?
Персонажи Платона: к проблеме жанровой предыстории диалога
С. 251-253.
Гусейнов Г. Ч.
Диалоги Платона как беседы в загробном царстве. Самоубийцы среди участников диалога. Анахронизмы и особенности философских "переговоров" после свершившихся несчастий в земной жизни персонажей. Троякая перспектива диалогов ("Парменид", "Пир" и др.): как оправдание Сократа и поминальный дар от ученика; как суд над мертвецами, некогда строившими козни друг другу, а теперь примиренными смертью; как установление более авторитетной истины, чем доступна в земной жизни.
В книге
Concilium Eirene XVI. Proceedings of the 16th International Eirene Conference, Prague 31.8.-4.9.1982
Vol. XVI. Issue 1-3. , Prague : Kabinet pro studia řecká, římská a latinská ČSAV, 1983
Dmitry Kurdybaylo, Kurdybaylo I., ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2022 Vol. 16 No. 2 P. 493-505
Добавлено: 1 октября 2022 г.
Гусейнов Г. Ч., М. : Искусство, 1988
Реконструкция биографии греческого комедиографа Аристофана на фоне политической и культурной жизни Афин конца V -начала IV в. до н.э. ...
Добавлено: 16 апреля 2013 г.
Прокопов К. Е., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2019 Т. 19 С. 17-35
Традиционное толкование последних слов Сократа в платоновском «Федоне», идущее от неоплатонических комментариев и наиболее известное в изложении Ф. Ницше, заключается в аллегорическом выражение идеи, что жизнь — это болезнь, а смерть — благо, и Сократ просит принести жертву Асклепию, который исцелил его от недуга жизни. Современный status quaestionis, однако, далек от признания этого чтения как ...
Добавлено: 10 июня 2019 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2006 № 2 С. 166-176
Окончание публикации, начатой в предыдущих номерах (2005. №№ 5, 6; 2006, № 1). Приводятся десятое-одиннадцатое "письма Сократа Платону". В десятом письме Сократ пытается рассказать, какие мысли приходят ему в голову в последние дни жизни: понять природу и назначение человека. Одиннадцатое письмо "датируется" кануном казни. В нем Сократ говорит о том, что перестал верить в обоснование ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2006 № 1 С. 134-146
Продолжение публикации, начатой в ОНС (2005. №№ 5, 6). Приводятся пятое-девятое "письма Сократа Платону". В них Сократ объясняет, почему он так заносчиво вел себя на суде, говорит о том, что его обвинители не способны на серьезное противоборство в достойной дискуссии. Дается объяснение причин, по которым Сократ отказывается бежать. В девятом письме содержатся рассуждения Сократа о ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Алиева О. В., , in : Socratica III. : Academia Verlag, 2013. P. 128-139.
The scope of this paper is to enquire into the nature of the so called ‘Socratic protreptic’. P. Harlich (1889) and K. Gaiser (1959) suggested that the ‘Socratic protreptic’ was a kind of transitional form from sophistic presentations to early Plato’s dialogues. Diogenus Laertius only mentions the protreptics of Antisthenes (VP VI. 2) and Aristippus (VP II. 85), but ...
Добавлено: 13 ноября 2013 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2005 № 6 С. 128-134
Продолжение публикации, начатой в предыдущем номере. Приводятся второе-четвертое "письма Сократа Платону". Во втором письме Сократ объясняет, почему он отказался от защиты Лисия на суде и решил защищаться сам. Он расценивал свое последнее выступление на суде как завещание человечеству – нынешнему и будущему. Кроме того, у него никогда не было такой большой аудитории сограждан, пришедших послушать ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Павлов А. В., Социологическое обозрение 2022 Т. 21 № 1 С. 264-283
Статья посвящена историко-философскому исследованию книги «Город и человек», опубликованной политическим философом Лео Штраусом в 1964 году. Автор, осно¬вываясь на большом количестве материала, пытается ответить на вопрос о том, какое место занимает книга в творческом наследии Штрауса, а также предлагает собствен¬ное прочтение данной работы. Отмечая, что «Город и человек» по большей части счи¬тается маргинальной в сравнении ...
Добавлено: 28 октября 2022 г.
Павлов А. В., Логос 2012 № 3 С. 207-215
Статья представляет собой рецензию на книгу «Южный парк и философия. Толстый, длинный и всепроникающий» (М.: Эксмо, 2012). Автор описывает современное состояние популярной культуры, которая с каждым годом становится все более интеллектуальной, однако отмечает и побочные продукты этого процесс. К таковым продуктам автор относит и рецензируемую книгу, считая ее бесплодной и неудачной попыткой синтезировать умное шоу ...
Добавлено: 9 февраля 2013 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2005 № 5 С. 109-117
Форма статьи представляет собой эссе, в котором сочетаются философские и художественные начала. Автор рассуждает о тайне, которую несколько поколений философов, политических мыслителей пытались разгадать, - это суд над Сократом. Самое странное и загадочное, по мнению автора, - поведение Сократа на суде. В статье ставятся вопросы: семь "зачем?" и одно "почему?". Ответы на них автор пытается ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Катречко С. Л., Платоновские исследования 2014 Т. 1 № 1 С. 108-122
Статья посвящена европейской метафизике как «тяжбе о бытии», начало которой положил Парменид в своем тезисе о Бытии («Сущее существует»; B 2.3). Однако в (прото)концепте Парменида неявно содержатся три концепта: Бытие, Единое, Сущее. Платон делает следующий шаг в развитии метафизики. Он различает в (прото)концепте Парменида концепты Бытия и Единого: Единое соотносится с субъектом предложения, а Бытие ...
