• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 21 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Канонир Т. Н., Угланова И. Л., Федерякин Д. А. Современная зарубежная психология. 2018.

В статье представлены описание процесса и результаты адаптации и валидизации русскоязычной версии шкал удовлетворенности школой и удовлетворенности друзьями Многокомпонентного опросника удовлетворенности жизнью для школьников Е.Хюбнера (на выборке учащихся третьих классов, N = 1729). Данный опросник является одним из наиболее знаковых в мировой практике по изучению субъективного благополучия детей и подростков, но до сих пор не был адаптирован на русскоязычной выборке. Адаптация на русский язык проводилась согласно рекомендациям Международной тестовой комиссии (International Test Commission). Валидизация проводилась согласно стандартам Голландской тестологической комиссии (COTAN). Психометрический анализ проводился с применением методов классической теории тестирования, конфирматорного факторного анализа и современной теории тестирования. Результаты анализа показали высокое качество адаптированных шкал после удаления из них трех утверждений, на проблемы с которыми указывали предыдущие исследования.

Добавлено: 31 октября 2018
Статья
Иванова А. Е. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 86-95.

Поведенческие проблемы детей, связанные с проявлениями синдрома дефицита внимания c гипера- тивностью (СДВГ), фиксируются исследователями во многих странах мира как частая причина трудностей в обучении. Распространенность СДВГ ставит вопрос о надежных способах его диагностики. В данной статье рассматривается опросник для учителя, который нацелен на оценку поведения ребенка в условиях школы. Опросник является адаптацией на русский язык англоязычного опросника, созданного в проекте iPIPS (international Performance Indicators in Primary School). На основе данных оценки учащихся первых классов российских школ из нескольких регионов страны описывается сбор свидетельств в пользу надеж- ности и валидности рассматриваемого опросника. Многоэтапное валидизационное исследование показа- ло, что опросник поведенческих характеристик может служить педагогу начальной школы адекватной методикой для фиксации в младшем школьном возрасте возможных проблем в поведении, связанных с СДВГ.

Добавлено: 12 декабря 2018
Статья
Поливанова К. Н. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 5-10.

Представлен психологический и социокультурный анализ современного детства. Показано, что в современных условиях развитие общества приводит к необходимости расширения рамок анализа детства, выхода за пределы собственно психологической парадигмы. Усиливаются процессы диверсификации, растет число признанных моделей детства, которые невозможно оценивать с позиции нормы. Методологически это означает необходимость расширения взгляда на детство, учет при анализе социальных и культурных контекстов. Показано, что взгляд на ребенка как на того, кому предстоит стать взрослым (child as becoming) сменяется взглядом на ребенка сегодня, как такового (child as being)

Добавлено: 23 октября 2016
Статья
Исаев Е. И., Косарецкий С. Г., Михайлова А. М. Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 1. С. 7-16.

В статье ставится проблема связи образовательной успешности учащихся с социальными и социально-экономическими характеристиками их семей. Дети из социально неблагополучных семей демонстрируют более низкий уровень психологического благополучия и самоэффективности. В дальнейшем это обстоятельство негативно влияет на самооценку и карьерные ожидания подрастающего поколения. На основании такой зависимости выстраивается образовательная политика школы, реализуются конкретные проекты и программ преодоления школьной неуспешности. Целесообразность реализации данного подхода в российских условиях признана в отечественной психолого-педагогической науке и практике, разрабатываются и апробируются соответствующие инструменты. Анализируется феномен академической резильентости — способности учащихся демонстрировать высокие результаты, несмотря на внешние, ограничивающие обстоятельства. Рассматриваются способы и средства преодоления школьной неуспешности: 1) обеспечение дополнительными ресурсами школ, где сконцентрированы дети из семей с низким социально- экономическим статусом, 2) создание консультационных центров и команд специалистов по работе с такими семьями, 3) повышение профессиональной квалификации учителей, 4) издание соответствующей учебной и методической литературы, 5) распространение программ поддерживающего обучения, 6) создание у обучающихся положительного опыта преодоления неуспешности, формирование у них уверенности в своих силах, 7) реализация специальных программ для отстающих с использованием цифровых технологий, 8) вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность.

Добавлено: 26 апреля 2019
Статья
Крючков К. С. Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 47-53.

Данная статья представляет собою краткий обзор актуального состояния в области исследований психотерапевтических (консультативных) умений и навыков. Приведен обзор актуальной зарубежной литературы, освещены исследования лидирующей школы в данном направлении, также приведен обзор ряда отечественных статей исследовательского и теоретико-методологического характера
 

Добавлено: 17 октября 2015
Статья
Королева Д. О. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 55-61.

