• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

«Новое религиозное сознание» или ортодоксия? Трактат Николая Бердяева «Дух и реальность»

С. 311-326.

Общим местом в истории русской философии является утверждение о том, что метафизика Николая Бердяева является, с одной стороны, примером христианской философии, а с другой, она полностью порывает с церковной традицией христианского и, в особенности, православно-христианского богословия. Мне представляется интересным проверить правомочность этого утверждения на примере анализа одной из центральных работ Бердяева — трактата «Дух и реальность» — в контексте более ранних работ философа.
При обращении к трактату в первую очередь обращает на себя внимание факт несомненного влияния на зрелую метафизику Бердяева дискуссий о «новом религиозном сознании», разгоревшихся на Санкт-Петербургских религиозно-философских собраниях (1901–1903), а затем продолжившихся в докладах и прениях Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге, в особенности — в докладах первых сезонов. В рамках этих дискуссий подробно обсуждался вопрос о возможности обновления христианства и включения в него достижений современной светской культуры. Поскольку обсуждения были вдохновлены идеями сторонников «нового религиозного сознания» (З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковский, В. В. Розанов) о «святой плоти», одной из наиболее важной проблем, рассматривавшихся в дискуссиях, была проблема монашеской аскезы как той части православно-христианской традиции, которая не может быть соединена с культурными достижениями современного мира.


В книге

«Новое религиозное сознание» или ортодоксия? Трактат Николая Бердяева «Дух и реальность»
К.: Издательский Дом Дмитрия Бураго, 2018.