?
Перспективы современных подростков в контексте жизненной траектории
Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 31-38.
В статье рассматривается динамика теоретических и прикладных представлений о подростковом пери-
оде с точки зрения выстраивания индивидуальной траектории в этом возрасте. Обсуждаются размывание
границ подросткового возраста, откладывание жизненных выборов и затрудненный процесс сепарации от
родителей как тренды современного проживания подросткового периода. Анализируются особенности
современного общества (транзитивность и ее следствия), затрудняющие проектирование жизненного пути
и способствующие тому, что стратегическое мышление в этой области сменяется тактическим.
Рассматривается роль семьи, в частности, культура обсуждения будущего, с точки зрения вклада в под-
держку проектирования жизненной траектории подростком.
Бочавер А. А., Поливанова К. Н., Корзун А. Н., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2017 Т. 14 № 3 С. 470-490
Статья посвящена содержанию и роли уличного досуга в социализации детей и подростков в разных поколениях. Представлены результаты контент-анализа данных опроса 251 респондента разного возраста, проведенного c использованием двух специально разработанных анкет. Рассматриваются основные занятия, конституирующие детский уличный досуг. Выделены пять основных категорий: игры (с правилами, спортивные, сюжетно-ролевые и др.); исследование окружающей среды (эксперименты, поиски, собирательство, ...
Добавлено: 21 июня 2018 г.
Хломов К. Д., Бочавер А. А., Корнеев А. А., Социальная психология и общество 2020 Т. 11 № 2 С. 180-199
Цель исследования. Изучение специфики копинг-стратегий подростков и динамики уровня их оптимизма в контексте образовательной среды. Контекст и актуальность исследования. Образовательная среда является серьезным источником и поддержки, и стресса для учащихся; образовательное неравенство проявляется не только в качестве образования, но и в формируемых социальных и психологических навыках. Понимание особенностей репертуара копинг-стратегий, предпочитаемых и поддерживаемых в разных ...
Добавлено: 26 июня 2020 г.
Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В., Современная зарубежная психология 2020 Т. 9 № 4 С. 45-55
Статья посвящена выявлению связи между становлением детской поведенческой автономии (самостоятельности), проявляющейся в независимых перемещениях по городу, и родительскими практиками, в первую очередь – практиками контроля и поддержки автономии ребенка. Как оказалось, ряд средовых факторов влияет на то, насколько безопасной родители воспринимают окружающую среду и, вследствие этого, насколько рано и свободно они позволяют детям перемещаться без ...
Добавлено: 31 января 2021 г.
М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021
В сборнике представлены статьи участников XIV Международной научно-практической конференции «Подросток в мегаполисе: дистанционное взросление» (6–8 апреля 2021 года, Москва). Статьи, вошедшие в сборник, посвящены социальнопсихологическим практикам и эмпирическим исследованиям подростков, с разных сторон затрагивающим вопросы благополучия и активности подростков в интернете и других средах. Особое внимание уделяется вопросам совладания с ситуацией пандемии — длительного периода ...
Добавлено: 15 сентября 2021 г.
Жилинская А. В., Бочавер А. А., Психологический журнал 2018 Т. 39 № 1 С. 36-45
Приведен анализ экзистенциального, социального и инструментального подходов к пониманию построения подростками траектории своего жизненного пути, сопоставлены их ключевые тезисы, изучены возможности и ограничения с точки зрения понимания смысла и задач развития подросткового возраста. Показано, что в разных подходах подчеркиваются разные аспекты жизнетворчества, позволяя сосредоточиться на бытийной, смысловой стороне жизни (экзистенциальный подход), на социальных представлениях о последовательности этапов, образе успеха, ...
Добавлено: 21 июня 2018 г.
Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д., Russian Education and Society 2017 Vol. 59 No. 5-6 P. 217-230
Добавлено: 21 июня 2018 г.
Bochaver Alexandra, Корзун А. Н., Поливанова К. Н., / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP BRP "PSYCHOLOGY". 2016. No. 71.
Добавлено: 3 июля 2017 г.
