?
705. Субъективность и постсекулярность современности: новая трансценденция или фрактальность «плоского» мира? // Международный журнал исследований культуры. 2013, № 3(12), Тема номера «Границы субъективности», с.51-56 (0,65 а.л.) Субъективность и постсекулярность современности: новая трансценденция или фрактальность «плоского» мира?
Международный журнал исследований культуры. 2013. Т. 12. № 3. С. 51-56.
Современное массовое общество представляет собой имманентный самодостаточный мирю В статье рассматриваются последствия такой самодостаточностиЮ а также альтернативные поиски трансцендентного в науке, искусстве . политике.
Научное направление:
Философия, этика, религиоведение
Язык:
русский
Cham : Birkhäuser, 2024
Добавлено: 31 августа 2023 г.
Shannon D., Brick of Knowledge 2022
Выражение «континентальный рационализм» охватывает группу взглядов, в большей или меньшей степени разделяемых рядом философов, которые активно работали на европейском континенте в течение последних двух третей XVII века и в начале XVIII века. Рационализм чаще всего описывается как эпистемологическая позиция. С этой точки зрения, чтобы быть рационалистом, необходимо по крайней мере одно из следующих условий: 1) ...
Добавлено: 18 февраля 2024 г.
Афанасьева О. В., Вопросы философии 2012 № 11 С. 43-54
Являясь сторонником критического рационализма К.Поппера, автор критически рассматривает попперовскую философию открытого общества, выясняя, во-первых, концептуальные риски и противоречия, связанные с пропагандируемым Поппером методологическим индивидуализмом; во-вторых, риски социального развития, которые игнорируются попперовской философией открытого общества. Из уяснения рисков следует уточнение концепции человеческой, социальной, государственной открытости. ...
Добавлено: 25 января 2013 г.
Кильдюшов О. В., Rezensionen zur internationalen Forschung zur russischen und deutschen Geschichte – Rezensionsreihe des DHI Moskau 2022 Т. 13
Рецензия на книгу: Pohlig, Matthias; Pollack, Detlef (Hrsg.): Die Verwandlung des Heiligen: Die Geburt der Moderne aus dem Geist der Religion. – Wiesbaden: Berlin University Press, 2020. ...
Добавлено: 28 февраля 2023 г.
Осминская Н. А., Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия 2011 № 4 С. 6-20
В статье анализируется эволюция взглядов Г.В. Лейбница на проблему первых истин, могущих послужить основой для построения всеобщей науки. Анализируя ранние сочинения Лейбница по комбинаторике, а также ранние наброски энциклопедических проектов, автор рассматривает влияние на формирование философии Лейбница творчества Р. Луллия, И. Бистерфельда, И.-Г. Алстеда, а также вскрываются аристотелевские истоки предложенной им трактовки соотношения необходимых и ...
Добавлено: 27 ноября 2012 г.
Каплун В. Л., Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре 2015 № 1(99) С. 104-119
В статье обсуждаются эпистемологические дебаты в социальных науках 1960-х – 1980 гг., периода кризиса классических идеологических систем и исследовательских парадигм в западной интеллектуальной традиции. Обсуждается получающая распространение в социальных науках этого времени идея множественности рациональностей и множественности культурных миров.
Основное внимание в статье уделяется заочному дебату между М. Фуко и Ю. Хабермасом о «современности» (modernity), проекте ...
Добавлено: 9 сентября 2015 г.
Кречетова М. Ю., Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология 2019 № 52 С. 65-75
Статья посвящена экспликации корпуса аргументов мыслителей Контрпросвещения. Эти аргументы сводятся к критике четырёх положений: единого разумного принципа устройства мира, понимания мышления по образцу естественных наук, идеи универсального языка и возможности построения идеального общества на основе рационального знания. Также в статье представлена полемика с ключевой классической работой по данной теме – работой И. Берлина «Контрпросвещение». ...
Добавлено: 27 октября 2019 г.
