• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 30 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Канонир Т., Угланова И. Л., Федерякин Д. А. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 64-74.

В статье представлены описание процесса и результаты адаптации и валидизации русскоязычной версии шкал удовлетворенности школой и удовлетворенности друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников Е.Хюбнера (на выборке учащихся третьих классов, N = 1729). Данный опросник является одним из наиболее знаковых в мировой практике по изучению субъективного благополучия детей и подростков, но до сих пор не был адаптирован на русскоязычной выборке. Адаптация на русский язык проводилась согласно рекомендациям Международной тестовой комиссии (International Test Commission). Валидизация проводилась согласно стандартам Голландской тестологической комиссии (COTAN). Психометрический анализ проводился с применением методов классической теории тестирования, конфирматорного факторного анализа и современной теории тестирования. Результаты анализа показали высокое качество адаптированных шкал после удаления из них трех утверждений, на проблемы с которыми указывали предыдущие исследования.

Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Орел Е. А., Куликова (Пономарева) А. А. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 8-17.

В статье описывается валидизация инструмента мониторинговой оценки социально-эмоциональных навыков в начальной школе. Он разработан на основе модели Большой пятерки и содержит три шкалы: Достижение целей, Работа с другими и Управление эмоциями. Проведено два валидизационных исследования, на выборке учащихся третьих классов школ Москвы и Татарстана. В рамках первого исследования (N=1318 человек) была проверена конструктная валидность и надежность инструмента. Для анализа факторной структуры были использованы конфирматорный и эксплораторный факторный анализ, а также методы современной теории тестирования, которые подтвердили заложенную факторную структуру. В рамках второго исследования (N=2559) была доказана критериальная валидность инструмента: он продемонстрировал ожидаемый уровень и направление связи с результатами тестирования по чтению и математике. Представленный опросник может использоваться для массовой мониторинговой оценки социально-эмоционального развития в начальной школе.

Добавлено: 13 июня 2019
Статья
Иванова А. Е. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 86-95.

Поведенческие проблемы детей, связанные с проявлениями синдрома дефицита внимания c гипера- тивностью (СДВГ), фиксируются исследователями во многих странах мира как частая причина трудностей в обучении. Распространенность СДВГ ставит вопрос о надежных способах его диагностики. В данной статье рассматривается опросник для учителя, который нацелен на оценку поведения ребенка в условиях школы. Опросник является адаптацией на русский язык англоязычного опросника, созданного в проекте iPIPS (international Performance Indicators in Primary School). На основе данных оценки учащихся первых классов российских школ из нескольких регионов страны описывается сбор свидетельств в пользу надеж- ности и валидности рассматриваемого опросника. Многоэтапное валидизационное исследование показа- ло, что опросник поведенческих характеристик может служить педагогу начальной школы адекватной методикой для фиксации в младшем школьном возрасте возможных проблем в поведении, связанных с СДВГ.

Добавлено: 12 декабря 2018
Статья
Чернышев Б. В. Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 5-7.

Статья является введением к тематическому выпуску журнала «Современная зарубежная психология». В выпуске представлены зарубежные фундаментальные и прикладные исследования когнитивных процессов, выполненные нейробиологическими методами и с применением нейробиологического подхода.

Добавлено: 11 июля 2020
Статья
Поливанова К. Н. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 5-10.

Представлен психологический и социокультурный анализ современного детства. Показано, что в современных условиях развитие общества приводит к необходимости расширения рамок анализа детства, выхода за пределы собственно психологической парадигмы. Усиливаются процессы диверсификации, растет число признанных моделей детства, которые невозможно оценивать с позиции нормы. Методологически это означает необходимость расширения взгляда на детство, учет при анализе социальных и культурных контекстов. Показано, что взгляд на ребенка как на того, кому предстоит стать взрослым (child as becoming) сменяется взглядом на ребенка сегодня, как такового (child as being)

Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Исаев Е. И., Косарецкий С. Г., Михайлова А. М. Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 7-16.

