• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Лёвинджер

С. 59-78.

Свой подход Дж. Лёвинджер возводит к идеям А. Адлера, который первым стал отстаивать главенствующую роль эго по отношению к сфере влечений (Loevinger, 1976, с. 8). Дж. Лёвинджер исходит из того, что понятие эго точнее всего из ряда сходных понятий выражает управляющее начало, которое связано с сознанием и контролем над другими функциями.

Описанные Лёвинджер возрастные и индивидуальные различия в уровнях личностного развития и зрелости отражают степень развитости и общую структуру личностных ресурсов саморегуляции. Развитие личности, по Лёвинджер, заключатся в постепенном обретении большей автономии, большем управлении своим поведением, большем личностном контроле над его механизмами.

В теоретической модели Лёвинджер выделяется ряд последовательных стадий развития эго, которые автор избегает жестко привязывать к хронологическому возрасту; тем не менее они задают четкую логику развития и выстраиваются в иерархию, отражающую личностную зрелость. Некоторые из стадий рассматриваются как основные, некоторые - как переходные. Каждая стадия представляет собой сложную структуру нескольких признаков, включающих контроль (управление) импульсов, межличностные отношения и осознанные причины поведения. Границы между стадиями носят нечеткий характер. В случае застревания индивида на сравнительно ранней стадии последняя из генетической характеристики превращается в индивидуально-типологическую.

В книге

Подход через развитие эго: уровневая теория Дж. Лёвинджер
Под науч. редакцией: Д. А. Леонтьев М.: Смысл, 2011.