• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Телевидение, потерявшее умных зрителей

2 ноября героем очередной встречи в рамках цикла семинаров «Важнее, чем политика», организуемых Высшей школой экономики и Фондом «Либеральная миссия», стала Ирина Петровская, известный журналист и телекритик.

Ирину Петровскую не без основания называют главным российским телекритиком. Она одной из первых стала писать о телевидении, пришедшем на смену советской пропаганде, сама была автором и ведущей телевизионных программ, в том числе дискуссионного «Пресс-клуба», была избрана телеакадемиком и вошла в состав жюри премии «ТЭФИ», а в последние годы, помимо авторских колонок в печатных изданиях, ведет «телевизионную» программу на радио «Эхо Москвы».

При этом на телевидении в своих текстах Ирина Петровская не замыкается — телевизор для нее служит лишь инструментом, позволяющим в ином ракурсе взглянуть на общественно-политические, социальные и культурные процессы, формирующие лицо современной России. Да и от неофициальной цензуры телевизионный экран защищает, поскольку позволяет говорить об образах, создаваемых и воспринимаемых благодаря телевидению, без перехода на личности.

Так или иначе, Ирина Петровская имеет репутацию журналиста если не оппозиционного, то уж точно либерального. Она аккуратно, но четко и открыто расставляет акценты и позволяет себе определять нынешнему телевидению и его «кураторам» диагнозы, не ограничиваясь ритуальными причитаниями о «разлагающей молодежь» программе «Дом-2». Так, по мнению Ирины Петровской, телевидение в деле «деформирования общественного сознания» в последние годы чрезвычайно преуспело, причем методы «обработки» телезрителей становятся «все более наглыми и переходящими в фарс».

В качестве наглядных примеров Ирина Евгеньевна привела сказочные истории о путешествии на «Ладе-Калина» из Хабаровска в Читу, поднятии амфор со дна Черного моря и прочих свершениях «двух комбайнеров». Нелепость и смехотворность таких постановок вроде бы должны понимать все, но, раз они воспроизводятся, значит, находят свою аудиторию, констатирует Петровская.

Ординарный профессор ВШЭ, тележурналист Александр Архангельский*, присоединяясь к разговору на встрече в ВШЭ, заметил, что эффективность столь топорных методов пропаганды связана с триумфом массового постмодерна, частью которого является пародийный эпос. «Но пародийный эпос все равно остается эпосом», уверен он. Следовательно, и его герои, несмотря на всю комичность ситуации, предстают исключительно в выгодном свете.

Встреча с Ириной Петровской в рамках цикла семинаров «Важнее, чем политика», организуемых Высшей школой экономики и Фондом «Либеральная миссия»
Встреча с Ириной Петровской в рамках цикла семинаров «Важнее, чем политика», организуемых Высшей школой экономики и Фондом «Либеральная миссия»
«В новой российской истории был очень короткий период, когда зрители по-настоящему доверяли институту телевидения», — считает Ирина Петровская. На ее взгляд, именно в этот период, совпавший со временем проведения самых жестких социально-экономических реформ, у власти был шанс выйти на телевизионную площадку для обстоятельного разговора с растерянными гражданами — и этот шанс государство не использовало. Зато нынешнее государство шансов не упускает, заключив с телеканалами своего рода сделку — политическое вещание полностью контролируется, но в остальном эфире делать можно все, что душе угодно. Точнее, не душе, а другим человеческим органам и инстинктам.

На встрече в Вышке Ирина Петровская не раз обращалась к нашумевшему выступлению генерального директора «Первого канала» Константина Эрнста на международной телеконференции в Каннах. В своей французской речи Эрнст отметил, что главная угроза телевидению придет не со стороны интернета (Ирина Петровская также подчеркнула, что активная интернет-аудитория в России еще долго будет оставаться крайне незначительной по сравнению с телевизионной). Основную проблему телевизионные начальники видят в бегстве с массовых на нишевые каналы «качественных» зрителей — образованных, достаточно молодых и хорошо зарабатывающих. Как вернуть «качественную» аудиторию, сбежавшую подальше от бесконечных криминальных программ, сделанных на коленке сериалов и так называемых ток-шоу? И как поднять зрительскую планку, над опусканием которой сами каналы трудились много лет?

Вопросы риторические, тем более что, по мнению Ирины Петровской, тяга массы людей ко всему, что «ниже пояса», гораздо сильнее тяги к прекрасному. Зрители получают то, что заслужили, но не желают себе в этом признаваться, предпочитая лукавить. И при этом стыдятся своих истинных вкусов. Две самых популярных их отговорки можно сформулировать так: «Я телевизор не смотрю, но возмущен тем, что показывают» и «Я смотрю только канал "Культура"». Однако маленький повод для оптимизма у борцов за качественную аудиторию есть — удалось же собрать очень хорошие рейтинги, казалось бы, совсем неформатному «Подстрочнику» с потрясающей Лилианной Лунгиной. Вот только фильм этот до зрителя добирался десять лет…

Во многих странах качественная, но ориентированная на массового зрителя телепродукция выходит в эфир с помощью общественного телевидения. Его концепция обсуждается в России на протяжении двадцати лет…

Очередной виток дискуссии задал глава президентского совета по правам человека, бывший министр печати Михаил Федотов. Но Ирина Петровская считает, что окно возможностей для создания общественного телевидения в России закрылось.

«Общественное телевидение в мире вообще-то существует на том месте, где у нас государственное, — пояснила Ирина Петровская. — Для того, чтобы оно существовало, нужно, помимо принятия специального закона, как минимум невмешательство государства в его деятельность. Сегодня мы вместо общественного телевидения получим в лучшем случае очередную имитацию. Назвать-то мы ее сможем как угодно, а на деле все будет то же, что и прежде».

С тем, что время упущено, согласился и Александр Архангельский*, заметивший, что «Федотов прав в идеале, но мы живем в реальности, где никто из зрителей все равно не собирается платить за общественное телевидение».

А вот научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин, также выступивший на встрече, полагает, что шансы на создание независимого телевидения не упущены окончательно и бесповоротно: «Я считаю, что просто от нас ушел один автобус, но обязательно придет другой».

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

* Александр Архангельский включен Минюстом в реестр иностранных агентов.