральных и националистических политических партий и неправительственных организаций, представители армянской диаспоры, часть ветеранов карабахской войны, деятели культуры. По результатам количественного анализа зафиксировано доминирование в дискурсе “коалиции одобрения”. В совокупности с “коалицией оправдания” она почти вытеснила стратегию осуждения из дискурса о “Сасна Црер”. “Интерпретативная битва” (в терминологии Р. Брубейкера) за то или иное обозначение действий вооруженной группы была проиграна правящими кругами Армении. При этом в дискурсе о “Сасна Црер” проявились два соперничающих фрейма: этатистский (дискурсивная стратегия осуждения) и контрэтатистский (дискурсивные стратегии одобрения и оправдания). Два эти фрейма напрямую соотносятся с двумя типами националистических доктрин и движений, предложенных Р. Брубейкером: “государственно-фреймированным” и “контргосударственным”. Парадокс в том, что в изучаемом случае два этих типа национализма обращаются к одной и той же нации – к армянской. Хотя еще Б. Андерсон обращал внимание на двойственную природу национализма как силы одновременно революционной и стабилизирующей политический порядок, в случае с Арменией эта двойственность национализма сопровождается особой констелляцией различных видов капитала по П. Бурдьё. Анализ дискурса о “Сасна Црер” показывает, что обладатели экономического и политического капитала не могут конвертировать его в капитал символический, так как этому препятствует слабость этатистского фрейма о нации. Однако носители символического капитала, которые дискурсивно позиционируют себя через контрэтатистский фрейм, лишены капитала политического и экономического.

Добавлено: 30 июня 2018
Статья
Козырева П. М. Полис. Политические исследования. 2012. № 6. С. 142-154.

В статье на материалах Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS-HSE) в период 2009-2010 гг. анализируются обыденные представления россиян об угрозах безопасности личности, обусловленных криминогенной ситуацией, а также о проблемах работы правоохранительных органов по противодействию этим угрозам. Значительное внимание уделяется изучению социально-психологических аспектов обеспокоенности населения криминальными угрозами, вопросам доверия к полиции и другим правоохранительным органам.

Добавлено: 20 января 2013
Статья
Конышев В. Н., Сергунин А. А. Полис. Политические исследования. 2017. № 4. С. 156-164.

Статья представляет собой отклик на публикацию Т.А. Алексеевой “Дебаты о ‘Великих дебатах’: как структурировать теорию международных отношений?” (Полис. Полити еские исследования. 2016. № 6. С. 9-21). Тема, поднятая Т.А. Алексеевой, помогает пролить свет на истоки идейного и методологического кризиса теории международных отношений (ТМО), в котором она оказалась 25-30 лет назад и который не преодолен до сих пор. Авторы подчеркивают, что Т.А. Алексеева с позиций социального конструктивизма переводит разговор о “Великих дебатах” из плоскости происходящей в действительности полемики конкретных ученых в плоскость анализа дискурса в рамках ТМО. Можно согласиться с Т.А. Алексеевой в том, что есть разные точки зрения на периодизацию и содержание дебатов, что полемика порой проходила с неким обобщенным комплексом идей, а не с конкретными учеными, что использование “Великих дебатов” для периодизации эволюции ТМО не охватывает всего многообразия ее эволюции. В то же время авторы оспаривают тезис Т.А. Алексеевой о том, что “Великие дебаты” всего лишь миф, или некая полуправда, отражающая отдельные моменты соответствующего дискурса. В качестве контртезиса они аргументируют собственную позицию в вопросах изучения истории ТМО и ее дисциплинарной эволюции, согласно которой под сомнение ставится плодотворность и полезность конструктивистского подхода, отождествляющего реальность и дискурс.

Добавлено: 7 февраля 2019
Статья
Салмина А. А. Полис. Политические исследования. 2019. № 4. С. 119-131.