В статье ставится проблема связи образовательной успешности учащихся с социальными и социально-экономическими характеристиками их семей. Дети из социально неблагополучных семей демонстрируют более низкий уровень психологического благополучия и самоэффективности. В дальнейшем это обстоятельство негативно влияет на самооценку и карьерные ожидания подрастающего поколения. На основании такой зависимости выстраивается образовательная политика школы, реализуются конкретные проекты и программ преодоления школьной неуспешности. Целесообразность реализации данного подхода в российских условиях признана в отечественной психолого-педагогической науке и практике, разрабатываются и апробируются соответствующие инструменты. Анализируется феномен академической резильентости — способности учащихся демонстрировать высокие результаты, несмотря на внешние, ограничивающие обстоятельства. Рассматриваются способы и средства преодоления школьной неуспешности: 1) обеспечение дополнительными ресурсами школ, где сконцентрированы дети из семей с низким социально- экономическим статусом, 2) создание консультационных центров и команд специалистов по работе с такими семьями, 3) повышение профессиональной квалификации учителей, 4) издание соответствующей учебной и методической литературы, 5) распространение программ поддерживающего обучения, 6) создание у обучающихся положительного опыта преодоления неуспешности, формирование у них уверенности в своих силах, 7) реализация специальных программ для отстающих с использованием цифровых технологий, 8) вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.

Добавлено: 26 апреля 2019
Статья
Вилкова К. А. Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 123-133.

Появившись сравнительно недавно, термин «саморегулируемое обучение» приобрел большую популярность среди зарубежных исследователей в психологии и педагогике. Однако в настоящий момент существует несколько вариантов его понимания. Разнообразие взглядов на определение саморегулируемого обучения породило различные инструменты его измерения. Данная работа представляет собой обзор наиболее распространенных опросников. В статье анализируются такие характеристики инструментов как теоретическое обоснование, внутренняя структура, а также их валидность. Анализ инструментов измерения саморегулируемого обучения показывает, что в их основе лежат разные факторные структуры, которые являются отражением представления авторов о данном конструкте. В статье также приводятся рекомендации по выбору инструмента и даются направления для будущих исследований.  

Добавлено: 8 июля 2020
Статья
Крючков К. С. Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 47-53.

Данная статья представляет собою краткий обзор актуального состояния в области исследований психотерапевтических (консультативных) умений и навыков. Приведен обзор актуальной зарубежной литературы, освещены исследования лидирующей школы в данном направлении, также приведен обзор ряда отечественных статей исследовательского и теоретико-методологического характера
 

Добавлено: 17 октября 2015
Статья
Королева Д. О. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 55-61.

В статье представлены описания методик исследования повседневности современных подростков, одновременно фиксирующих события происходящие в реальном и виртуальном пространстве: «Дневник онлайн и оффлайн» и «15 минут». Данные пилотных исследований показали, что присутствие подростка онлайн в основном связано с общением в социальных сетях. Обнаружен факт конвергенции он- и оффлайн пространств взросления, их неразделимость самими респондентами. Благодаря активному использованию социальных сетей, современный подросток одновременно находится в разных социальных средах. Постоянная проверка новостей и сообщений в соцсетях является новым, свойственным подростковой повседневности, ритуалом. Так называемые «красные зоны», когда подросток по своему желанию отказывается от возможности «ухода» в параллельную реальность, связаны со значимыми событиями повседнев- ности, в то время как ощущение скуки ведет к компенсации посредством «перемещения» в виртуальное пространство. 

Добавлено: 18 октября 2016
Статья
Григорян Л. К., Ефремова М. В. Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 4. С. 71-88.

В статьей представлен обзор исследований коллективных эмоций вины и стыда. Обзор охватывает исследования с начала 1990-х годов (Steele, Smith, Doosje, Branscombe), сквозь 2000-ые (Leach, Lickel, Iyer, Allpress, Brown, De Hooge), до последних дней (Shepherd, Rees, Goldenberg). Описаны различия между коллективными эмоциями и эмоциями, основывающимися на групповой принадлежности, а также механизмы их взаимосвязи. Представлены исследования коллективного чувства вины, разведены понятия «коллективная вина» и «коллективная ответственность», описаны механизмы формирования коллективного чувства вины и последствия возникновения этого чувства. Также описаны исследования коллективного чувства стыда, разведены два вида чувства стыда: моральный и имиджевый стыд. Проанализированы противоречия в области изучения коллективных эмоций как предикторов межгрупповых установок и отношений.

Добавлено: 14 декабря 2014
Статья
Богачева Н. В. Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 29-40.