В статье представлены описания методик исследования повседневности современных подростков, одновременно фиксирующих события происходящие в реальном и виртуальном пространстве: «Дневник онлайн и оффлайн» и «15 минут». Данные пилотных исследований показали, что присутствие подростка онлайн в основном связано с общением в социальных сетях. Обнаружен факт конвергенции он- и оффлайн пространств взросления, их неразделимость самими респондентами. Благодаря активному использованию социальных сетей, современный подросток одновременно находится в разных социальных средах. Постоянная проверка новостей и сообщений в соцсетях является новым, свойственным подростковой повседневности, ритуалом. Так называемые «красные зоны», когда подросток по своему желанию отказывается от возможности «ухода» в параллельную реальность, связаны со значимыми событиями повседнев- ности, в то время как ощущение скуки ведет к компенсации посредством «перемещения» в виртуальное пространство. 

Добавлено: 18 октября 2016
Статья
Григорян Л. К., Ефремова М. В. Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 4. С. 71-88.

В статьей представлен обзор исследований коллективных эмоций вины и стыда. Обзор охватывает исследования с начала 1990-х годов (Steele, Smith, Doosje, Branscombe), сквозь 2000-ые (Leach, Lickel, Iyer, Allpress, Brown, De Hooge), до последних дней (Shepherd, Rees, Goldenberg). Описаны различия между коллективными эмоциями и эмоциями, основывающимися на групповой принадлежности, а также механизмы их взаимосвязи. Представлены исследования коллективного чувства вины, разведены понятия «коллективная вина» и «коллективная ответственность», описаны механизмы формирования коллективного чувства вины и последствия возникновения этого чувства. Также описаны исследования коллективного чувства стыда, разведены два вида чувства стыда: моральный и имиджевый стыд. Проанализированы противоречия в области изучения коллективных эмоций как предикторов межгрупповых установок и отношений.

Добавлено: 14 декабря 2014
Статья
Бульцева М. А., Лебедева Н. М. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 4. С. 15-21.

В статье рассматриваются тема взаимосвязи межкультурного взаимодействия и креативности. Данная тема является сейчас весьма актуальной в зарубежных психологических исследованиях и получила широкое освещение. Множество исследований установило, что в целом межкультурный контакт является стимулирующим для креативности, однако единой модели, описывающей механизм формирования данного эффекта, выявлено не было. На основе представленных в зарубежной литературе подходов к объяснению позитивного влияния межкультурного контакта на креативность, были выделены четыре основные группы факторов влияния межкультурного контакта на креативность: когнитивные факторы, связанные с новыми знаниями и их обработкой; факторы, связанные с самоопределением и межгрупповыми отношениями в гетерогенном обществе; факторы аккультурации; личностные факторы.

Добавлено: 29 августа 2018
Статья
Угланова И. Л., Брун И. В., Васин Г. М. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 3. С. 18-27.

В статье представлена новая методология создания инструментов измерения «Evidence-Centered Design» (ECD), в переводе — систематический подход к разработке тестов. ECD позволяет подойти к созданию инструмента с доказательной позиции: результаты тестирования рассматриваются как свидетельства выраженности определенной психологической черты, характеристики. Методология наиболее актуальна для измерения комплексных, многокомпонентных конструктов. Методологические положения иллюстрируются нашим опытом разработки инструмента измерения креативности и критического мышления в начальной школе.

Добавлено: 12 декабря 2018
Статья
Зинченко О. О. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 50-58.

В настоящее время вопрос изучения процесса принятия решений в ситуации неопределённости в его целостности как исследовательская задача остается открытым. Данная проблема для своего решения требует разработки эвристических методов, создания моделей ситуации, в которую может быть помещен объект изучения. Так, в качестве метода оценки принятия решений  была разработана игровая задача как модель принятия решения в ситуации неопределенности. В статье представлен обзор современных публикаций исследований принятия решения в ситуации неопределенности с помощью игровой задачи Бечара, Дамасио (Iowa Gambling Task). Данный качественный анализ направлен на сопоставление данных исследований локальных поражений, функциональной магнитно-резонансной томографии и поведенческих экспериментов, позволяющих расширить представления о нейрональных механизмах принятия решения как холистического процесса. 

Добавлено: 20 октября 2016
Статья
Полуэктова О. В., Патоша О. И., Ефремова М. В. Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 91-101.

 В статье рассматриваются основные подходы к изучению феномена бедности в зарубежных психологических исследованиях

Добавлено: 17 июня 2014
Статья
Новицкий Н. Ю. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 77-84.

