• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

О понятиях всеобщая – всемирная – глобальная история: источниковедческий аспект

С. 15-20.

В XX в. процесс глобализации выявил недостаточность европоцентричной «всеобщей истории» и стимулировал поиск методов выхода за ее пределы и реализации проектов «всемирной истории» / «глобальной истории».

Цель работы – эксплицировать теоретические ограничения реализации проекта «всемирной»/«глобальной» истории и предложить методологию компаративного источниковедения как подход к ее конструированию.

Материал и методы. В работе дан анализ понятий «всеобщая история», «всемирная история», «глобальная история» в современной исторической науке; в контексте теории исторического процесса проанализированы границы понятия «всеобщая история». Методологическую основу исследования составляет феноменологическая концепция источниковедения.

Результаты и их обсуждение. Обоснованы границы «всеобщей истории», территориально охватывающей «духовную Европу» (термин Э. Гуссерля), хронологически – период от рубежа VII-VI вв. до н.э. до середины XX в. Соответственно поставлен под сомнение проект «экстенсивного» расширения «всеобщей истории» до «всемирной»/«глобальной» истории за счет преодоления европоцентризма. Продемонстрированы возможности построения «глобальной истории» на основе компаративного источниковедения – метода сравнительно-исторического исследования, базирующегося на осмыслении основной классификационная единица источниковедения – вида исторических источников как репрезентации форм социальной деятельности, совокупность которых составляет историю общества. В основе метода – неоклассической феноменологической концепции источниковедения, концептуально восходящей к русской версии неокантианства, акцентировавшего внимание на эмпирическом объекте исторического познания – историческом источнике. Развитие представлений об объекте от исторического источника к системе видов исторических источников и к универсальному понятию «эмпирическая реальность исторического мира» (О.М. Медушевская) позволило предложить метод конструирования «глобальной истории».

Заключение. Построение «всемирной»/«глобальной» истории возможно в неклассической и постнеклассической моделях науки – как нарратив, подчиненный воле историка, в неоклассической модели науки – как компаративное исследование, опирающееся на экспликацию структуры глобального эмпирического объекта – эмпирической реальности исторического мира.

В книге

Т. 22. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2016.