Леля А. А., Semenov I. N., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 2А С. 5-27
Неотъемлемой частью развития современной франкоязычной психолого-педаго - гической науки является исследование проблематики рефлексии. В силу исторически сложившейся специфики французского гуманитарного знания, а именно его развития в рамках философского категориального и методологического аппарата, в данной статье анализу подвергаются не только современные изыскания по данной тематике, но, прежде всего, фундаментальные труды Александра Марка и Жана Пиаже, опреде ...
Added: October 9, 2017
Semenov I. N., Двоеглазова М. Ю., Мир психологии. Научно-методический журнал 2011 № 2 С. 131-143
The problematic of self-organising and development of a person in formation is analyzed in the article from the point of systematic and methodological and reflective-psychological positions. The role of reflexion in self-organisation of students is studied, various levels of a self-reflexion are differentiated, and their interaction as the backbone factor of self-organising of consciousness of ...
Added: December 8, 2012
Semenov I. N., Практична психологiя та соцiальна робота 2012 № 1 С. 53-58
В статье анализируется развитие профессиональной деятельности российско-украинского ученого В.П.Зинченко в области философии, психологии, педагогики. Дифференцируются и квалифицируются этапы развития его жизнедеятельности, а также характеризуется инновационный вклад в современную психологию сознания, рефлексии и творчества ...
Added: November 28, 2012
Levina T., Артикульт 2015 № 3 С. 18-28
Revolutionary in art, Malevich left reach theoretical legacy behind, that often differenciates from an image, that have been made about him. Theoretical tractate “Suprematism. World as non-objectivity or eternal peace” have been written after suggestion of Mikhail Gershenzon to write down philosophical ideas appeared in the mind. In this tractate Malevich revealed himself as a ...
Added: January 28, 2016
Zhukova O., Инновационное развитие профессионального образования 2013 № 2 С. 14-20
Курс философии входит в базовую часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Философия является посредником (медиатором) между гуманитарными и математическими науками. В системе вузовской подготовки философия не только способствует расширению гуманитарного кругозора студентов, но и формирует мышление. Она создает интеллектуальный алгоритм для постановки и решения сложных профессиональных задач: исследовательских, творческих, управленческих, коммуникативных, проектных. ...
Added: February 15, 2014
Semenov I. N., Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования 2017 Т. 6 № 5А С. 24-48
В статье выделяются ключевые вехи жизнетворчества крупного российского методолога и психолога Н.Г. Алексеева и линии взаимодействия с последователями, характеризуются направления развития научных трудов его и учеников. На рубеже ХХ- ХХI вв., помимо традиционного внутри- и междисциплинарного развития науки, в ней возникают инновационные трансдисциплинарные области знания. Одной из них является комплексная полифункциональная рефлексивно-деятельностная педагогическая психология. Она ...
Added: December 25, 2017
Shadrikov V., Психология. Журнал Высшей школы экономики 2012 Т. 9 № 4 С. 133-144
В статье анализируются различные подходы к определению рефлексии и рефлексивности. На материале овладения интеллектуальными операциями показана роль рефлексивности в развитии способностей. Приводятся результаты исследования роли рефлексивных механизмов в развитии познавательных способностей. ...
Added: August 5, 2013
Mills C. W., Социологическое обозрение 2012 Т. 11 № 1 С. 84-98
In this early paper C. Wright Mills tries to ground the possibility for the study of thinking (including logical) from the perspective of sociology of knowledge. Following G.H. Mead, he shows that thinking is a social process because every thinker converses with his or her audience using the norms of rationality and logicality common to ...
Added: December 25, 2012
Semenov I. N., Мир психологии. Научно-методический журнал 2013 № 4 С. 81-97
The problem of the educational environment is in a complex analyzed for the first time from interdisciplinary positions of interaction of reflexive psychology, reflexive pedagogics, refleakmeology in methodological, historical and scientific, theoretical, methodical, organizational and practical aspects. The concept «reflexive the developing educational environment» which makes - with system of other reflexive and scientific concepts ...
Added: March 19, 2014
Морен Э., M. : -, 2013
«Метод» – главное сочинение выдающегося французского философа и социолога, известного своими трансдисциплинарными исследованиями и отстаивающего необходимость реформы мышления, радикального изменения метода познания, чтобы постигнуть сложность реального мира, приблизиться к раскрытию глубинной тайны вещей. В настоящем издании с позиции общей теории систем и современной теории самоорганизации излагаются оригинальные воззрения автора на природу сложных формообразований и человека, ...
Added: November 18, 2013
Gorbatova Y. V., Философия. Журнал Высшей школы экономики 2018 Т. 2 № 4 С. 167-178
В этой работе автор анализиурет замечания и идеи своих коллег, высказанные в процессе панельной дискуссии. Работа не подводит итоги, но, скорее, рассматривает вновь открывшиеся перспективы для более глубокого обсуждения и обдумывания тем, заданных фокусной статьей и ответами на нее. ...
Added: January 10, 2019
Ezhova E. A., В кн. : Философия. Язык. Культура. Вып. 5.: СПб. : Алетейя, 2014. С. 303-314.
В тесной темнице красны девицы без нитки без спицы вяжут вязеницы (Русская пословица). ...