Добавлено: 3 декабря 2014 г.
Гусейнов Г. Ч., М. : Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 1981
Диалог как драматургический жанр; зависимость построения философской мысли от типа высказывания. ...
Добавлено: 29 марта 2013 г.
Academia Verlag, 2013
This volume approaches the 'Socratic question' from a viewpoint that departs radically from mainstream lines of interpretation. The focus is not on the 'formal order' of the Socratics, that is on their subdivision in 'schools' and the 'doctrines' peculiar to each, but on the theoretical issues that these thinkers were able to develop in the ...
Добавлено: 11 ноября 2013 г.
Панченко Д. В., Новое литературное обозрение 2018 Т. 153 № 5 С. 19-30
В диалоге Платона «Лахет» Сократ роняет внешне незначительную фразу: «Да и закон устанавливает, что не прорицатель должен руководить военачальником, а военачальник – прорицателем» (199a). Однако эта фраза произносится в разговоре с полководцем Никием, о котором было известно, что тот, поверив прорицателям, погубил свое войско, а сам был казнен победителями. В нетривиальных обстоятельствах Никию не хватило ...
Добавлено: 29 октября 2018 г.
Гусейнов Г. Ч., В кн. : Античная культура и современная наука. : М. : Наука, 1985.
Добавлено: 29 марта 2013 г.
Доддс Э., Герменея 2013 № 5
Данная работа является переводом одного из ключевых текстов английского исследователя Эрика Доддса. В данной работе представлена интерпретация диалога Платона «Парменид», которая впоследствии была признана классической. ...
Добавлено: 12 декабря 2013 г.
Алиева О. В., Платоновские исследования 2016 Т. V С. 220-237
Заключительная часть «апологии» Сократа (Phd. 69bc) — единственное место в диалоге, где рассматривается отношение между разумением (φρόνησις) и добродетелью (ἀρετή). Однако характер этого отношения оставался неясным. Одни комментаторы видели здесь знаменитый «парадокс Сократа» («добродетель — это знание»), другие указывали на то, что в том же предложении φρόνησις рассматривается как средство достижения добродетели. Внимательное чтение пассажа ...
Добавлено: 3 октября 2016 г.
Панченко Д. В., Аристей. Aristeas: Вестник классической филологии и античной истории 2018 Т. 17 С. 70-92
Публикация состоит из двух частей, написанных в разное время. Первая представляет собой эссе, появившееся в самиздатском журнале «Метродор» в 1980 г. и посвященное отображению личности и философии Сократа в русской литературе, философии и филологии XX в. Вторая часть развивает интерпретацию феномена Сократа, предложенную в первой. Здесь в качестве центрального выступает вопрос о том, как соединить ...
Добавлено: 14 февраля 2019 г.
Алиева О. В., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 2 С. 237-245
Вопрос о связи христианского увещания с философским неоднократно затрагивался в литературе, однако, насколько нам известно, «Благодарственная речь» не упоминалась в этой связи. Между тем, этот текст, принадлежащий свт. Григорию Неокесарийскому или другому ученику Оригена служит важным свидетельством о христианском протрептике в III в. по Р.Х. и о влиянии на него философской традиции, в частности, Платона. ...
Добавлено: 27 мая 2013 г.
Шейнов Т. Г., Человек 2023 Т. 34 № 6 С. 48-64
Важнейшая проблема современной политической философии — утрата политикой независимости от других сфер человеческой деятельности. С начала прошлого века философы стремились обосновать уникальность политического бытия и обновить современный политико-философский словарь путем переопределения категорий античности (напр. τὸ ᾰ̓γᾰθόν, φῐλία, παρρησία и др.). Статья посвящена подходу к реабилитации политической сферы, основанному на политико-философском опыте древних греков. Теоретической основой ...
Добавлено: 6 декабря 2023 г.
Макарова И. В., Сократ 2011 № 3 С. 146-149
В VI книге "Государства" Платон обращает внимание безрадостное
существование неких немногих "добродетельных граждан" в обычном
государстве: "По отношению к государству положение самых порядочных
людей настолько тяжелое, что ничего не может быть хуже" (Государство,
488). Почему добродетель этих граждан не может найти согласия с существующим
государственным порядком? Почему законопослушный и добродетельный гражданин становится жертвой собственного государства? ...
Добавлено: 31 марта 2011 г.
Глухов А. А., ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2019 Vol. 13 No. 2 P. 513-536
В статье излагается исторический контекст «реверсивной» («трагической») концепции истины. Благодаря аттической драме Платона смог подступиться к проблеме конфликта своего блага и справедливости. Преодолевая недостатки трагических представлений, он пришел к пониманию человеческой реальности как сложного сюжета, чреватого внезапной полной переменой. Философское решение Платона включало два шага: рождение собственного нарратива о благе и верификацию этого нарратива через ...
Добавлено: 10 октября 2019 г.
Михайловский А. В., В кн. : Платоновский сборник: в 2 т. Т. 2.: М., СПб. : РГГУ-РХГА, 2013. С. 410-437.
В статье рассматривается проект философии, который М. Хайдеггер разрабатывает в период ректорства в согласии с моделью сообщества, описанной в «Государстве» Платона. Основная гипотеза исследования заключается в том, что концепция философии как эзотерического и элитарного знания о существе истины и как определенной программы образования позволила Хайдеггеру четко дистанцироваться от public sphere и критиковать любые публичные формы ...
Добавлено: 26 ноября 2013 г.
Жаркая В. Ю., Луховицкий Л. В., Byzantinische Zeitschrift 2020 Vol. 113 No. 1 P. 219-248
Добавлено: 31 октября 2019 г.