В течение 12 недель проводилось наблюдение поведения учащихся в 5‑м классе московской школы, выполненное как повторение аналогичного проекта середины 1960-х [Эльконин, Драгунова, 1967]. Поскольку результаты наблюдения в оригинальном исследовании не были представлены в тексте, а отразились лишь в индивидуальных описаниях 13 школьников, была проведена процедура выделения признаков, по которым велось наблюдение. Эти признаки группировались в ...
Добавлено: 3 июля 2017 г.
Поливанова К. Н., Королева Д. О., Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки 2016 № 1 С. 173-182
В статье показано, что при стремительном развитии технологий социальных медиа трансформируются мера и способ участия в них подростков. Если в начале их применения социальные сети дополняли непосредственное общение и изучались как отдельное дополнительное пространство, то сейчас в силу развития мобильных технологий непосредственное общение и опосредованное представляют собой единое пространство, а респонденты-подростки с трудом разделяют их ...
Добавлено: 18 октября 2016 г.
Поливанова К. Н., Sazonova E. V., Shakarova M. A., Russian Social Science Review 2016 Vol. 57 No. 3 P. 167-180
Добавлено: 20 июня 2016 г.
Ерофеева В. Г., Бочавер А. А., Цыганова Е. М., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2023 № 4(176) С. 239-261
В статье с опорой на психологические теории сепарации индивидуации и самодетерминации предлагается концептуализация понятия «самостоятельность» как независимости и волевого функционирования. Независимость — это способность действовать без помощи других людей, а волевое функционирование — поведение в соответствии с собственными ценностями и интересами. Эта теоретическая рамка нова для российского контекста и может использоваться в социальных исследованиях взросления, ...
Добавлено: 7 октября 2023 г.
Хачатурова М. Р., Лытаева О. Е., Психология и школа 2013 № 1 С. 76-94
Статья посвящена роли социального научения при разрешении конфликтов, которые возникают между сверстниками в подростковом возрасте. В исследовании проверяется гипотеза о том, что социальное научение повышает вероятность изменения стратегии поведения в процессе разрешения межличностного конфликта между подростками. В проведенном эксперименте приняло участие 124 испытуемых, 70 юношей и 54 девушки в возрасте от 13 до 14 лет. ...
Добавлено: 17 ноября 2013 г.
Бочавер А. А., Хломов К. Д., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2014 Т. 11 № 3 С. 178-191
В статье приведены основные мировые достижения в области изучения
школьной травли (буллинга); проблематизируется тема социального кон
текста, порождающего травлю; показывается необходимость разработки
технологий изучения и профилактики буллинга в России. ...
Добавлено: 9 февраля 2016 г.
Лажинцева Е. М., Бочавер А. А., Вопросы психологии 2015 № 4 С. 49-58
Представлен теоретический обзор отечественной и зарубежной литературы, посвящен- ный роли Интернет-пространства в формировании предпосылок и предоставлении среды для девиантного поведения подростков. Рассмотрено, как возможности Интернета (инфор- мация, развлечения, Интернет-сообщества и др.) могут способствовать дезадаптации под- ростка и развитию у него девиантного поведения как в реальной, так и в виртуальной жиз- ни. Проанализированы специфические формы девиантного ...
Добавлено: 9 февраля 2016 г.
Багратиони К. А., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 3 С. 147-159
В статье кратко рассматриваются методологические предпосылки возникновения проблемы личного психологического будущего и его содержания. Показана историческая обусловленность. В результате проведенного методологического анализа предложена общая методология конкретного исследования. ...
Добавлено: 23 декабря 2012 г.
Озорнина Н. Ю., Ефимова П., Тимошенко Н. и др., Образование и саморазвитие 2022 Т. 17 № 4 С. 150-164
В 2020 году распространение эпидемии коронавируса привело к массовому переходу школ на дистанционное обучение, последствия которого необходимо изучить. Все участники образовательного процесса вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам, перестраивать способы коммуникации, распределение времени, формы досуга под новую реальность. Данная статья посвящена изучению опыта обучения, общения и досуга подростков в условиях закрытия школ, факторов риска в контексте ...
Добавлено: 24 декабря 2022 г.