В статье приводится обзор современного состояния проблемы пластических изменений мозга в связи с изучением иностранного языка. Проводится связь изучения языков с билингвизмом – широко распространенное явление в современном мире. Последние изыскания указывают на то что, изучение и использование дополнительных языков оказывает непосредственное влияние на общие когнитивные функции человека, механизмы которого малоизвестны. В связи с этим важнейшей нейробиологической проблемой современности являются механизмы взаимодействия языков в мозге билингва и их влияние на речевые и неречевые функции мозга. Несмотря на большой объем экспериментального материала по этой проблеме, данные остаются противоречивыми и многие авторы ставят под сомнение наличие такого преимущества. Возможной причиной разночтений является большая неоднородность билингвов как группы. В заключении подчеркивается важность исследований когнитивного контроля у билингвов на различных группах дву- и многоязычных испытуемых.

Добавлено: 19 января 2017
Статья
Валуева Е. А., Лаптева Е. М., Овсянникова В. В. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 70-79.

В статье представлены результаты экспериментального исследования по апробации и оценке эффективности программы развития эмоциональных способностей у школьников. Набор специально разработанных в рамках программы технологий включался в содержание уроков по гуманитарным предметам. Технологии направлены на расширение у учащихся словаря эмоциональных терминов, улучшение навыков описания, понимания эмоционального опыта. До и после прохождения программы у школьников измерялись общий и эмоциональный интеллект, креативность, эмоциональная креативность, социометрия. Выборку составили 305 школьников 8—10 классов — 161 человек в экспериментальной группе, 144 — в контрольной. Результаты показали, что гипотеза исследования не подтвердилась. Экспериментальное воздействие привело к одному значимому сдвигу в показателях — по тесту Эмоциональные последствия. Исследование выявило, что разработанные техники развития эмоциональных способностей имеют ограниченный спектр применения — их эффекты связаны с повышением вербальной беглости при генерировании идей относительно ситуаций, имеющих эмоциональное содержание.

Добавлено: 8 октября 2018
Статья
Бочавер А. А., Жилинская А. В., Хломов К. Д. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 31-38.
В статье рассматривается динамика теоретических и прикладных представлений о подростковом пери- оде с точки зрения выстраивания индивидуальной траектории в этом возрасте. Обсуждаются размывание границ подросткового возраста, откладывание жизненных выборов и затрудненный процесс сепарации от родителей как тренды современного проживания подросткового периода. Анализируются особенности современного общества (транзитивность и ее следствия), затрудняющие проектирование жизненного пути и способствующие тому, что стратегическое мышление в этой области сменяется тактическим. Рассматривается роль семьи, в частности, культура обсуждения будущего, с точки зрения вклада в под- держку проектирования жизненной траектории подростком.
Добавлено: 8 сентября 2016
Статья
Силантьева Т. А., Алехина С. В. Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 5-15.

В статье рассматриваются вопросы предоставления учителю поддержки в ситуации инклюзивного образования как главного условия успешности реализации инклюзии. В качестве методологической основы анализа используется ресурсный подход. Приводятся способы расширения круга поддержки учителя, аргументы в пользу задействования всех работников инклюзивной школы для создания инклюзивной команды и необходимость заинтересованности в совместной работе как администрации, так и учителей основного состава и коррекционных педагогов.  

Добавлено: 24 ноября 2015
Статья
Лебедева А. А. Современная зарубежная психология. 2012. № 2. С. 17-28.

Статья посвящена анализу зарубежных исследований качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Внимание ученых, занимающихся данным направлением, сосредоточено в первую очередь на аспекте качества жизни, который связан со здоровьем. Действительно, объективная ситуация такова, что люди с физическими ограничениями здоровья нуждаются в постоянной помощи, реабилитации и профилактике медицинских последствий инвалидности. В статье анализируются перспективы включения в исследования качества жизни лиц с ОВЗ целого пласта феноменов, отвечающих за позитивное личностное развитие. Альтернативой традиционному клиническому подходу к изучению здоровья и его роли в контексте качества жизни является направление позитивной психологии, которое позволяет глубже понять значение субъективного фактора как опосредующего влияние внешних условий развития на субъективное благополучие и качество жизни лиц с ОВЗ.

Добавлено: 3 февраля 2013
Статья
Агадуллина Е. Р., Ловаков А. В. Современная зарубежная психология. 2013. № 4. С. 131-140.

