?
Коррекция дислексии и дисграфии. Опыт успешного применения комплексного подхода
С. 135-139.
Рассмотрены ключевые компоненты методики коррекции дислексии и дисграфии, показавшей значительный положительный результат. Особое внимание уделяется лингвистическим аспектам программы коррекции: анализу ошибок с точки зрения теории языка, методам, с помощью которых определялись локусы дефицита, принципам, на основе которых подбирались упражнения для устранения дефицита.
Язык:
русский
В книге
Т. 2. , М. : Издательство РУДН, 2017
Дорофеева С. В., Вестник Московского университета. Серия 9: Филология 2017 № 5 С. 189-196
Статья посвящена проблеме дислексии, то есть специфических нарушений в процессах освоения письменной речи у детей. Рассматривается, насколько знания современной нейролингвистики могут быть полезны при составлении коррекционных программ. Обсуждается, что может дать в свою очередь изучение дислексии лингвистике, в том числе в контексте ключевых для языкознания вопросов о том, как соотносятся врождённые биологические основы и влияние ...
Добавлено: 9 января 2018 г.
Svetlana V. Dorofeeva, Зорина Е. В., Горанская Д. Н. и др., Journal of Speech, Language, and Hearing Research 2022 Vol. 65 No. 10 P. 3809-3826
Добавлено: 5 сентября 2022 г.
О.В. Драгой, С.В. Дорофеева, А.А. Лопухина и др., Вестник Российского фонда фундаментальных исследований 2022 № 2(109) С. 145-158
Данная работа представляет комплексное кроссметодическое экспериментальное исследование нарушений навыков фонологической обработки у русскоговорящих детей с дислексией. Мы разработали и стандартизировали русскоязычную батарею тестов для оценки навыков фонологической обработки, с её помощью оценили особенности фонологического дефицита у детей с дислексией и провели анализ трудностей чтения и их мозговых структурных коррелятов, используя современные методы видеоокулографии и нейровизуализации. ...
Добавлено: 5 сентября 2022 г.
Светлана Валентиновна Дорофеева, Виктория Алексеевна Решетникова, Серебрякова М. Н. и др., Российский журнал когнитивной науки 2019 Т. 6 № 1 С. 14-24
Стандартизированные тесты с нормативными данными стали золотым стандартом для оценки навыков чтения и для диагностики специфического расстройства чтения (дислексии) для многих языков. Для русского языка имеется такой тест для исследования чтения — Стандартизированная методика исследования навыков чтения, разработанная А. Н. Корневым и впервые опубликованная в 1997-м году. Однако наиболее свежие доступные нормативные данные по этой методике были собраны ...
Добавлено: 4 февраля 2020 г.
Паршина О. А., Лопухина А. А., Sofya Goldina и др., Annals of Dyslexia 2022 Vol. 72 No. 3 P. 403-425
Добавлено: 31 октября 2021 г.
М. : Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2022
В журнале представлены рефераты книг и статей отечественных и зарубежных авторов по проблемам общего и сравнительно-исторического языкознания, теоретическим проблемам лингвистики, фонетики и фонологии, прикладного языкознания, социолингвистики, психолингвистике, исследуются темы по морфологии и синтаксису, лексикологии и стилистике, даются портреты лингвистов.
В 2017 г. журнал «Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание» изменил свой ...
Добавлено: 21 апреля 2023 г.
Новожилова Е. А., Гордеева Е. А., Ступина Е. А. и др., / НИУ ВШЭ. Series WP BRP "Linguistics". 2020. No. 94/LNG/2020.
В данном исследовании мы выдвинули гипотезу о том, что понимание и восприятие речи анатомически разделены в левой височной доле. Кроме того, мы хотели показать, что стандартного интраоперационного теста на называние объектов недостаточно для полноценного картирования речи в левой височной доле. Во введении мы привели существующую информацию о речевых процессах в левой височной доле и об ...
Добавлено: 27 октября 2020 г.
Герасимов Д. В., Вопросы языкознания 2017 № 1 С. 137-149
Рецензия на книгу B. MacWhinney, A. Malchukov, E. Moravcsik. Competing Motivations in Grammar and Usage. Oxford: Oxford University Press, 2014, xxii + 446 p. ...
Добавлено: 28 ноября 2017 г.
Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2017
Организуемый раз в 5 лет Международный Конгресс памяти А.Р. Лурия является важнейшим событием в мировой
психологии, ибо А.Р. Лурия, по общему признанию, внес огромный вклад в развитие самых разных областей психологии
и смежных наук.
Настоящий сборник тезисов V-го Международного Конгресса памяти А.Р. Лурия включает работы более 300 психологов, врачей и педагогов из нескольких десятков регионов России, а также ...
Добавлено: 14 октября 2017 г.
Patient studies and brain stimulation evidence suggest that language processing can be enhanced by altering the interhemispheric balance: namely, preferentially enhancing left-hemisphere activity while suppressing right-hemisphere activity. To our knowledge, no study has yet compared the effects of such bilateral brain stimulation to both logically necessary control conditions (separate left- and right-hemisphere stimulation). This study did so ...
Добавлено: 2 октября 2018 г.
Юрченко А. Н., Исаев Д. Ю., Бергельсон М. Б. и др., В кн. : Шестая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Калининград, 23–27 июня 2014 г. Вып. 6.: Калининград : [б.и.], 2014. С. 652-653.
Работа посвящена вопросу о том, как функциональный языковой стиль влияет на восприятие отдельных слов в составе предложений и с какой специфической электрофизиологической реакцией это связано. В тезизах представлены цель, материал и методика проведения эксперимента с применением метода связанных с событиями потенциалов мозга. ...
Добавлено: 5 июля 2014 г.