В статье представлены результаты исследования на данных Европейского социального исследования за 2012 г. взаимосвязи отношения населения к демократии и оценки важности отдельных ее аспектов (“понимание” демократии). Анализ был проведен на данных России и групп европейских стран – Северная Европа, Западная Европа, Южная Европа и постсоциалистические страны Центральной и Восточной Европы. Средний житель всех групп европейских стран хотел бы жить в условиях демократии, при этом больше всего желающих жить при демократии в группе стран Северной Европы, а меньше всего – в группе постсоциалистических стран, особенно в России. Несмотря на ряд сходств групп европейских стран, можно говорить о значимых отличиях групп стран Западной и Северной Европы от группы постсоциалистических стран. У россиян и населения группы постсоциалистических стран отношение к демократии в меньшей мере связано с представлениями о важности отдельных ее признаков (коэффициенты корреляции с каждым из признаков демократии ниже, чем в других группах стран). Большинство признаков демократии в равной мере являются важными ее составляющими в представлениях населения России и группы постсоциалистических стран, в то время как в других группах стран эти взгляды более дифференцированы. Исследование обращает внимание на недостаточную валидность вопросов об общем отношении к демократии, используемых во многих международных и национальных опросах. Она связана с различиями в понимании данного понятия сторонниками демократии в разных группах стран. 

Добавлено: 28 ноября 2018
Статья
Радина Н. К. Полис. Политические исследования. 2013. № 1. С. 112-124.

В статье на основании концепции Н. Лумана о власти как коммуникативной системе исследуются нарративы российских документальных фильмов о природных и техногенных катастрофах последних двух десятилетий в истории РФ. В итоге реконструируется коммуникативный «код катастрофы» и доказывается, что код катастрофы и код власти в коммуникативных системах оказываются сцепленными логикой отрицания: недостаточность власти порождает катастрофу.

Добавлено: 18 февраля 2013
Статья
Барсукова С. Ю. Полис. Политические исследования. 2006. № 6. С. 135-144.
Добавлено: 17 сентября 2008
Статья
Ледяев В. Г. Полис. Политические исследования. 2000. № 1. С. 97-113.
Добавлено: 30 июня 2009
Статья
Гельман В. Я. Полис. Политические исследования. 2006. № 2. С. 90-109.

В статье представлен всесторонний анализ политики рецетрализации, начатой в 2000 г. администрацией В.Путина и направленной на восстановление контроля федеральных органов власти над важнейшими рычагами управления страной. Тщательно проанализировав источники и конкретное содержание этой политики, автор квалифицирует ее как «советское решение постсоветских проблем». По его заключению, трансформация курса на рецентрализацию в «новый централизм» обуславливалась, с одной стороны, устранением конкуренции федеральных элит и монополией Центра на разработку и принятие политических решений, а с другой – нормативными идеалами и политическими представлениями лидеров страны, и пока эти условия остаются в силе едва ли стоит ожидать радикального изменения избранного Кремлем политического курса.

Добавлено: 29 октября 2013
Статья
Лукин А. В. Полис. Политические исследования. 2014. № 1. С. 10-27.

Обращаясь к анализу понятия демократия, автор отмечает, что распространенное понимание демократического устройства, предполагающее наличие таких составляющих политической системы, как периодическая смена политического руководства путем свободных выборов и обеспечение максимально широких индивидуальных прав и прав меньшинств, реализуемых в национальном государстве, далеко не всегда соответствует смысловому содержанию данного понятия. В контексте такого подхода предметом внимания автора становятся концепты выборности, права, нации-государства и т.д. Цель статьи – инициировать обсуждение проблемных зон и “точек напряжения” демократии, часто находящихся на периферии политологического дискурса.

<iframe><iframe><iframe></p>

Добавлено: 27 сентября 2014
Статья
Фомин И. В. Полис. Политические исследования. 2014. № 2.
В рамках статьи предлагается к обсуждению семиотически ориентированная методика анализа образов государств. Образы при этом понимаются как семиотические конструкции, формируемые в рамках тех или иных дискурсов. На основе некоторых теоретических положений семиотики повествований и критического дискурс-анализа предложена схема разбора образов, подразумевающая изучение их семантического, синтактического, прагматического аспектов. Уровень семантики соответствует функциональному аспекту образа (что делает?), уровень синтактики – качественному аспекту образа (кем является? какую роль выполняет?). Уровень прагматики характеризует образ с точки зрения отраженных в нем позиций, намерений и оценок, продиктованных определенными социальными интересами. В практическом плане изучение образов государств может быть сведено к выявлению на текстовом материале единиц анализа, специфических для каждого из исследуемых уровней. На уровне семантики – из анализируемого текстового материала вычленяются элементарные содержательные единицы повествований, характеризующие основные действия изображаемого государства. На уровне синтактики – для каждого входящего в исследуемый дискурс текста составляется схема распределения актантных ролей (по А.Ж. Греймасу) и выясняется место, занимаемое в ней изучаемым государством. На уровне прагматики – с использованием исследовательского аппарата критического дискурс-анализа выявляются дискурсивные стратегии, реализуемые в отношении исследуемого образа государства. Возможности аналитической схемы проиллюстрированы в статье на примере разбора образа Косова в российском внешнеполитическом дискурсе. Проанализированы тексты президента Российской Федерации в период с 2008 по 2012 гг. Систематическим образом описаны семантические, синтактические и прагматические характерис- тики образа Косова, конструируемого в этих текстах.
Добавлено: 23 сентября 2017
Статья
Радина Н. К., Крупная Д. А. Полис. Политические исследования. 2019.