Цель статьи – — проанализировать актуальные исследования связей между креативностью и опытом игры в компьютерные игры. Влияние компьютерной игровой деятельности на психику игроков неоднократно становилось предметом изучения, однако когнитивные способности высшего уровня, такие как креативность, в контексте компьютерных игр остаются еще малоизученными, в то время как интерес к ним неуклонно возрастает. Вопреки опасениям ученых, что переизбыток визуальной информации снизит способность к воображению, большинство работ показывают положительные связи между некоторыми видами креативности (в частности – образной) и игрой в видео игры. Последние становятся не только источником вдохновения, но и площадкой для творчества. Ряд авторов обращают внимание на негативные аспекты творчества и креативности, в частности – на возможность их антисоциального применения. В связи с этим возрастает важность изучения агрессивности и эмпатии у компьютерных игроков — данные исследований в этой области особенно противоречивы.

Добавлено: 26 ноября 2019
Статья
Бульцева М. А., Лебедева Н. М. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 4. С. 15-21.

В статье рассматриваются тема взаимосвязи межкультурного взаимодействия и креативности. Данная тема является сейчас весьма актуальной в зарубежных психологических исследованиях и получила широкое освещение. Множество исследований установило, что в целом межкультурный контакт является стимулирующим для креативности, однако единой модели, описывающей механизм формирования данного эффекта, выявлено не было. На основе представленных в зарубежной литературе подходов к объяснению позитивного влияния межкультурного контакта на креативность, были выделены четыре основные группы факторов влияния межкультурного контакта на креативность: когнитивные факторы, связанные с новыми знаниями и их обработкой; факторы, связанные с самоопределением и межгрупповыми отношениями в гетерогенном обществе; факторы аккультурации; личностные факторы.

Добавлено: 29 августа 2018
Статья
Чеботарева Е. Ю. Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 7-15.

Представлен обзор исследований стиля родительского поведения, получившего в западной научной литературе название «helicopter parenting», отличающегося чрезмерной родительской заботой о подростке, начинающем самостоятельную жизнь. Обобщаются данные о связи этого стиля с психологическим благополучием и академическими успехами подростка. Показано, что при общей дисфункциональности данного стиля, его отдельные аспекты могут быть положительно связаны с психологическим благополучием подростка. Обзор кросс-культурных исследований показывает, что существует универсальная модель поведения родителей, которая обеспечивает подростку ощущение надежной привязанности в любой культуре, а также имеются существенные культурные различия. В тех случаях, когда дисфункциональные (с точки зрения западной культуры) характеристики родительского поведения соотносятся с культурными нормами, они не имеют такого негативного воздействия на психологическое благополучие подростка, как в западной культуре.

Добавлено: 30 октября 2019
Статья
Угланова И. Л., Брун И. В., Васин Г. М. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 18-27.

В статье представлена новая методология создания инструментов измерения «Evidence-Centered Design» (ECD), в переводе — систематический подход к разработке тестов. ECD позволяет подойти к созданию инструмента с доказательной позиции: результаты тестирования рассматриваются как свидетельства выраженности определенной психологической черты, характеристики. Методология наиболее актуальна для измерения комплексных, многокомпонентных конструктов. Методологические положения иллюстрируются нашим опытом разработки инструмента измерения креативности и критического мышления в начальной школе.

Добавлено: 12 декабря 2018
Статья
Разоренова А. М., Скавронская В. В., Тюленев Н. Б. и др. Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 46-56.

Устойчивая связь между словами и обозначаемыми объектами или событиями лежит в основе человеческой речи. Фундаментальным является вопрос о том, как слово обрабатывается человеческим мозгом, и какие факторы обеспечивают интеграцию незнакомого набора фонем в лексикон? Ответ на него мог бы произвести прорыв во многих областях, начиная от методик преподавания языка и программ по коррекции речи у детей с поздним развитием и заканчивая новыми методами реабилитации больных с нарушениями речи и нейрофизиологическими тестами для проверки работы речевого аппарата. Данный обзор рассматривает современное состояние российских и зарубежных исследований по тематике научения новым словам при слуховом предъявлении, выполненные с применением разнообразных методик. Равное внимание уделено как исследованиям фонологической обработки слова (распознаванию фонетического паттерна), так и работам, посвященным исследованию процессов приобретения словом семантики. Рассмотрены результаты исследований, выполненных с помощью различных методов – фМРТ, ЭЭГ/МЭГ и др.

Добавлено: 12 июля 2020
Статья
Зинченко О. О. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 50-58.