Added: October 22, 2014
Лубовский Д. В., Titov A., Проблемы современного образования 2020 № 5 С. 229-239
This article describes a pilot study of the theoretical thinking of primary school students in conditions of educational cases solving. The cases are based on the math concept of the multiplicity of numbers. The study hypothesizes that students can transfer the solving principle of a mathematic case to a game case in specially organized conditions of ...
Added: December 21, 2021
Khromova E., Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина 2017 № 1 С. 223-233
В статье описываются наиболее значимые подходы в исследовании феномена "менталитет", изучение которого продолжает привлекать учёных-гуманитариев уже продолжительное время. Предпринята попытка точнее определить природу и сущность данного явления в системе родственных понятий духовной культуры. ...
Added: November 9, 2017
Sirotin V., Нарциссова С. Ю., Юридическая психология 2016 № 1 С. 21-27
In the paper, we consider the psychological features and ways of thinking of lawyers and managers. Describing the mental difference of the representatives of these professions on the base of meaningful analysis, we provide the results of the empirical study. The study is focused on the cognitive-style peculiarities of students enrolled in «jurisprudence» and «management». ...
Added: November 2, 2016
М. : Когито-центр, 2015
В последние десятилетия в науке происходят принципиальные изменения, связанные, согласно В.С.Степину, со становлением постнеклассического этапа ее развития. Не принимая во внимание этих изменений, мы рискуем упустить из виду принципиальные изменения в науках об управлении. В этой связи в центр внимания X международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» поставлены актуальные проблемы рефлексивных исследований в контексте постнеклассической ...
Added: November 26, 2015
Shadrikov V., Мир психологии. Научно-методический журнал 2017 № 4 (92) С. 11-21
Исходя из понимания мысли как потребностно$эмоционально$содержательной субстанции, в которой находит выражение связь образа предмета и его признака, в статье с позиции культурно-исторической психологии рассматривается эволюция мышления человека и появления слова. Показывается, что истоки человеческого мышления связаны с высокой сенсорной дифференциацией. Выделяются два типа мышления: протомышление, опирающееся на мысли, не оформленные в слове, и собственно мышление ...
Added: February 20, 2018
Shadrikov V., Образование и саморазвитие 2015 № 3 (45) С. 3-10
The work deals with fundamental questions: "What is thought?" And "How is the thought presented in the cognitive
processes and their results: images, ideas, imagination, speech, consciousness?" The paper analyzes the unity, identity and continuity of these results from the content, reflected-conjugated in thought, in a specific subject knowledge. ...
Added: January 11, 2019
Kazun A. D., Экономическая социология 2022 Т. 23 № 2 С. 91-117
The article provides an overview of the literature on conspiracy thinking. Although there is no consensus on the definition of this concept, as a rule, researchers pay attention to the following similar aspects: belief in secret and covert actions, a group of interested persons influencing world processes or hiding information about something, the false or ...
Added: April 1, 2022
Semenov I. N., В кн. : ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Т. 1.: М. : Когито-центр, 2015. С. 171-175.
В работе проанализированы жизненный путь и научно-организационная деятельность крупного российского ученого-гуманитария М.Г.Ярошевского. Предложена периодизация его жизнедеятельности и охарактеризованы достижения в развитии истории, методологии и теории психологии, а также в создании науковедения общей психологии научного творчества и социальной психологии науки. ...
Added: November 13, 2015
Semenov I. N., Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова 2014 № 4
В статье анализируется творческий путь и научная, педагогическая, организационная и государственная деятельность одного из крупнейших современных российских психологов и педагогов В.Д.Шадрикова. На фоне анализа развития отечественной психологии второй половины ХХ в. и начала ХХI вв. характеризуется вклад научных трудов В.Д,Шадрикова в общую, педагогическую и психологию труда, а также в организационно-методическое обеспечение оптимизации и реформирование системы ...
Added: December 20, 2014
Kolubelova V. A., В кн. : Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в неязыковых вузах (материалы Межфакультетской научно-методической конференции). : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 299-308.
В данной статье рассматриваются важные для современного общественного развития вопросы, связанные с практической коммуникативной деятельностью: воспитанием, образованием, общением людей в условиях стремительного развития информационных технологий и увеличения информационных потоков. В ней обосновывается актуальность материалистической трактовки основополагающих понятий «сознание» и «язык» как основы коммуникативной деятельности, подчёркивается, что эти понятия являются предметом исследования не только философии, но ...
Added: July 4, 2012
Мартынов А. И., Корсакова Н. К., Остроумова О. Д. et al., В кн. : Кардиология, основанная на доказательствах. Российский национальный конгресс кардиологов, Москва, 10-12 октября 2000 г.: тезисы докладов. : М. : [б.и.], 2000. С. 277.
Added: August 1, 2014
Titov A., Педагогика и психология образования 2020 № 1 С. 180-197
This article describes and analyzes essential philosophical and psychological approaches to define thinking. Also, this paper considers views and opinions of Russian and Western researchers on thinking in the context of psychological and educational issues. There is an attempt here to describe main ways of studying thinking. Basic ideas of researchers are considered in the field of philosophy of ...
Added: December 21, 2021