Климова С. М., Философские науки 2019 Т. 62 № 2 С. 109-126
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в ...
Добавлено: 27 мая 2019 г.
Анисимов Е. В., Ученые записки Петрозаводского государственного университета (Российская Федерация) 2020 Т. 42 № 4 С. 79-85
В контексте популярного в петровское время учения рационализма анализируются мировоззренческие представления Петра Великого о Боге, деле человеческой жизни, болезни и смерти. Цель статьи – показать, как формировалось отношение Петра к проблемам жизни и смерти, предназначения человека, веры в Бога, разум и могущество экспериментального знания. На этой основе автор исследует особенности образа жизни императора, склонного к ...
Добавлено: 21 декабря 2020 г.
Кильдюшов О. В., Полития: Анализ. Хроника. Прогноз 2016 Т. 82 № 4 С. 188-198
Статья посвящена выходу по-русски исследования Макса Вебера "Конфуцианство и даосизм" из цикла "Хозяйственная этика мировых религий" ...
Добавлено: 22 октября 2016 г.
Доброхотов А. Л., Russian Studies in Philosophy 2013 Vol. 52(2) No. 10 P. 61-79
Добавлено: 22 марта 2015 г.
Златопольская А. А., Пюжоль С., Занин С. В. и др., СПб. : Алетейя, 2014
Книга представляет собой сборник статей, написанных на основе материалов научной конференции, посвященной 300-летию со дня рождения известного французского философа Дени Дидро, прошедшей в декабре 2013 года в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). В конференции приняли участие отечественные и зарубежные исследователи творчества Дени Дидро. Книга рассчитана на специалистов по истории философии и культуры ...
Добавлено: 24 марта 2015 г.
Жукова О. А., Философские науки 2015 № 4 С. 50-63
Первая Мировая война стала выражением глубокого духовного и политического кризиса Европы. Для России она оказалась настоящей катастрофой. По мнению многих европейских и русских интеллектуалов, в этой войне сгорели ценности просвещенной христианской Европы, составлявшие суть проекта модерна. Русские философы, анализируя события войны, с новой силой продолжили дискуссии, начатые славянофилами и западниками. Противостояние Германии и России столкнуло ...
Добавлено: 20 июля 2015 г.
Кильдюшов О. В., Социологическое обозрение 2015 Т. 14 № 3 С. 106-112
Статья представляет собой сопроводительный текст к впервые публикуемому по-русски фрагменту фундаментального исследования Макса Вебера «Конфуцианство и даосизм» из цикла «Хозяйственная этика мировых религий». В начале материала излагается краткая история данного труда, впервые опубликованного ровно 100 лет назад. Здесь же реконструируется центральная постановка вопроса, интересовавшего классика социологии в рамках проблемы генезиса западного рационализма. Утверждается о том, ...
Добавлено: 29 сентября 2015 г.
Носов Д. М., , in : Zhexue yu jiazhiguanjiaoyu. : Shanghai : Шанхайский университет, 2017. P. 211-214.
Философия и воспитание ценностей. Особенности западной системы ценностей. ...
Добавлено: 5 марта 2018 г.
Порус В. Н., Вопросы философии 2016 № 11 С. 131-137
В статье обосновывается тезис о том, что иррационализм Л. Шестова является фор- мой протеста против культуры, подчинившей индивидуальное существование рациональ- ным схемам и равнодушной к человеческой трагедии. Философия Шестова – предупре- ждение о грозящей человечеству катастрофе, к которой ведет гипертрофия рационализма как культурной ценности. ...
Добавлено: 8 декабря 2016 г.
Рябушкина Т. М., Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия 2014 Т. 12 № 4 С. 24-30
Классический поиск оснований сознательного опыта, осуществляемый посредством рефлексии, приводит к полаганию двух фундаментальных характеристик сознания – временности (сознание есть поток) и субстанциональности (нечто устойчивое противостоит временным изменениям). Эти характеристики являются основаниями лабиринта Юма, составляют основу кантовского априоризма. Феноменология не принимает классического решения ввиду его формального характера и пытается обнаружить основание сознания в нем самом как ...
