• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

The choice of lobbying strategy: direct contacts with officials or mediation via business associations

Govorun A. V.
Влияние лоббистской деятельности на экономический рост и благосостояние широко освещается в литературе. В одном случае лоббирование рассматривается как частный случай рентоориентированного поведения, негативными последствиями которого могут являться перераспределение активов от более эффективных производителей к более эффективным лоббистам, дополнительные расходы для фирмы, связанные с лоббистской деятельностью, и использование части ресурсов компаний для лоббистской, а не для производственной деятельности. Лоббирование может привести к формированию формальных норм и правил, являющихся выгодными небольшому кругу лиц в ущерб остальным. Тем не менее, некоторые ученые приводят аргументы в пользу того, что при некоторых условиях лоббирование может быть полезным с точки зрения общества в целом, или, по крайней мере, позволить достичь second best оптимальности. То, как в какой форме протекает лоббистская деятельность, должно определять ее итоговый результат. Несмотря на то, что большое число исследований посвящено поведению лоббистов в рамках той или иной стратегии, относительно немного работ рассматривает, как лоббисты выбирают между несколькими возможными стратегиями поведения. В рамках данного исследования делается попытка описания мотивов российских компаний при выборе конкретного способа лоббирования. В качестве эмпирической базы используются результаты опроса около 1000 фирм, проведенного Высшей школой экономики и Левада-Центром в 2010 году. При этом акцент делается на двух наиболее распространенных стратегиях компаний – на прямых контактах с представителями власти и на лоббировании через ассоциации бизнеса. Были получены следующие результаты. Во-первых, данные свидетельствуют о том, что различные каналы лоббирования скорее дополняют друг друга, нежели являются альтернативными стратегиями. При этом руководители компаний, имеющие личные связи во властных структурах, чаще действуют напрямую, в то время как к использованию ассоциаций чаще прибегают в случае проблем с доступом к представителям власти. Во-вторых, сравнение эффективности различных каналов показывает, что более распространенные способы лоббирования также являются более эффективными, а эффективность использования ассоциаций очень близка к эффективности лоббирования через прямые контакты с представителями власти. Наконец, данные свидетельствуют в пользу того, что те фирмы, которые взаимодействуют с чиновниками напрямую, сообщают о более высоком риске попадания под контроль представителей властных структур.