Россия и Германия: как не сжечь мосты
В книге 85-летний Ганс-Дитрих Геншер, бывший министр иностранных дел Германии, и 34-летний Кристиан Линднер, председатель партии немецких либералов, ведут диалог, в котором стремятся навести мосты между либералами двух поколений. Они несколько по-разному смотрят на мир, но оба считают, что «принятие индивидуальной и коллективной ответственности — наиболее гуманный принцип свободы при формировании общества граждан».
Предисловие к русскому изданию книги тоже написано в форме дискуссии между двумя поколениями: 33-летний Юлиус фон Фрайтаг-Лоригховен, руководитель Московского бюро немецкого либерального Фонда Фридриха Науманна, ведет беседу с 80-летним бывшим министром экономики России, научным руководителем НИУ ВШЭ Евгением Ясиным. Из этой беседы становится понятным, почему Фонд «Либеральная Миссия» и Фонд Фридриха Науманна решили издать в России эту книгу.
Наводить мосты между Германией и Россией приверженцы либеральных взглядов на мир продолжили и за круглым столом в Вышке. «Мы, германские либералы, заинтересованы в том, чтобы продолжать наводить мосты не только между поколениями, но и между нашими странами, — отметил депутат Бундестага 2002-2013 годов Райнер Штиннер. — В связи с этим меня несколько расстроило, что некоторые германские политики приняли решение отказаться в этом году от участия в форуме «Петербургский диалог», который изначально планировался как разговор гражданских обществ России и Германии. Я полагаю, что как раз в сложные времена (а они сейчас сложные) важно искать партнеров по диалогу, чтобы подчеркнуть наши принципы».
Народы ЕС и России судьбоносно связаны друг с другом. Русские — это европейский народ. И на восточной границе Польши начинается Восточная Европа, а не Западная Азия
«Народы ЕС и России судьбоносно связаны друг с другом. Русские — это европейский народ. И на восточной границе Польши начинается Восточная Европа, а не Западная Азия», — зачитав эту цитату из Ганса-Дитриха Геншера, Райнер Штиннер добавил, что на сегодня единственная перспектива для России — в большей степени становиться частью Европы. «Я убежден, что в 2040-2050 годах мир будет многополярным и не одна европейская страна, в том числе и Германия, не смогут принимать серьезные решения в одиночку», — подчеркнул Штиннер.
В книге Геншер, в частности, пишет о пути, который преодолела Германия после Второй мировой войны: от тотального морального самоуничижения к обретению нового доверия в Европе и мире. И первое, что лежало в основе немецкого «чуда» — принципиальная и безальтернативная приверженность свободе, демократии, защите прав и достоинства человека. Что мешает России после падения коммунистического режима выбрать такую дорогу?
Участники круглого стола предлагали различные ответы на этот вопрос. В частности, по мнению старшего научного сотрудника Института фундаментальных междисциплинарных исследований ВШЭ Алексея Захарова, главными угрозами для демократического выбора в сегодняшней России являются, с одной стороны, пессимизм элит относительно способности российского народа к самоуправлению, а с другой стороны, отсутствие у граждан политических свобод. Несовершенная судебная система, вольная трактовка избирательного права и монопольный контроль над средствами массовой информации — все это сужает возможности общественного волеизъявления. Еще одна проблема России, считает Захаров, — зацикленность на внешней, а не внутренней политике, в то время как либеральная экономическая повестка предполагает приоритет внутренней политики.
«В последнее время по понятным причинам в отношениях между Россией и ЕС произошли драматические изменения, — отметил во время обсуждения книги Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен. — Однако я полагаю, что политика германского федерального правительства в отношении России в принципе является верной». Как в целом правильную расценивает политику ЕС и Евгений Ясин.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Захаров Алексей Владимирович
Старший научный сотрудник Института фундаментальных междисциплинарных исследований
Ясин Евгений Григорьевич
Научный руководитель ВШЭ
Ганс-Дитрих Геншер