Что получится, если смоделировать судьбы вождей
Как отметил во вступительной речи ведущий встречи Дмитрий Бак, Драгунский сменил множество профессий (художник, филолог, драматург, журналист, политик), но его деятельность всегда носила аналитический характер, и он никогда не боялся затрагивать «взрывоопасные» темы — проблему межэтнических связей, национального самосознания, российской идентичности и социального проектирования.
Сейчас Драгунский занялся литераторством, поскольку, по его словам, «политику и экономику формирует общество, а общество, в свою очередь, наиболее характерно выражается в литературе». Начался его писательский путь в 2007 году с опубликования нескольких мини-рассказов в интернет-блоге, в 2009 году вышел в свет первый сборник рассказов под названием «Нет такого слова». С тех пор было опубликовано десять книг Драгунского, о последней из которых он подробно рассказал на встрече в ВШЭ. Это повесть «Архитектор и монах», она написана в жанре альтернативной истории и основана на том факте, что в 1913 году Гитлер и Сталин одновременно находились в Вене и могли бы познакомиться. Книга приводит к выводу о том, что, хотя жизнь отдельного человека не предопределена, судьба государства и народа предначертана.
Драгунский опроверг доводы одного из слушателей, Петра Филиппова, приводившего в качестве контраргументов реформы отдельных ярких политических деятелей, таких как Михаил Саакашвили в Грузии и Ли Куан Ю в Сингапуре. «Реформы Саакашвили уже получили обратный ход, а что касается Сингапура — как сказал один мой коллега, хорошо заниматься макроэкономикой на уровне микропопуляции», — парировал писатель.
Разговор коснулся и национальной идентичности. «Этнос существует, прежде всего, в рамках племени. Как только появляется естественная географическая граница (например, необходимость переправы через реку) — возникают и национальные различия», — заявил писатель. На вопрос о возможном самоопределении Чечни Драгунский ответил, что, несмотря на высокий уровень национального самосознания, у Чечни нет достаточных геополитических, экономических и популяционных предпосылок для того, чтобы стать самостоятельным государством. При этом Драгунский отверг приведенную ведущим вечера аналогию с проблемой автономии Польши, существовавшую в девятнадцатом веке, сославшись на то, что Польша до вхождения в состав Российской Империи имела долгую историю самостоятельной государственности, и меньшее число представителей этноса было распыленно по территории России.
То, что предопределено ходом истории и общественных процессов, неизбежно. Однако судьба отдельного человека по большей части все же в его руках.
Говоря о проблеме развития антипиратского законодательства и повсеместного распространения электронных книг, Драгунский отметил, что является сторонником свободного доступа к произведениям. «Антипиратские меры технически не приводят к нужному результату. Сколько прожила Россия без сайта Rutracker? Часа полтора? Кроме того, число скачиваний, как показывает практика, наоборот увеличивает продажи печатного тиража книги. Электронные и печатные книги друг другу не мешают, равно как и электронные и традиционные СМИ. Это не хорошо и не плохо, это так. То, что предопределено ходом истории и общественных процессов, неизбежно. Однако судьба отдельного человека по большей части все же в его руках», — так «закольцевал» дискуссию в ВШЭ Денис Драгунский.
Мария Глазырина, студентка третьего курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ
Фото Павла Ососова