?
Friendship And Study Assistance Ties Of University Students
Высшая школа экономики
,
2014.
No. WP BRP 37/SOC/2014.
В работе изучаются характеристики социальных связей студентов, обучающихся на экономическом факультете в одном из российских университетов. Мы рассматриваем дружеские связи и связи помощи при обучении и показываем, как они связаны с индивидуальными характеристиками студентов и их товарищей. Мы демонстрируем, что вероятность наличия связи между студентами существенно зависит от их принадлежности к одной группе обучения и одному полу. Студенты обращаются за помощью и дружат с одногруппниками со схожими академическими достижениями. Академически успешные студенты являются популярными в сети помощи, однако не отличаются популярностью в сети дружбы. Полученные результаты позволяют пролить дополнительный свет на роль дружеских связей и связей помощи при обучении в формировании эффектов сообучения
Ключевые слова: социальные сетивысшее образованиеsocial networksstudent achievementэффекты сообученияакадемическая успеваемостьpeer group effectshigher education
ПУБЛИКАЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОЕКТА:
В работе оценивается взаимосвязь выбора студентом своей специализации в вузе с выбором своих друзей и помощников по обучению. Используя данные о студентах факультета экономики одного российского вуза, показывается, что индивидуальный выбор значимо коррелирует с выбором как друзей, так и помощников по учебе. Наибольшее влияние на выбор специализации проявляется со стороны тех друзей, которые одновременно помогают в учебных ...
Добавлено: 16 июня 2014 г.
Докука С. В., Валеева Д. Р., Юдкевич М. М., / Высшая школа экономики. Series SOC "Sociology". 2015. No. WP BRP 65/SOC/2015.
Эффекты сообучения демонстрируют влияние социальной среды на академические достижения. При этом в большинстве работ среда рассматривается исследователями как результат случайного выбора.Однако выбор социального окружения - это не случайный, а осознанный выбор индивидов. Студенты могут отбирать себе в друзья учащихся со схожим уровнем успеваемости, а также со временем склонны влиять на достижения друг друга. Используя данные ...
Добавлено: 10 сентября 2015 г.
Польдин О. В., Валеева Д. Р., Юдкевич М. М., / Высшая школа экономики. Series SOC "Sociology". 2013. No. 15/SOC/2013.
Одна из основных проблем при оценке эффектов сообучения – корректная идентификация референтной группы соучеников. В этой работе мы показываем, каким образом характеристики и достижения сверстников из личной социальной сети студента влияют на его личные академические достижения. Для анализа используются данные о двух направленных сетях –сети друзей и сети помощников при обучении студентов третьего курса одного ...
Добавлено: 14 марта 2013 г.
Польдин О. В., Валеева Д. Р., Юдкевич М. М., Research in Higher Education 2016 Vol. 57 No. 4 P. 448-468
Добавлено: 10 октября 2015 г.
Креховец Е. В., Польдин О. В., / Высшая школа экономики. Серия WP10 "Научные доклады Института институциональных исследований". 2014. № 1.
В данной работе рассматривается сетевая структура дружеских связей студентов университета и анализируются факторы, которые влияют на формирование данных сетей. Используя данные опроса студентов и административную информацию, мы проводим эконометрическое оценивание моделей образования дружеских связей, основанных на гипотезах гомофилии и эффекта соседства. В частности, оцениваются линейные вероятностные модели с фиксированными эффектами и без фиксированных эффектов, а ...
Добавлено: 26 декабря 2014 г.
Леонова Л. А., Креховец Е. В., / Высшая школа экономики. Series EDU "Education". 2016. No. 33.
Student friendship networks can be considered as social capital, which is known to be a very useful resource during university and after it. Several empirical studies have examined static models of student behaviour in social networks. In this study we analyse the dynamic changes of student social connections. We use original longitude data of student ...
Добавлено: 6 июля 2016 г.
Забаев И. В., Мелкумян Е., Пруцкова Е. В. и др., М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2015
В сборнике представлен ряд статей, выполненных в рамках работы иссле- довательского семинара «Социология религии» Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета. Подборка материалов охватывает широкий круг тем: религиозная социализация, влияние религии на рождае- мость, эффекты деятельности конфессиональныого университета, социальная сеть православной общины, социальный капитал приходов РПЦ, социальная деятельность церкви, эффекты религиозности в ценностно-нормативной сфере и ряд других. ...