В статье представлено эмпирическое исследование, выполненное на материале электронных петиций русскоязычного сегмента международной цифровой платформы петиций Change.org. Электронные петиции анализируются в теоретическом поле цифрового политического участия, а также слактивизма для прояснения вклада электронных петиций в изменения общественной жизни. Цель исследования – представить тематические доминанты по федеральным округам как на уровне выдвижения петиций, так и на уровне их поддержки онлайн-голосованием.

Исследование включает материалы Change.org с 2012 по 2017 год. При помощи компьютерного обеспечения Python, библиотек Lxml, Requests и Re были извлечены и проанализированы 22452 петиции с учетом территории их создания. Также были идентифицированы 918 петиций, которые получили статус «исполненных» (статус после голосования определяет автор петиции) для анализа по регионам. Обе текстовые базы были тематизированы на основе открытого кодирования при помощи программного обеспечения AntConc и TopicMiner и проанализированы при помощи инструментов описательной статистики, включая кластерный анализ (SPSS Statistics 22).

В процессе исследования определились три группы территорий: группа территорий, где власть и бизнес готовы, отвечая на запросы населения, решать широкий круг вопросов в русле культурной, социальной и политической жизни региона, группа территорий, где власть и бизнес откликаются только на проблемы выживания населения, а также территории, власть и бизнес которых безопасно ощущают себя, содействуя животным и игнорируя другие требования населения, изложенные в онлайн-петициях.

Проведенное исследование позволяет утверждать существование офлайн-эффекта онлайн-петиций. Наиболее показательна тематика поддержанных (исполненных, победных) петиций, поскольку является интегративным показателем: отражает потребности населения территории, указывает на готовность других россиян признать проблему стоящей решения, показывает, какие проблемы населения региональные власть или бизнес готовы решать без значительного общественного давления.

Добавлено: 5 февраля 2019
Статья
Коротаев А. В., Шишкина А. Р., Лухманова З. Т. Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 150-168.

В статье анализируется глобальная динамика основных показателей социально-политической дестабилизации в 2011-2015 гг. Показано, что после начала Арабской весны взрывообразный глобальный рост фиксировался для подавляющего большинства показателей социально-политической дестабилизации – для антиправительственных демонстраций, массовых беспорядков, политических забастовок, террористических актов / “партизанских действий” и политических репрессий. Наблюдался он и для глобального интегрального индекса социально-политической дестабилизации. Статистически значимого роста не наблюдалось для убийств политических и государственных деятелей и политических кризисов. С другой стороны, для такого важного показателя глобальной социально-политической дестабилизации, как глобальное число переворотов и попыток переворотов, наблюдалось статистически значимое снижение. В 2011 г. в мире особенно сильно выросло число крупных антиправительственных демонстраций (в 11,5 раз, т.е. более чем на порядок). При этом наблюдался заметно менее интенсивный (примерно в 6 раз) рост массовых беспорядков, число же крупных терактов в этом году выросло в 2 раза. Количество крупных антиправительственных демонстраций в 2011-2013 гг. несколько снизилось, в то время как глобальная интенсивность массовых беспорядков продолжила расти, вплотную приблизившись к интенсивности антиправительственных демонстраций. Глобальное число крупных террористических актов в 2011-2014 гг. росло по экспоненте, превысив в 2014 г. число и тех, и других. В целом нарастание массовых беспорядков шло с некоторым лагом относительно роста числа антиправительственных демонстраций, а увеличение числа террористических актов несколько запаздывало относительно и первых, и вторых. 

Добавлено: 12 ноября 2017
Статья
Сергунин А. А., Конышев В. Н. Полис. Политические исследования. 2019. № 1. С. 182-191.

