• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Препринт

Closing the Skills-Jobs Gap: Russia and China Compared

Работодатели по всему миру жалуются на нехватку квалифицированных работников.  В то же время, учебные заведения среднего профессионального образования зачастую являются «мостами в никуда».  И социальное и экономическое развитие страдает от этой проблемы.  Если системы техническо-профессионального обучения работают неэффективно, они или выпускают работников, квалификации которых плохо соответствуют требованиям рынка труда, или воспроизводят существующее социально-экономическое расслоение.  Экономическое неравенство подрывает способность образовательных учреждений предоставлять молодежи равные возможности для приобретения навыков, востребованных на рынке труда.  Как следствие, общество разделяется на высококвалифицированный, высокооплачиваемый слой и низкоквалифицированный, низкооплачиваемый.  Данная проблема становится все более острой в связи с процессами глобализации и автоматизации.  Поэтому много экспертов и государственных деятелей призывают к более тесному сотрудничеству между работодателями и учебными заведениями в целях повышения качества и эффективности среднего профессионального образования.  Они стремятся применять элементы так называемой системы «дуального образования», используемой в Германии и некоторых других европейских странах.  Однако построение эффективных партнерств между работодателями и учебными заведениями требует решение двух дилемм коллективного действия: координирования интересов предприятий в сфере профессиональных стандартов и учебных программ, и установления сотрудничества между работодателями и учебными заведениями.  В данной работе представляется типология таких партнерств.  Представленная схема состоит из двух осей: «глубина» и «широта»  Глубина означает затратность вклада в партнерство со стороны работодателей, не столько в отношении материальных ресурсов, сколько в отношении затрат усилий и времени со стороны персонала предприятия.  Широта означает охват организационных партнеров: чем больше партнеров, тем больше широта.  Обзор существующих практик в разных странах указывает, что существует некоторое противоречие между широтой и глубиной партнерств: нельзя максимизировать и ту, и другую.  Китай и Россия являются крупными государствами со значительными различиями между регионами.  Поэтому на основе сравнения России и Китая можно анализировать те условия, которые способствуют внедрению широких или глубоких форм партнерств между работодателями и учебными заведениями в целях повышения качества и эффективности профессионально-технического образования.  Исследование приходит к выводу, что инициативы со стороны государства, которые мобилизуют существующие ресурсы предприятий и учебных заведений в интересах сотрудничества между ними, способствуют формированию эффективных институтов для решения коллективных дилемм.