Добавлено: 10 марта 2016 г.
Social influence is an important factor in learning and decision-making. We estimate peer influence on student choice of specialization using data on undergraduate students of a Russian university. Information about individual social ties has been gathered from a questionnaire survey. We show that specialization choice is significantly influenced by friends as well as by study ...
Добавлено: 2 июля 2015 г.
Креховец Е. В., Польдин О. В., Вопросы образования 2016 № 3 С. 59-79
Социальный капитал студента, формирующийся во время обучения в вузе, является важным ресурсом наряду с получаемой профессиональной квалификацией. Рассматриваются социальные сети дружбы и сети помощи по учебным вопросам у первокурсников университета: исследуется структура сетей, рассчитываются их характеристики и оценивается взаимосвязь. Взаимодействия студентов на разных факультетах идентичны по характеру, что подтверждается схожей структурой, как сетей дружбы, так ...
Добавлено: 19 сентября 2016 г.
Докука С. В., Юдкевич М. М., Вопросы образования 2020 Т. 3 С. 95-109
Вопрос о влиянии на социальную структуру индивидуальных характеристик составляющих эту структуру людей является одним из ключевых в социальных исследованиях. Авторы анализируют эволюцию социальных связей студентов 1‑го курса одного из российских университетов с целью определить, каким образом в процесс формирования социальной интеграции студентов вовлечено обобщенное доверие. Показано, что люди, которые доверяют окружающим, в большей степени склонны ...
Добавлено: 18 сентября 2020 г.
Докука С. В., Валеева Д. Р., Юдкевич М. М., Вопросы образования 2015 № 3 С. 44-65
При изучении эффектов сообучения оценивается влияние, которое социальное окружение оказывает на индивидуальные достижения учащихся. Как правило, в качестве социального окружения рассматривается случайным образом сформированная группа. Однако социальное окружение складывается в результате осознанного выбора, который совершает индивид, причем этот выбор является не статичным, а динамическим. Студенты могут изначально отбирать себе в друзья учащихся с таким же ровнем ...
Добавлено: 12 октября 2015 г.
Янбарисова Д. М., Вопросы образования 2014 № 1 С. 217-237
Исследуется влияние совмещения обучения с работой на академическую успеваемость студентов старших курсов в вузах Татарстана. Анализируются данные первой волны Мониторинга образовательных и трудовых траекторий учащихся и выпускников школ и вузов — лонгитюдного исследования, запущенного Институтом образования НИУ ВШЭ в 2009 г. На основании двух параметров — графика работы и соответствия работы получаемой в вузе специальности ...
Добавлено: 11 апреля 2014 г.
В работе тестируется проявление эффектов сообучения - влияния на успеваемость отдельного студента других учащихся студенческой группы - на примере факультета экономики НИУ ВШЭ. Присутствие способных одногруппников оказывает положительное влияние на индивидуальную успеваемость, причем в большей степени такому воздействию подвержены именно наиболее подготовленные студенты. Увеличение доли слабых студентов влияет на успеваемость незначимо. ...
Добавлено: 9 июля 2012 г.
Креховец Е. В., Польдин О. В., Прикладная эконометрика 2015 Т. 40 № 4 С. 49-63
В работе рассматривается сетевая структура межличностных коммуникативных (дружеских) связей студентов университета и анализируются факторы, влияющие на формирование таких сетей. С использованием данных опроса студентов и административной информации проводится эконометрическое оценивание моделей образования дружеских связей, основанных на гипотезах гомофилии и эффекта соседства. В частности, оцениваются линейная и логистическая модели с фиксированными эффектами и без фиксированных эффектов. ...
Добавлено: 2 февраля 2016 г.
Шмелева Е. Д., Экономическая социология 2015 Т. 16 № 2 С. 55-79
Во многих российских университетах широко распространено академическое мошенничество среди студентов, а именно плагиат и списывание. Проблема прежде всего состоит в том, что распространённость данных практик подрывает доверие как к качеству полученного образования, так и ко всей системе высшего образования. Разработка эффективных мер по борьбе с академическим мошенничеством требует достоверных знаний о том, почему студенты прибегают ...
Добавлено: 3 июля 2015 г.