Добавлено: 28 сентября 2017 г.
Малютина С. А., Погосбекян Э. Л., Баталов А. И. и др., В кн. : Когнитивная наука в Москве: новые исследования. Материалы конференции 15 июня 2017 г. : Буки Веди, 2017. С. 231-236.
Представляется, что возрастные и индивидуальные различия присутствуют не только в таких высших психических функциях, как восприятие, память, внимание, мышление, но и в языковой обработке (речи), где они пока изучены гораздо меньше. Например, в отношении синтаксической обработки до сих пор нет окончательного ответа, нарушается ли с возрастом только её скорость, либо также правильность. Целью данной работы ...
Добавлено: 28 сентября 2017 г.
Алексеева М. А., Мячиков А. В., Штыров Ю. Ю., Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова 2022 Т. 72 № 5 С. 666-677
Функционирование языка как системы коммуникации описывается множеством лингвистических теорий, которые не всегда согласуются между собой и зачастую не опираются на когнитивные и/или нейробиологические данные. Одним из наиболее ярких примеров является предложенная теорией универсальной грамматики “нулевая морфема” – концепт, имеющий лишь абстрактное значение при отсутствии фонологической реализации (например, нулевое окончание существительных в некоторых падежах: ср. стол-Ø (Им. п.) ...
Добавлено: 20 сентября 2022 г.
Вена : Praesens, 2010
Книга описывает взаимосвязь между многоязычием и литературной продуктивностью. ...
Добавлено: 9 ноября 2012 г.
Добавлено: 4 декабря 2018 г.
Толкачева В. А., Крабис А. В., Буклина С. Б. и др., В кн. : Когнитивная наука в Москве: новые исследования (16 июня 2015 г.). : М. : Буки Веди, 2015. С. 434-439.
Основная цель данной работы – разработать и апробировать метод тестирования функции номинации объектов и действий у пациентов с опухолью головного мозга, а также выявить корреляцию между ментальной репрезентацией существительных и глаголов и расположением опухоли в мозге. Исследование проводится на материале русского языка и сравнивает результаты тестирования пациентов до и после резекции опухоли головного мозга. Показано, что до операции пациенты с опухолью в височных областях делают больше ошибок при назывании действий и объектов, чем пациенты с опухолью в лобных ...
Добавлено: 19 июня 2015 г.
Maria Alekseeva, Мячиков А. В., Beatriz Bermudez‑Margaretto и др., Scientific Reports 2022 Vol. 12 Article 13114
Добавлено: 20 сентября 2022 г.
Щеглова Е. А., В кн. : Когнитивные исследования языка. Вып.№4(51). Язык - социальная когниция - коммуникация. Материалы XI Международного конгресса по когнитивной лингвистике. 2022. Кн. 51: Язык-Социальная когниция-Коммуникация. Вып. 4.: Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2022.
В настоящем исследовании мы провели анализ воксел-ориентированной морфометрии серого вещества мозга в группах детей нарушением чтения и без него. Анализ был выполнен с использованием двух пайплайнов – FSL и SPM. Наше исследование подтвердило связь успешности фонологической обработки с метриками серого вещества в билатеральной инсуле и левом мозжечке. Однако между результатами в FSL и SPM была ...
Добавлено: 13 февраля 2023 г.
Слюсарь Н. А., Киреев М. В., Коротков А. Д. и др., В кн. : Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. : Институт психологии РАН, 2018. С. 505-507.
На современном этапе развития наук о мозге не вызывает сомнениятот факт, что обеспечениевысших видов деятельности человека обеспечива- ется мозговыми нейрональнымисистемами. В настоящий момент нако- плено много информации относительно функциональной специализации отдельных звеньев таких систем. Однако, как именно работают такие си- стемы, до сих пор остается недостаточно изученным:неизвестными оста- ются закономерности формирования и реорганизации функциональных связей ...
Добавлено: 23 января 2019 г.
Арутюнян В. Г., Калининград : Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, 2017
Представлен междисциплинарный подход к проблеме организации ментального лексикона человека. Анализируются психолингвистические модели визуального распознавания слов, а также нейробиологические механизмы чтения. Дан обзор базовых нейролингвистических тем, таких как структура и функционирование центральной нервной системы, организация памяти, модели ментального лексикона и лексического доступа, электрофизиологический подход к исследованию речи и языка, классификация и типы афазий, генетические нарушения языка ...
Добавлено: 23 февраля 2018 г.
Дорофеева С. В., Решетникова В. А., Зырянов А. С. и др., В кн. : Восьмая международная конференция по когнитивной науке: тезисы докладов. : М. : Институт психологии РАН, 2018. С. 331-333.
Дислексия – избирательная неспособность овладения навыками чтения при сохранных интеллекте и устной речи – относится к наиболее распространенным трудностям обучения, от которой в России страдают около 10% детей (Лалаева, 2002). Наряду со множеством нелингвистических причин дислексии (чтение – сложный когнитивный процесс, к его нарушению могут привести трудности реализации разнообразных психических функций), гипотеза о дефиците фонологического восприятия и анализа является центральной в современной ...
Добавлено: 10 января 2019 г.
Дорофеева С. В., Вопросы психолингвистики 2017 Т. 3 № 33 С. 184-201
Язык и речь являются неотъемлемой частью мышления и общения человека, но в последнее время отмечается рост количества детей, испытывающих трудности в освоении речи. Работа посвящена опыту успешной коррекции дислексии и дис- графии смешанного типа у русскоязычного ребенка 10-летнего возраста. Програм- ма коррекции состояла из двух этапов. Первый этап – трехнедельный курс интен- сивных занятий, направленных ...
Добавлено: 6 октября 2017 г.