Нормативные и ненормативные действия являются следствием различной оценки политической ситуации. В статье рассматриваются предикторы выбора нормативных (участие в митингах, подписание петиций и т.д.) и ненормативных (забастовки, физическое насилие и т.д.) форм протестных действий (восприятие несправедливости, самоэффективность, социальная идентичность, представления об аутгруппе). В результате анализа было показано, что высокая самоэффективность, представление о членах аутгруппы как о равноправных участниках взаимодействия, переживание чувства гнева приводят к выбору различных нормативных форм протестной деятельности. А низкая самоэффективность, устойчивая социальная идентичность (в том числе политизированная идентичность), низкая самоэффективность, переживание чувства презрения по отношению к членам аутгруппы чаще всего приводят к выбору ненормативных форм. В заключении статьи рассматривается связь различных предикторов с выбором индивидуальных и групповых форм протеста, а также анализируются возможные направления эмпирических исследований

Добавлено: 14 декабря 2013
Статья
Поливанова К. Н., Любицкая К. А. Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 2. С. 72-80.

В статье представлена относительно новая для России практика домашнего образования. Обзор многочисленных исследований показывает, что переход на обучение дома характерен для семей с высокой ценностью сплоченности семьи, для желающих оградить своих детей от сомнительного влияния сверстников, для имеющих особое представление о религиозном образовании. Наибольшее распространение домашнее образование («хоумскулинг») имеет в США (до 8% школьников), оно разрешено и активно растет во многих странах Европы. Психологический аспект проблемы домашнего образования связывается в представленном обзоре преимущественно с темой сплоченности семьи, хотя ряд исследователей полагает, что само по себе домашнее образование является лишь дополнительным, а не основным фактором сплоченности. По данным эмпирического исследования, российские хоумскулеры при переходе на домашнее образование сталкиваются с большим количеством организационных проблем, в том числе с недостатком педагогических компетентностей родителей, поскольку лишь 16% родителей имеют педагогическое образование, и с дефицитом специальных методик индивидуального обучения. К основным психологическим проблемам при выборе семейного образования следует отнести непонимание со стороны близкого окружения, а при реализации – трудности в определении роли родителя. Если при традиционном школьном обучении родитель – принимающий и любящий, то при домашнем он берет на себя роль требующего и контролирующего. Семейное образование провоцирует создание различного рода ассоциаций и групп взаимной поддержки родителей, что свидетельствует о неоднозначности и трудности реализации данной формы образования детей.

 

Добавлено: 4 сентября 2017
Статья
Котов А. А. Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. С. 19-28.

В статье мы анализируем современные данные о влиянии речевых знаков на формирование понятий в младенческом возрасте. Мы доказываем, что влияние речи на процессы категоризации у младенцев касается всех характеристик понятийного мышления: обобщения, дифференциации, индивидуации и индуктивного вывода. На основании этого обзора мы выделяем две противоположные теоретические позиции, в рамках которых можно объяснить влияние речи на категоризацию и показываем, как зависят утверждения в каждой теоретической позиции от используемой ими методики исследования.

Добавлено: 21 июля 2013
Статья
Фабрикант М. С. Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 4. С. 22-31.

В статье проводится обзор сравнительных кросс-культурных исследований национальной идентичности, проведенных психологами последних двух десятилетий с использованием количественных методов. Рассматривается связь теоретико-методологических оснований этих исследований с общей повесткой дня современной социальной психологии, междисциплинарными исследованиями наций и национализма и эмпирическими ресурсами межстрановых опросов. Проанализированные публикации указывают на преобладание описательных психологических исследований; при этом в объяснительных исследованиях факторов национальной идентичности преобладают социологические и политологические подходы. Однако результаты объяснительных психологических исследований раскрывают недооцененную кросс-культурную вариативность взаимосвязей между составляющими национальной идентичности и их соотношение с различными по своей природе когнитивными механизмами. Для раскрытия потенциала своей дисциплины, кросс-культурным психологам, изучающим национальную идентичность, следует исследовать взаимосвязи национальной идентичности с базовыми ценностями и представлениями с особыми вниманием к кросс-уровневым эффектам интеракции и социальной динамике.

Добавлено: 4 января 2019
Статья
Ермолова М. Ю. Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 59-66.

Эмпатия – сложный и многообразный механизм, незаменимый в человеческом взаимодействии. Она позволяет со-испытывать (co-feel) и мысленно моделировать то, что другой человек испытывает в данный момент. Эмпатию можно рассматривать как способность переживать последствия некоторого опыта, сам опыт при этом не переживая, а лишь наблюдая. Основные следствия этого механизма – наши способности имитировать и понимать другого человека. Первое помогает в процессе развития и обучения, а второе незаменимо в коммуникации. Исследования эмпатии разрозненны и не скоординированы, предлагают разные виды и типологии системы эмпатии; привнося новое в понимание частных областей и аспектов, они не формируют единой картины. Чем являются предлагаемые типы – аналитически различными способами рассмотрения одной системы или это существующие разные нейробиологические системы? Если это разные системы, то до какой степени они связаны между собой и формируют ли они интегральную надсистему? В статье попытаемся ответить на эти вопросы.

 

Добавлено: 20 апреля 2017