Добавлено: 6 декабря 2014 г.
Павлов И. И., Вопросы философии 2019 № 10 С. 122-131
В статье рассматривается полемика Василия Розанова и Николая Бердяева о соотношении Христа и мира, имевшая место на заседаниях Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге. Автор помещает эту полемику в современный контекст дискуссий о роли метафизики в спорах о религии, связанных с постсекулярной ситуацией. Реплика Розанова и ответ Бердяева анализируются не как образец «экзотичной» русской религиозной философии, построенной ...
Добавлено: 29 октября 2019 г.
Виноградова О. А., Углева А. В., Russian Journal of Philosophical Sciences (Filosofskie nauki) 2019 Vol. 62 No. 4 P. 113-131
Начиная с эпохи Просвещения, способность человека к совершенствованию, или perfectibilité, обычно называют его основополагающей чертой. Однако этот термин, введенный в философский словарь Ж.-Ж. Руссо, постепенно приобрел дополнительный смысл в немалой степени благодаря работам Н. де Кондорсе, Т. Мальтуса и Ч. Дарвина. Так человек, обладающий perfectibilité, не просто способен к работе над собой, но, совершенствуя свои ...
Добавлено: 10 июля 2019 г.
Руткевич А. М., Вопросы философии 2019 № 12 С. 118-131
В статье проводится мысль о том, что для А. Кожева на протяжении
его курса «Введение в чтение Гегеля» центральной фигурой являлся
«гештальт» интеллектуала. Автор статьи подчеркивает: начало перехода от отношения господства и рабства к буржуазному миру Кожев видит уже в поздней Римской империи, а в Новое время мы имеем дело
с преобладанием буржуа как человеческого типа. Интеллектуал Кожева ...
Добавлено: 18 декабря 2019 г.
Рябушкина Т. М., Вопросы философии 2023 № 6 С. 104-115
Работа посвящена проблеме генезиса сознания с позиции трансцендентальной эпистемологии и направлена на выявление условий возможности познания, в зависимости от которых формируются структуры сознательного опыта, как общие, так и определяющие разнообразие конкретных предметов. Трансцендентально-феноменологическая рефлексия об имманентных сознанию способах организации опыта не позволяет решить проблему осмысления познания как отношения познающего субъекта к иному, существующему независимо от ...
Добавлено: 7 апреля 2023 г.
Рябушкина Т. М., Антиномии 2015 Т. 15 № 1 С. 28-44
Идея пререфлексивного самосознания – ответ на трудности классической (рефлексивной) теории самопознания, связанные с поиском источника сознания, который не может быть дан в самом опыте. Можно ли говорить о существовании классической модели трансцендирования опыта? Если да, то в чем ее суть и принципиальные трудности? Позволяет ли идея пререфлексивного самосознания выработать альтернативу классической модели?
Результатами рефлексии о сознании ...
Добавлено: 14 марта 2015 г.
Любимов С. Е., В кн. : Философия как исследование и образ жизни. Материалы XXIII Всемирного философского конгресса (Philosophy as Inquiry and Way of Life), 4–10 августа 2013 г., Афины, Греция. : [б.и.], 2013.
Данная статья посвящена одной из наиболее интересных философских традиций в Европе: теме идолов. В ходе работы будет рассмотрен путь, который прошла эта традиция. Начиная с Фрэнсиса Бэкона и заканчивая Фридрихом Ницше, этот путь занимает около 4 – х веков. Путь этот был долог и витиеват. Если первоначально идолы были «призраками познания», то начиная с XIXв., ...
Добавлено: 12 декабря 2013 г.
Носачев П. Г., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2020 № 91 С. 148-153
Рецензия на книгу Partridge, Christopher. High Culture: Drugs, Mysticism, and the Pursuit of Transcendence in the Modern World. Oxford, N. Y.: Oxford University Press, 2018. ...
Добавлено: 14 ноября 2020 г.