• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Опыт поэтологического прочтения текстов премии «Поэзия» (2020)

С. 348-380.

В статье дан обзор поэтологических установок, отразившихся в премиальном листе премии «Поэзия». Анализ направлен на выявление в стихах общих мест при взгляде на поэтическое искусство. В премиальном листе можно выделить четыре группы таких поэтологических «топосов»: «топосы», связанные со звуком, с языком, с обществом и с предназначением поэзии. В рамках поэтологии звука современные авторы предпочитают идти вслед за архаичной концепцией «музыки» как ключевым качеством поэзии. Говоря о языке, поэты, как правило, наследуют лингвистическую философию XX века, при этом обнаруживается стремление к противопоставлению «топосов» языка (письма) и звука (речи) как условно «авангардистского» и «традиционалистского» полюсов. В социальной сфере сильна тенденция к критике массового общества и особенно – профессионального сообщества как институтов, препятствующих творческой самореализации. И, наконец, в области телеологии поэзии преобладает понимание творчества как работы с травмой, как личной, так и общей (социальной, исторической, онтологической), при этом в поэтологию вводятся этическое и политическое измерения. В каждой из перечисленных групп встречаются и исключения, либо примыкающие к другим традициям, либо сугубо индивидуальные. Таким образом, эстетическая авторефлексия становится одной из центральных тем современной поэзии, стирающей грань между поэтическим и теоретическим дискурсами.

В книге

Опыт поэтологического прочтения текстов премии «Поэзия» (2020)
Азаренков А. А., Павловец М. Г., Пенская Е. Н. Воронеж: АО «Воронежская областная типография», 2020.