Глава
Why Reforms of Public Service of Russia Are Cyclic: An Institutional Explanation from a Liberal Perspective
В книге

Статья посвящается новейшей истории и современному состоянию кадровых аспектов государственного управления, иными словами – серьезной модернизации теории бюрократии и практическим попыткам ее совершенствования. Дан обширный библиографический анализ специальной, главным образом американской литературы в данной области, содержащий в том числе критические оценки последствий реформ и состояния американской госслужбы. Проводятся аналогии с состоянием аналогичной российской системы. Главный вектор изменений – стремление к дебюрократизации исполнительной власти, поиск ее новой, ограниченной по функциям и подконтрольной гражданскому обществу модели, в частности повышение уровня человеческого капитала, занятого в госаппарате через радикальное обновление его кадров, всемерное развитие НКО. Эра «большого правительства» пришла к концу. Процесс реформирования оказался нелегким, неоднозначным по кратковременным последствиям, со взлетами, затуханиями и периодической корректировкой избранного пути, но с неизменной общей направленностью. А в более широком плане он представляет значительный интерес с точки зрения общей теории государства, поскольку происходящее можно охарактеризовать как поиск нового типа государства, более соответствующего современным реалиям и потребностям.
Одной из главных проблем реформы российской бюрократии является то, что эта реформа отдана в руки самой бюрократии. Как изменить эту ситуацию? В статье, на теоретическом уровне, на уровне практических рекомендаций, авторы предлагают, как возможно улучшить конкурсный прием на вакантные должности в государственных органах.
The article integrates several theoretical and practical issues into the general context of the contemporary crisis of the bureaucratic state and a quest for new patterns of governance. Considering the paradox of the positive influence of social distrust on political development, the dependence between trust and corruption, and recent changes in the public management of several leading countries as a kind of administrative response to new situations in the contemporary world, the author devotes the main part of the article to the case of Russia. Several rounds of unsuccessful efforts to create a genuine public service in post-Soviet Russia are described and the reasons for failure are explored. The common denominator of the author’s approach is an appraisal of the current condition of bureaucratic state institutions and personnel as unsuited to contemporary public expectations and demands, and the vital need to make them much more responsive and cooperative.
Работа представляет широкий междисциплинарный взгляд на различные аспекты реформ государственной службы в ряде стран, включая Россию, в контексте происходящей в ведущих странах трансформации роли государства и характера его отношений с гражданским обществом. В первой - теоретической - части рассматриваются основные исторические концепции бюрократии, а также анализируются современные поиски ее новой ("поствеберовской") модели. Во второй - страноведческой - части в различных аспектах рассматриваются история и современное состояние гражданской службы в Великоброитании, США, Канаде, Франции, Германии. Заключительная часть каждого из страноведческих разделов - "Уроки для России". Третья часть монографии посвящена российской бюрократии в историческом и современном аспектах. В качестве приложений в книге даны этико-правовые акты разных стран, регулирующие этику поведения государственных служащих в США, Англии, Канаде, Казахстане, России.