В настоящее время вопрос изучения процесса принятия решений в ситуации неопределённости в его целостности как исследовательская задача остается открытым. Данная проблема для своего решения требует разработки эвристических методов, создания моделей ситуации, в которую может быть помещен объект изучения. Так, в качестве метода оценки принятия решений  была разработана игровая задача как модель принятия решения в ситуации неопределенности. В статье представлен обзор современных публикаций исследований принятия решения в ситуации неопределенности с помощью игровой задачи Бечара, Дамасио (Iowa Gambling Task). Данный качественный анализ направлен на сопоставление данных исследований локальных поражений, функциональной магнитно-резонансной томографии и поведенческих экспериментов, позволяющих расширить представления о нейрональных механизмах принятия решения как холистического процесса. 

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Полуэктова О. В., Патоша О. И., Ефремова М. В. Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 91-101.

 В статье рассматриваются основные подходы к изучению феномена бедности в зарубежных психологических исследованиях

Добавлено: 17 июня 2014
Статья
Новицкий Н. Ю. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 77-84.

В статье приводится обзор современного состояния проблемы пластических изменений мозга в связи с изучением иностранного языка. Проводится связь изучения языков с билингвизмом – широко распространенное явление в современном мире. Последние изыскания указывают на то что, изучение и использование дополнительных языков оказывает непосредственное влияние на общие когнитивные функции человека, механизмы которого малоизвестны. В связи с этим важнейшей нейробиологической проблемой современности являются механизмы взаимодействия языков в мозге билингва и их влияние на речевые и неречевые функции мозга. Несмотря на большой объем экспериментального материала по этой проблеме, данные остаются противоречивыми и многие авторы ставят под сомнение наличие такого преимущества. Возможной причиной разночтений является большая неоднородность билингвов как группы. В заключении подчеркивается важность исследований когнитивного контроля у билингвов на различных группах дву- и многоязычных испытуемых.

Добавлено: 19 января 2017
Статья
Валуева Е. А., Лаптева Е. М., Овсянникова В. В. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 70-79.

В статье представлены результаты экспериментального исследования по апробации и оценке эффективности программы развития эмоциональных способностей у школьников. Набор специально разработанных в рамках программы технологий включался в содержание уроков по гуманитарным предметам. Технологии направлены на расширение у учащихся словаря эмоциональных терминов, улучшение навыков описания, понимания эмоционального опыта. До и после прохождения программы у школьников измерялись общий и эмоциональный интеллект, креативность, эмоциональная креативность, социометрия. Выборку составили 305 школьников 8—10 классов — 161 человек в экспериментальной группе, 144 — в контрольной. Результаты показали, что гипотеза исследования не подтвердилась. Экспериментальное воздействие привело к одному значимому сдвигу в показателях — по тесту Эмоциональные последствия. Исследование выявило, что разработанные техники развития эмоциональных способностей имеют ограниченный спектр применения — их эффекты связаны с повышением вербальной беглости при генерировании идей относительно ситуаций, имеющих эмоциональное содержание.

Добавлено: 8 октября 2018
Статья
Горбунова Е. С. Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 2. С. 107-116.

В статье описываются основные результаты современных зарубежных исследований с модификациями классических задач зрительного поиска, а также предлагается классификация таких модификаций. Суть зрительного поиска состоит в поиске целевых стимулов среди дистракторов, при этом стандартная задача предполагает поиск одного целевого стимула, который, как правило, является простым объектом. Модификации стандартной задачи могут включать в себя присутствие на экране более одного целевого стимула, поиск более чем одного типа стимулов, а также варианты, сочетающие в себе обе эти модификации. Предложенные модификации стандартной задачи позволяют не только изучить новые аспекты работы зрительного внимания, но и приблизиться в рамках лабораторных исследований к задачам из реальной жизни.

Добавлено: 6 июля 2020
Статья
Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 31-38.
В статье рассматривается динамика теоретических и прикладных представлений о подростковом пери- оде с точки зрения выстраивания индивидуальной траектории в этом возрасте. Обсуждаются размывание границ подросткового возраста, откладывание жизненных выборов и затрудненный процесс сепарации от родителей как тренды современного проживания подросткового периода. Анализируются особенности современного общества (транзитивность и ее следствия), затрудняющие проектирование жизненного пути и способствующие тому, что стратегическое мышление в этой области сменяется тактическим. Рассматривается роль семьи, в частности, культура обсуждения будущего, с точки зрения вклада в под- держку проектирования жизненной траектории подростком.
Добавлено: 8 сентября 2016
1 2