?
Литературные истоки "забавных книг" коккэйбон
С. 196-203.
Статья посвящена рассмотрению происхождения одного из жанров развелкательной литературы эпохи Токугава - коккэйбон. В центре внимания - взаимовлияние коккэйбон и других жанров гэсаку, а также разнообразных видов искусств, и эклектичный характер произведений популярной литературы Токугава в целом.
Язык:
русский
В книге
СПб. : Издательский дом "Гиперион", 2017
Борькина А. Ю., Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика 2018 Т. 10 № 1 С. 49-56
Рассматриваются основные особенности механизмов развития сюжета первой части произведения «То̄кайдо̄тю̄ хидзакуригэ» Дзиппэнся Икку, одного из ярчайших представителей жанра коккэйбон («забавные книги»). В качестве главных тенденций, нашедших свое воплощение и в последовавших частях рассматриваемого литературного памятника, выделяются следующие: использование ряда приемов и сюжетных ходов путевой литературы предшествующих эпох, применение трех базовых техник (угати, игра слов, комедия ...
Добавлено: 30 сентября 2018 г.
Борькина А. Ю., В кн. : Азия и Африка: Наследие и современность. XXIX Международный конгресс по источниковедению и историографии стран Азии и Африки, 21–23 июня 2017 г.: Материалы конгресса. Т. 2.: СПб. : Студия НП-Принт, 2017. С. 393-395.
Рассматриваются разнообразные техники создания юмористических ситуаций в произведении Дзиппэнся Икку "Токайдотю хидзакуригэ" ...
Добавлено: 30 сентября 2018 г.
Борькина А. Ю., В кн. : История и культура Японии. Вып.12. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. С. 101-107.
В статье рассматриваются биографии двух выдающихся авторов «забавных книг» коккэйбон, Дзиппэнся Икку и Сикитэй Самба. Прославленные литераторы своего времени, он интересны также своими необычными судьбами и эксцентричным поведением, нашедшим яркое отражение как в их личных воспоминаниях, так и в работах современников. Одну из наиболее полных характеристик личности и творчества Дзиппэнся Икку и Сикитэй Самба дал ...
Добавлено: 21 февраля 2020 г.
Борькина А. Ю., В кн. : ЯПОНИЯ: 150 лет революции Мэйдзи. Исследования российских и зарубежных учёных, посвящённые 150-ой годовщине революции Мэйдзи. : СПб. : Art-xpress, 2018. С. 403-412.
Рассматривается влияние произведений массовой литературы гэсаку, в частности, юмористических произведений коккэйбон, на развитие новой мэйдзийской литературной традиции в Японии. ...
Добавлено: 30 сентября 2018 г.
Борькина А. Ю., В кн. : Китай и соседи. Сборник материалов 2-й научной конференции молодых востоковедов. : ООО "Издательство "ЛЕМА", 2017. С. 46-50.
В центре рассмотрения - концепт изменчивого мира, нашедший свое воплощение в юмористических произведениях Дзиппэнся Икку и Сикитэй Самба ...
Добавлено: 30 сентября 2018 г.
Борькина А. Ю., В кн. : История и культура Японии 11. : СПб. : Издательский дом "Гипперион", 2018. С. 204-210.
Рассматривается репрезентация города Эдо в юмористических произведениях коккэйбон Сикитэй Самба о посетителях городской бани и городской парикмахерской. ...
Добавлено: 30 сентября 2018 г.
Борькина А. Ю., В кн. : История и культура Японии. Вып. 13. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. С. 341-356.
Статья посвящена анализу коккэйбон Дзиппэнся Икку «То:кайдо:тю: хидзакуригэ» с точки
зрения воплощения в нем сверхъестественного. Икку, будучи творцом развлекательной городской литературы гэсаку, в своем произведении сконцентрирован прежде всего на максимально реалистичном изображении широкой картины быта и нравов поселений на тракте
То:кайдо:, которые посещают главные герои. Перенесение внимания на чистую бытийность,
на практическую сторону жизни и плотские удовольствия стало ...
Добавлено: 8 марта 2021 г.