Смоленцева А. Ю., Higher Education 2017 Vol. 74 No. 6 P. 1091-1108
This paper studies transformations in the role of higher education in Russia as represented in official Soviet and post-Soviet policy documents between the 1950s and 2013. The focus is on the categories defining the purposes and tasks of higher education in the larger context of society and economy. There is a basic dichotomy in relation ...
Добавлено: 21 февраля 2017 г.
Флоринская Ю. Ф., Карачурина Л. Б., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2018 № 6 С. 183-200
Работ, анализирующих современные эмиграционные намерения россиян и их реализацию, мало. Одна из причин — отсутствие адекватной статистической информации о людях, выезжающих за границу и не снимающихся с регистрационного учета по месту жительства. А таких людей — большинство. Восполнить этот недостаток можно как анализом статистики основных принимающих мигрантов из России стран, что уже отчасти сделано другими исследователями, так и с помощью методов качественной ...
Добавлено: 16 апреля 2019 г.
Савельева О. О., Иванов С. Ю., Иванова Д. В. и др., М. : ООО "Издательство "Спутник+", 2018
В книге представлена обобщенная и проанализированная информация, полученная в ходе социологических исследований студентов и образовательного процесса в МПГУ в 2014-2017 гг. Представлены интересные для специалистов выводы,касающиеся развития человеческого капитала, эволюции миссии ВУЗа и т.д. ...
Добавлено: 30 сентября 2018 г.
Романенко К. Р., Higher Education in Russia and Beyond 2019 Vol. 21 No. 3 P. 11-12
Добавлено: 13 ноября 2019 г.
Гребнев Л. С., Вопросы экономики 2003 № 7 С. 4-25
В статье анализируются данные о динамике ряда демографических показателей России: детских и подростковых возрастных когорт за период с 1970 по 2010 гг., продолжительности жизни за период с 1970 по 1995 гг., миграционных потоках между федеральными округами в период между переписями населения 1989 и 2002 гг. Высказываются гипотезы о связи этих показателей с состоянием образования в ...
Добавлено: 20 ноября 2012 г.
Московская А. А., Высшее образование в России 2015 № 10 С. 75-84
Статья посвящена мнимым и реальным вызовам, которые стоят перед вузами в связи с решением проблемы несоответствия компетенций выпускников спросу работодателей. Она показывает, что запросы рынка труда являются косвенным, а не прямым ориентиром для вузов, и наилучшим образом могут быть удовлетворены, если вуз в своих целях и программах опережает спрос в экономике, а не следует за ...
Добавлено: 24 сентября 2015 г.
Павлюткин И. В., Вопросы образования 2010 № 1 С. 25-41
Анализируются последствия введения института ранжирования в систему высшего образования. Рейтинги призваны бороться с провалами рынка, стимулировать конкуренцию и эффективный выбор учебного заведения. Однако проведенные за последнее десятилетие исследования, посвященные влиянию ранжирований на поведение университетов, показывают, что рейтинги приобрели символическую власть на рынке образовательных услуг, наделяя преимуществами одни учебные заведения в ущерб другим. В результате возникло ...
Добавлено: 18 октября 2012 г.
Замятнина Е. С., Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены 2017 № 3 С. 163-176
На основе данных о поступивших в российские вузы на очные формы обучения в 2011—2016 гг. проводится анализ гендерных предпочтений абитуриентов. Специальности, на которых доля представителей одного пола стабильно превышала две трети, были отмечены как «мужские» или «женские». Те специальности, на которых соблюдалось относительное равенство в соотношении мужчин и женщин, отнесены к «нейтральным».Почти весь состав «мужских» специальностей представлен инженерными науками; в то же время эти науки практически не представлены ...
Добавлено: 2 ноября 2019 г.
Демин П. В., Вопросы образования 2019 № 4 С. 294-306
В рецензируемом сборнике обсуждаются современные тенденции маркетизации высшего образования и внедрения брендирования в деятельность университетов. Будучи вынуждены отвечать на вызовы внешней среды, в частности искать дополнительные источники средств в условиях снижения государственного финансирования, университеты все чаще перенимают принципы управления и развития у бизнес-организаций. Авторы сборника придерживаются взгляда на сферу высшего образования как на высококонкурентный рынок, ...
Добавлено: 13 декабря 2019 г.