В рецензии на коллективную монографию “Армии на современном Востоке” под редакцией Д.В. Стрельцова обсуждается роль вооруженных сил в социально-политическом развитии стран Востока. В фокусе исследования авторов находятся вопросы правового положения армии, ее функции в обеспечении безопасности, участие армии в политических и экономических процессах, взаимоотношение армии и общества, актуальные вопросы реформирования и развития вооруженных сил. По мнению авторов книги, изучение роли армии в жизни государств Востока не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. Это связано с историей становления государственности, особенностями политических процессов в афро-азиатском мире, современными процессами модернизации, которые объективно были связаны с активной ролью вооруженных сил в жизни общества. Особое внимание авторы уделяют военно-гражданским отношениям, которые отличаются большим разнообразием в зависимости от конкретных условий существования изучаемых государств – Египта, Израиля, Турции, Пакистана, Индии, Мьянмы, Таиланда, Индонезии, Китая, КНДР и Японии. Авторы показывают, что периоды повышения роли военных в политических и экономических процессах имели не только негативные, но и положительные стороны. Вооруженные силы не раз выступали гарантами сохранения государственности во время кризисных ситуаций и служили государству опорой в проведении социально-экономических преобразований. Авторы приходят к выводу, что в силу высокого потенциала конфликтности на Востоке влияние военных будет оставаться высоким в большинстве государств, хотя и не обязательно в прямой форме. В то же время во многих случаях созданы определенные механизмы сдержек и противовесов, предотвращающие чрезмерное усиление военных. Тем самым общества в известной мере адаптировались к исторически высокой роли военных в жизни общества.

Добавлено: 6 февраля 2019
Статья
Шомова С. А. Полис. Политические исследования. 2019. № 3. С. 157-173.

Политический интернет-мем принадлежит к числу малоисследованных современных феноменов, находящихся на стыке цифровой культуры и политической коммуникации. Понимаемый как единица передачи культурной информации в сети, такой мем может рассматриваться, с одной стороны, как спонтанный продукт творчества масс, а с другой – как инструмент политических PR-технологий. Статья посвящена результатам исследования мемов, размещенных в социальных медиа России в период избирательной президентской кампании 2018 г. Целью работы стало изучение специфики применения политического интернет-мема в качестве инструмента предвыборной коммуникации. На основе полученных данных уточняются представления о сущности понятия “политический интернет-мем”, выявляются ведущие функции политических мемов рунета, их разновидности, семантические характеристики мемов, формирующих имидж российских политиков. Изучение больших массивов меметических конструкций в ходе исследования позволило также судить о том, какие именно тематические акценты избирательных кампаний кандидатов оказались востребованы производителями и распространителями мемов. Исследование показывает, что для российской президентской кампании 2018 г. были характерны изменения в коммуникационных технологиях, обусловленные общей трансформацией медиаландшафта и приходом на выборы новых цифровых поколений. При этом мемы, составляющие большую долю контента социальных сетей и преимущественный вектор коммуникационного обмена их пользователей, в последние годы меняют характер с развлекательного на политический и становятся важным аспектом политики Web 2.0. Как результат, следует отметить усиление зрелищности и “карнавализации” выборных процессов, а также превращение интернета в своего рода поле битвы различных акторов политики за место в новостной повестке дня. Актуальность исследованию придает то, что, в отличие от зарубежных исследователей, достаточно активно осмысляющих роль меметики в электоральных процессах, в отечественной научной традиции политический потенциал интернет-мема пока изучен лишь в первом приближении. 

Добавлено: 22 мая 2019
Статья
Алюшин А. Л. Полис. Политические исследования. 2006. № 5. С. 158-170.
Добавлено: 22 апреля 2010
Статья
Ворожейкина Т. Е. Полис. Политические исследования. 2002. № 4.
Добавлено: 14 февраля 2012
Статья
Нисневич Ю. А. Полис. Политические исследования. 2011. № 1. С. 165-176.

Гражданский контроль представляет собой один из ключевых механизмов противодействия и подавления коррупции и является одной из основных функций гражданского общества. Первый этап гражданского контроля состоит в систематическом мониторинге решений и действий органов публичной власти и их должностных лиц, второй состоит в общественной экспертизе таких решений и действий, а заключительный — в публичном представлении результатов общественной экспертизы власти и обществу. В работе механизма гражданского контроля функцию информационного приводного ремня выполняют СМИ.

Добавлено: 22 сентября 2012