СПб. : Издательский дом "Гиперион", 2022
В книге представлен перевод с японского языка на русский памятника литературы эпохи Токугава (1603 - 1867) "На своих двоих по тракту Токайдо", созданного писателем Дзиппэнся Икку (1765 - 1831), одним из крупнейших мастеров своего времени. Произведение относится к жанру юмористической прозы коккэйбон (с японского - "забавные книги") и повествует о путешествии двух мужчин, Ядзи и ...
Добавлено: 15 июня 2022 г.
Борькина А. Ю., Японские исследования 2020 № 2 С. 82-95
. Статья поднимает проблему классификации многочисленных персонажей произведения Дзиппэнся Икку «То:кайдо:тю: хидзакуригэ», одного из ярчайших представителей жанра коккэйбон, относящегося к юмористическому пласту развлекательной литературы гэсаку эпохи Токугава. При этом объектом исследования становятся как специфические черты, так и основные функции героев, комическое взаимодействие которых составляет основу развития повествования «То:кайдо:тю: хидзакуригэ». Система персонажей рассматривается как один из ...
Добавлено: 2 июля 2020 г.
Борькина А. Ю., Японские исследования 2021 № 3 С. 6-18
Статья посвящена рассмотрению основных нарративных стратегий произведения
«То:кайдо:тю хидзакуригэ» (1802–1809) авторства Дзиппэнся Икку (1765–1831) в контексте понятия
«культура игры». Феномен «культуры игры» был связан с поисками городским сословием в Японии
в эпоху Токугава (1603–1868) новых форм выразительности, восприятия и переосмысления
существовавшего миропорядка. Развлекательная литература гэсаку, в том числе, и сочинение Икку,
стали воплощением подобного концепта, основанного, прежде всего, на карнавальном
переворачивании ...
Добавлено: 11 октября 2021 г.
Оськина А. С., В кн. : История и культура Японии. Вып.12. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2020. Гл. 4. С. 59-86.
Данная статья посвящена дорожным записям в дневнике «Идзаёи никки» монахини Абуцу (1222?–1283), в которых отразилась целая литературная эпоха. Абуцу описывает свое путешествие в темных тонах, лейтмотивом являются моросящий дождь, дорожное платье, не просыхающее от слез, и нескончаемый страх за будущее поэзии, за жизнь детей и свою собственную. С помощью дневника Абуцу заявляет о своей готовности ...
Добавлено: 11 марта 2020 г.
Мещеряков А. Н., СПб. : Петербургское Востоковедение, 2018
Настоящее издание состоит из двух частей.
Первая часть включает монографию «Древняя Япония: культура и текст». В этом исследовании известный ученый-японовед и литератор А. Н. Мещеряков сделал попытку представить основные виды письменных форм творчества в древней Японии (история, поэзия, проза, религиозные сочинения) как составляющие единого информационного текстового потока. Это первая попытка такого рода, предпринятая в отечественном японоведении.
Хронологические ...
Добавлено: 27 января 2019 г.
А. Ю. Борькина, Японские исследования 2023 № 3 С. 6-16
В статье проанализированы три произведения современной японской писательницы Каваками Хироми («Хокусай», «Наступить на змею», «Некий»), в которых в качестве центрального элемента выступает мотив метаморфозы. Метаморфоза в работах Каваками воспринимается в равной степени как неотъемлемая часть мифологического сознания и как метод, наглядно демонстрирующий путь преображения героя. В рассказе «Хокусай» главный герой встречается с осьминогом-оборотнем с гравюры ...
Добавлено: 14 октября 2023 г.
Торопыгина М. В., Вопросы философии 2020 № 2 С. 133-144
Сборник «Китайские истории» («Кара моногатари») представляет собой собрание из 27 историй разного объема. Действие всех историй происходит в Китае. Сюжеты находят соответствие в целом ряде китайских источников, среди которых исторические сочинения, танские и сунские новеллы, стихи и поэмы Бо Цзюй-и. Датировка «Кара моногатари» долгое время была предметом дискуссии, окончательно вопрос не решен и сейчас. По ...
Добавлено: 3 марта 2020 г.
Средневековые японские гомункулы в историях «О том, как Сайгё сделал человека на горе Коя» и «Хасэо»
Торопыгина М. В., В кн. : Труды Института востоковедения РАН. Вып. 28: Письменные памятники Востока: Проблемы перевода и интерпретации. Избранные доклады: Том III .: М. : ИВ РАН, 2020. С. 236-252.
