• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Бизнес-образование высшей ступени (МВА) и российская деловая среда

Как известно, специфическая особенность бизнес-образование МВА как социального института – его абсолютная зависимость от запросов и платежеспособности слушателей. В отличие от диплома вуза, получение диплома МВА в России практически не имеет самостоятельного (символического) значения («диплом ради диплома»). Бизнес-образование МВА, по сути своей, призвано отвечать на потребности практики и на платной основе помогать людям, уже имеющим опыт ведения бизнеса (причем, как правило, успешный), добиваться еще большего делового успеха в той бизнес-среде, какая имеется, даже если последняя, как в случае с Россией, пока весьма далека от цивилизованных стандартов.

В чем же конкретно проявляются вызовы, с которыми российский институт бизнес-образования высшей ступени (МВА) сталкивается сегодня? В какой бизнес-среде функционируют его слушатели, реальные и потенциальные? Какие сдвиги в ней подталкивают, а какие тормозят их выход на рынок бизнес-образо­вания? Какие задачи предприниматели и менеджеры хотят решить в этой среде, опираясь на ресурс бизнес-образования? Наконец, проявляются или нет в этих вызовах, наряду с ситуацией «здесь и сейчас», какие-то общемировые тенденции долговременного характера, вроде превращения образования в важное конкурентное преимущество индивидов и национальных экономик, необходимости перехода к системе непрерывного образования («life long learning»), роста значения его практической направленности и пр.?