?
Утопический социализм
С. 117-120.
Клюкин П. Н.
Дано аналитическое описание научно-исследовательской и практической традиции утопического социализма.
В книге
Ч. 1: Ультразвук - Франко-Прусская. Т. XVII. , М. : Энциклопедия, Инфра-М, 2017
Ощепков И. В., Историко-философский альманах 2012 № 4 С. 29-45
Анализ трех вопросов о Едином и Многом в диалоге "Филеб". ...
Добавлено: 14 февраля 2014 г.
Прокопов К. Е., Schole. Философское антиковедение и классическая традиция 2019 Т. XIII № 1 С. 294-306
Corpus Platonicum, наряду с трагедиями классического периода и трактатом «О священной болезни» гиппократовского корпуса, дает обширные свидетельства об античной магии V-IV вв. Из этих источников мы узнаем, что тот, кто практиковал магию, обыкновенно именовался как ἐπῳδός — «заклинатель», γόης — «колдун» или «чародей», μάγος — «маг», φαρμακεύς — изготовитель различных снадобий. Названиями для самих магических ...
Добавлено: 16 января 2019 г.
Доддс Э., Герменея 2013 № 5
Данная работа является переводом одного из ключевых текстов английского исследователя Эрика Доддса. В данной работе представлена интерпретация диалога Платона «Парменид», которая впоследствии была признана классической. ...
Добавлено: 12 декабря 2013 г.
Павлов А. В., Социологическое обозрение 2022 Т. 21 № 1 С. 264-283
Статья посвящена историко-философскому исследованию книги «Город и человек», опубликованной политическим философом Лео Штраусом в 1964 году. Автор, осно¬вываясь на большом количестве материала, пытается ответить на вопрос о том, какое место занимает книга в творческом наследии Штрауса, а также предлагает собствен¬ное прочтение данной работы. Отмечая, что «Город и человек» по большей части счи¬тается маргинальной в сравнении ...
Добавлено: 28 октября 2022 г.
Прокопов К. Е., Платоновские исследования 2017 Т. 7 № 2 С. 33-54
Риторика— одна из ключевых тем диалога «Федр». Во второй части диалога Сократ говорит о риторике как о ψυχαγωγία (букв. «душевождение»). Понятие ψυχαγωγία первоначально обозначало процесс призвания мертвых, обращение к душам подземного мира для их явления в мир живых. Вне магического контекста ψυχαγωγία определяется как сила поэтических и риторических приемов, необходимых для убеждения слушателя. В этой ...
Добавлено: 15 декабря 2016 г.
Курдыбайло Д. С., Философский журнал 2023 Т. 16 № 4 С. 107-124
В школе одного из самых значительных неоплатоников III–IV вв. н.э. Ямвлиха Халкидского сформировался обычай начинать изучение философии Платона по его главным двенадцати диалогам, список которых получил название «канона Ямвлиха». Однако сведения о самом каноне и его составе полностью отсутствуют в сохранившихся работах Ямвлиха и очень фрагментарно упоминаются поздними неоплатониками. Перечень двенадцати диалогов сохранился в единственной ...
Добавлено: 1 ноября 2023 г.
Алиева О. В., Studia Patristica 2013 Vol. LXII No. 10 P. 69-80
The article considers some protreptic motifs of the First Alcibiades in St. Basil’s homily On the Words ‘Give Heed to Thyself’. Dealing with a verse from Deuteronomy (15:9: Πρόσεχε σεαυτῷ etc.). St. Basil evidently regards it as a biblical counterpart of the Delphic maxim γνῶθι σαυτόν, using the sacred text to impel his audience to virtue and self-knowledge. In the second part ...
Добавлено: 18 сентября 2013 г.
Плешков А. А., Problemos 2017 No. 91 P. 128-140
Добавлено: 24 марта 2017 г.
Макарова И. В., В кн. : Возможные миры. Семантика, онтология, метафизика. : М. : Канон+, 2011. Гл. 2. С. 23-39.