В публикации представлен перевод на русский язык двух средневековых японских рассказов. История «О том, как Сайгё сделал человека в горах Коя» входит в сборник рассказов сэцува Сэндзюсё, датируемый второй половиной XIII в. Текст «Хасэо» относится к жанру отогидзоси, он датируется началом XIV в. Рассказы объединяет то, что в них появляются люди, созданные при помощи магии, ...
Добавлено: 16 августа 2020 г.
Забережная О. А., Бурмистров И. Д., Олейник Д. А. и др., В кн. : История и культура Японии. Вып. 13. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2021. С. 196-211.
Статья посвящена исследованию цветовой характеристики в прозе японского писателя и поэта Миядзава Кэндзи (1896–1933). В течение всей жизни Миядзава трудился на благо простого народа. Он знакомил крестьян своей родной префектуры с новейшими достижениями сельского хозяйства и пытался привить им любовь к искусству. Миядзава был последователем школы Нитирэн и проповедовал веру в «Лотосовую сутру». Редко публикуемый ...
Добавлено: 25 июня 2021 г.
Забережная О. А., Вестник Московского университета. Серия 13: Востоковедение 2015 № 2 С. 29-37
В статье на основе эссе и художественного материала рассматриваются эстетические
представления японского писателя Сиги Наоя, признанного автора короткого рассказа. Стиль
этого писателя выделяется своей лаконичной и сдержанной манерой изложения, отсутствием в
произведениях захватывающего сюжета. Сига превозносится критиками как сенсуалист,
способный тонко чувствовать красоту окружающего мира. Анализ художественных воззрений
автора позволяет объяснить эффект, который производит проза Сиги на японского читателя. Так,
по ...
Добавлено: 23 октября 2018 г.
Родин С. А., В кн. : История и культура Японии. Вып. 14. : М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022. С. 73-84.
В историю японской литературы ХХ столетия имена писателей Кавабата Ясунари и Мисима Юкио вписаны, как сказали бы люди эпохи текстовых редакторов, полужирным шрифтом. Кавабата вошёл в историю в качестве первого японского нобелевского лауреата по литературе, главы японского отделения ПЭН-клуба и хранителя традиций изящной словесности. Мисима, один из самых переводимых японских авторов современности, вписал своё имя ...
Добавлено: 17 ноября 2022 г.
Магера Ю. А., В кн. : Манга в Японии и России. Вып. 2. Вып. 2.: Фабрика комиксов, 2018. С. 264-290.
В статье рассматриваются, главным образом, работы японских авторов манги 1970-х гг. Такэмии Кэйко и Хагио Мото, создавших новый жанр "сёнэн-ай" (boy's love). Данный жанр манги, предназначенный для женской аудитории и получивший развитие в Японии, испытал значительное влияние французского искусства, в особенности - французской литературы и кинематографа. Такие фильмы, как "Особенная дружба" (1964) или произведения писателя Жана Кокто и ...
Добавлено: 3 октября 2018 г.
Оськина А. С., В кн. : Survival and Sustainability: Contemporary Studies in Humanities 2. Issue 314.: Chiba University, 2017. Гл. 3. С. 56-72.
Данная глава знакомит читателя с текстом иллюстрированной книги "Ханакадзура" и включает расшифровку текста на классическом японском языке, а также его комментированный перевод на русский язык. ...
Добавлено: 20 февраля 2018 г.
Родин С. А., В кн. : История и культура традиционной Японии 5. Вып. XLIX.: М. : Издательский дом "Гиперион", 2012. С. 25-41.
Исследование политических процессов по материалам поэтической антологии "Кайфусо" ...
Добавлено: 7 ноября 2017 г.
Ёмота И., Историческая экспертиза 2022 № 1 С. 11-25
Текущая международная общественно-политическая ситуация в связи
с Россией настраивает японских интеллектуалов и японское общество
в целом на мемуарно-рефлексивную, ностальгическую тональность. Чем
представляется Россия и Советский Союз в глазах японцев? Отечественная история культуры в самом широком смысле — классическая литература, классическая музыка, наука, кино, космос, кухня — все это подвергается беглому, краткому, но панорамному рассмотрению со стороны одного из ...
Добавлено: 25 октября 2022 г.