«Культурная политика не может быть одна на всех»
9 декабря в Вышке прошла встреча из цикла «Важнее, чем политика», ее гостем стал публицист, телеведущий, прозаик и кинодокументалист Александр Архангельский*, ординарный профессор ВШЭ. Именно он семь лет назад вместе с научным руководителем ВШЭ Евгением Ясиным стоял у истоков этого цикла и был его ведущим. Теперь он вернулся — уже в качестве почетного гостя семинара, — чтобы поразмышлять о том, что с тех пор изменилось.
Как все начиналось
«Творческие встречи, ставшие потом регулярными, начались с лекции Людмилы Улицкой*, русской писательницы, сценариста и первой женщины, которая стала лауреатом премии «Русский Букер». Помню, что мы обсуждали ее роман «Даниэль Штайн, переводчик» и тогда я произнес: «Если бы кто-нибудь сказал мне в студенческие годы, что я буду говорить об общественной значимости литературного произведения, я бы побил этого человека довольно больно». Потому что давление эпохи того времени требовало, наоборот, забыть про общественную значимость. Ведь что такое общественная значимость? Партийность, народность, классовость. Но ведь искусство всегда выше, чем какое-либо его практическое применение.
В 2007 году мы дошли до жизни такой, что общественное звучание оказалось важным. И тогда была выдвинута гипотеза о том, что есть вещи важнее, чем политика. И это культура в широком смысле слова, вся сеть общественных институтов, которые отвечают за производство смыслов. Тогда мы подумали, что если к светлому будущему и есть какой-то ключ, то он находится не в экономике как таковой или политике, а в человеческой голове и в сердце, все остальное — мотивации.
Нам тогда казалось, что можно предложить какую-то внятную стратегию в области культурной политики, которая позволит двигаться не только в сфере культуры, но и в других областях. Прошло семь лет, и за это время переменилось очень многое».
Зачем это нужно
«В эпоху моей юности (а это были 1980-е годы) страна увязла в трясине, из которой, казалось, не было выхода, но экономисты, как ни странно, начали проговаривать будущее, и когда все рухнуло, им было, что предложить. Мой круг, за редким исключением, будущего не проговаривал, считалось, что свободолюбивые писатели пишут романы только в стол.
Мне кажется, что сегодня мы попали в ту точку, когда нужна не стратегия, а постоянное проговаривание нашего будущего. Проектов такого рода, как наш — «Важнее, чем политика» — должно быть больше. Они не пригодятся для того, чтобы вынуть документ и положить его на стол чиновнику, но в какой-то момент иной тип общественного устройства, иной тип общественных отношений и иной тип культурных моделей будет востребован. И поскольку мы не знаем, в какой момент это случится, мы должны работать над этим постоянно.
Вообще говоря, никакой одной-единственной культурной политики быть не может. Их должно быть много, для разных слоев, групп, городов, традиций. И такое сложное взаимодействие разнородных моделей и есть ответ на вызов будущего.
Сегодня мы должны думать, что будет потом. Помните, был такой советский фильм «В шесть часов вечера после войны». Не стоит питать иллюзий: когда настанет это счастливое время «после войны», все будет не так, как мы предполагаем. Но разминать мысль, держать ее в разогретом состоянии — задача гуманитарной части нашего общества».
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Фото Михаила Дмитриева
* Людмила Улицкая и Александр Архангельский включены Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.