В работе рассматривается, как решается в античной и средневековой философии проблема единства/множественности миров и проблема вечности/сотворения мира. В античной философии, согласно одной тенденции, мир один, един, уникален (элеаты, Платон, Аристотель). Согласно второй, существует множество миров (пифагорейцы, атомисты). Сторонники первого направления расходились в вопросе о вечности мира. Сторонники второго дискутировали, существуют одновременно или последовательно сменяют друг ...
Добавлено: 12 марта 2013 г.
Водолазов Г. Г., Общественные науки и современность 2005 № 6 С. 128-134
Продолжение публикации, начатой в предыдущем номере. Приводятся второе-четвертое "письма Сократа Платону". Во втором письме Сократ объясняет, почему он отказался от защиты Лисия на суде и решил защищаться сам. Он расценивал свое последнее выступление на суде как завещание человечеству – нынешнему и будущему. Кроме того, у него никогда не было такой большой аудитории сограждан, пришедших послушать ...
Добавлено: 31 марта 2013 г.
Плешков А. А., Историко-философский ежегодник 2014 С. 29-52
Согласно наиболее распространенному среди историков философии мнению, Платон производит философскую концептуализацию понятия aiōn, употребляя его в значении «вечность» и подразумевая бесконечность и вневременность. Тем не менее внимательный анализ космологических идей Платона, рассмотренных в контексте раннего словоупотребления aiōn, позволяет поставить традиционную точку зрения под вопрос. В статье предложена попытка интерпретации понятия с учетом наиболее надежного из значений этого слова – «жизнь», расширенного ...
Добавлено: 12 июня 2013 г.
Клюкин П. Н., В кн. : История экономических учений. : М. : Юрайт, 2018. Гл. 16. С. 282-302.
Раскрыты основные этапы становления российской экономико-математической школы
и логика их перехода, фамилии основных экономистов-математиков России дореволюционного периода включая Н.Д. Кондратьева ...
Добавлено: 17 октября 2018 г.
Dmitry Kurdybaylo, Kurdybaylo I., ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2022 Vol. 16 No. 2 P. 493-505
Добавлено: 1 октября 2022 г.
Глухов А. А., В кн. : Платоновский сборник. Т. 1.: М., СПб. : РГГУ-РХГА, 2013. Гл. 18. С. 405-435.
В статье предлагается интерпретация диалога Платона «Горгий» в контексте политической мысли постницшеанцев (М. Хайдеггер, Л. Штраус, Х. Арендт, Ж. Делез, М. Фуко). Каждый из участников диалога претендует на обладание свободной речью. В «Горгии» представлены две политические логики: «гео- метрическая» (в беседе с Полом) и «эротическая» (в беседе с Калликлом). Фило- софия в лице Сократа владеет ...
Добавлено: 14 ноября 2013 г.
Макарова И. В., Платоновские исследования 2017 Т. 7 № 2 С. 127-146
В данной статье рассматривается вопрос о происхождении философского мифа о пещере, приведенного в диалоге Цицерона De natura deorum (II, 95-96), а также делается попытка его интерпретации. Цицерон утверждает, что автором этого мифа является Аристотель, но не сообщает названия текста, в котором этот миф присутствует. Принято считать, что миф о пещере излагался в несохранившемся диалоге Аристотеля ...
Добавлено: 27 января 2018 г.
Глухов А.А., Художественная культура 2013 № 1
В статье предлагается обзор позиций известных философов (Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида) по проблеме власти искусства. Несмотря на существенные различия между своими подходами к искусству, эти мыслители интересовались одинаковым кругом вопросов и проблем. Этот контекст помогает по-новому взглянуть на суровую критику, которой искусство подверглось у Платона. В его критике нет ничего особенного, скорее это типичный философский ...
Добавлено: 17 мая 2013 г.
Глухов А. А., Вестник Русской христианской гуманитарной академии 2013 Т. 14 № 3 С. 19-27
В статье рассматривается политический смысл диалектического метода Платона. Диалектике нередко придается исключительно логическое значение, однако два вида диалектики («Федр») следует трактовать политически: как движение свободы и движение справедливости. Производится сравнение трактовки диалектики у Платона, Аристотеля, Гегеля и Рикера. ...