Подольский Д. А., Национальный психологический журнал 2017 № 3
Данная статья посвящена проблеме реализации в рамках школьного обучения программ, направленных на формирование у учащихся социально-моральной компетентности, понимаемой как способность ориентироваться в ценностных аспектах общественных отношений и принимать социально-одобряемые решения в ситуации моральной дилеммы. В статье излагаются теоретические аспекты обсуждаемой проблемы, обсуждаются различные варианты понимания предмета формирования. ...
Добавлено: 15 апреля 2017 г.
Егорова П. А., Осин Е. Н., Кедрова Н. Б. и др., Вопросы психологии 2018 № 3 С. 22-33
Статья посвящена исследованию мечты и процесса мечтания в подростковом возрасте. В работе описаны содеражние подростковой мечты, индивидуальные особенности процесса мечтания, связь мечты и характера мечтания подростков с уровнем тревоги и депрессии. В исследование приняли участие 180 подростков (91 мальчик и 89 девочек 13-16 лет). Испытуемые заполняли 4 методики: авторский опросник «Исследование мечты и процесса мечтания», ...
Добавлено: 18 октября 2017 г.
Леонтьев Д. А., Калитеевская Е. Р., Вопросы психологии 2006 № 3 С. 49-55
Формулируется подход к анализу личностного развития в терминах развития самодетерминации на базе интеграции активности и саморегуляции, имеющих разные генетические корни и предпосылки. Проведенное исследование обнаружило в подростковом возрасте, критическом для развития самодетерминации, четыре теоретически предсказанных соотношения активности и саморегуляции, по-разному связанных с самоотношением и родительским отношением, которые задают основание для типологии личности. ...
Добавлено: 6 августа 2013 г.
Бочавер А. А., Хломов К. Д., Корнеев А. А. и др., Социальная психология и общество 2019 Т. 10 № 2 С. 157-174
Тема проектирования будущего соответствует возрастным задачам старших подростков, но становится источником напряжения в семьях задолго до окончания школы детьми. Когда дети достигают подросткового возраста, в семьях перестраивается процесс коммуникации, и диалог между детьми и родителями нередко оказывается затруднен; социальные изменения и невозможность напрямую применять родительский опыт в современных условиях осложняют задачи самоопределения и выстраивания жизненной ...
Добавлено: 25 июня 2019 г.
Поливанова К. Н., Sazonova E. V., Shakarova M. A., Russian Education and Society 2015 Vol. 57 No. 7 P. 1-18
Добавлено: 5 ноября 2015 г.
Бочавер А. А., Корзун А. Н., Поливанова К. Н., / Высшая школа экономики. Series PSY "Psychology". 2016. No. WP BRP 71/PSY/2016.
Уличная активность признана играющей важную роль в детской и подростковой социализации. Однако механизмы социализации в процессе уличных занятий постепенно меняются. Активная игра и уличные компании остаются в прошлом, что подтверждается большинством современных родителей. В данной статье исследуются формы уличного досуга российских детей и подростков, рожденных в разные десятилетий XX и XXI века. Исследование основывается на ...
Добавлено: 9 марта 2017 г.
Сулимина О. В., Леонтьев Д. А., Вопросы психологии 2014 № 4 С. 30-48
Приводятся некоторые данные исследования траекторий личностного развития в подростк овом возрасте, критическом для развития самодетерминации. Проведенное исследование обнаружило у подростков, находящихся в различных условиях социализации, благополучные и неблагополучные паттерны личностного развития, различающиеся характеристиками общего психологического благополучия/неблагополучия и развитием механизмов свободы и ответственности. ...
Добавлено: 22 октября 2016 г.
Хломов К. Д., Бочавер А.А., Фоменко М. С. и др., Психологическая наука и образование 2022 Т. 27 № 3 С. 117-128
Рассматриваются вопросы о том, есть ли связь между агрессией и автономией в подростковом возрасте и можно ли рассматривать агрессивное поведение в качестве инструмента для решения возрастной задачи развития автономии. Представлены результаты исследования связей между агрессивным поведением и уровнем автономии у подростков 13—16 лет. На первом этапе выборку составили 499 респондентов. На втором этапе осуществлялось сравнение ...
Добавлено: 16 июля 2022 г.