Добавлено: 10 декабря 2013 г.
Шейнов Т. Г., Человек 2023 Т. 34 № 6 С. 48-64
Важнейшая проблема современной политической философии — утрата политикой независимости от других сфер человеческой деятельности. С начала прошлого века философы стремились обосновать уникальность политического бытия и обновить современный политико-философский словарь путем переопределения категорий античности (напр. τὸ ᾰ̓γᾰθόν, φῐλία, παρρησία и др.). Статья посвящена подходу к реабилитации политической сферы, основанному на политико-философском опыте древних греков. Теоретической основой ...
Добавлено: 6 декабря 2023 г.
Алиева О. В., Würzburger Jahrbücher für die Altertumswissenschaft. Neue Folge 2018 Vol. 42 P. 5-18
This paper examines the parallels between the theory of pleasure ascribed by Plato to the ‘enemies of Philebus’, in the homonymous dialogue, and that of the ‘wise men’, in the Republic 9. Though some of these parallels were noticed by G. Grote in 1865 and by J. Adam in 1907, their observations did not receive ...
Добавлено: 27 сентября 2017 г.
Глухов А. А., ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and the Classical Tradition 2019 Vol. 13 No. 2 P. 513-536
В статье излагается исторический контекст «реверсивной» («трагической») концепции истины. Благодаря аттической драме Платона смог подступиться к проблеме конфликта своего блага и справедливости. Преодолевая недостатки трагических представлений, он пришел к пониманию человеческой реальности как сложного сюжета, чреватого внезапной полной переменой. Философское решение Платона включало два шага: рождение собственного нарратива о благе и верификацию этого нарратива через ...
Добавлено: 10 октября 2019 г.
Михайловский А. В., В кн. : Платоновский сборник: в 2 т. Т. 2.: М., СПб. : РГГУ-РХГА, 2013. С. 410-437.
В статье рассматривается проект философии, который М. Хайдеггер разрабатывает в период ректорства в согласии с моделью сообщества, описанной в «Государстве» Платона. Основная гипотеза исследования заключается в том, что концепция философии как эзотерического и элитарного знания о существе истины и как определенной программы образования позволила Хайдеггеру четко дистанцироваться от public sphere и критиковать любые публичные формы ...
Добавлено: 26 ноября 2013 г.
Ямпольская А. В., История философии 2015 Т. 20 № 1 С. 237-258
В статье анализируется проблема истины у Хайдеггера и Койре на материале интерпретации тем и другим «Государства» Платона. Хайдеггер прочитывает «Государство» прежде всего как миф о сокрытии и несокрытости, в котором раскрывается мышление бытия. Хайдеггеровское определение истины как несокрытости приводит его к выводу о том, что ложное не есть обман, искажение или уничтожение истины, но «храняющее ...
Добавлено: 20 октября 2015 г.
Алиева О. В., Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение 2012 № 3 (41) С. 105-114
Так называемый сократический протрептик традиционно рассматривается в качестве «переходной» формы от софистических эпидейктических выступлений к ранним диалогам Платона. Цель данной работы — рассмотреть свидетельства о «сократических протрептиках» и понять, можем ли мы говорить о сложившемся жанре и о переходном характере такого жанра. Кроме того, мы обращаем внимание на некоторые методологические сложности, связанные с описанием протрептического ...
Добавлено: 1 апреля 2013 г.
Скворцов А. А., Платоновские исследования 2023 № 19.2 С. 97-117
Учение о душе Платона рассматривается в данной статье в контексте структуры описанного им диалектического круга познания. В процессе его прохождения душа преобразовывает собственные способы деятельности, открывает для себя новые предметы познания и вступает в различные отношения с телом. Этот путь душевного развития воплощается в произведениях автора в закономерную последовательность определений души, выступающих как для нас, ...
Добавлено: 25 октября 2023 г.